Добро и зло в повести Н.В. Гоголя
Ночь перед Рождеством
Сенько Наталья Александровна
Пояснительная записка:
Данный урок является заключительным в цикле уроков, посвященных изучению творчества Н.В. Гоголя в 5 классе. Обучающиеся самостоятельно читают текст художественного произведения (урок внеклассного чтения), готовят выразительное чтение отдельных эпизодов. Использование мультимедийного сопровождения (фрагменты из мультфильма) помогает разнообразить урок литературы, делает его ярким и запоминающимся.
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения писателя «Ночь перед Рождеством», вспомнить традиции и обычаи празднования Рождества в нашей стране.
Задачи мероприятия:
1) Обучающие:
- обобщить и совершенствовать знания, полученные при изучении повести Н.В. Гоголя: знание сюжета произведения, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;
- выделить общечеловеческие ценности в повести;
- вспомнить следующие термины: юмор, повесть, фантастика;
- расширить представления о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей: стремление к добру и красоте, неприятие и отрицание зла.
2) Развивающие:
- способствовать развитию навыков выразительного чтения и выборочного пересказа, развивать навыки сопоставительного анализа текста;
3) Воспитательные
- воспитывать у обучающихся интерес к народным традициям, национальной культуре;
- формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.
Ожидаемые результаты учащихся:
1. Личностные:
- формирование представлений о творчестве как ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова;
- развитие чуткости к слову, понимание таких нравственных понятий как любовь, верность, самопожертвование.
2. Метапредметные:
- развитие умений и навыков наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;
- формирование и развитие устной речи обучающихся, их читательской наблюдательности, образного мышления и творческого воображения;
3. Предметные:
-умение охарактеризовать героев, пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов
Средства проведения мероприятия:
презентация, интерактивная доска.
Данный урок является заключительным в цикле уроков, посвященных изучению творчества Н.В. Гоголя в 5 классе. Обучающиеся самостоятельно читают текст художественного произведения (урок внеклассного чтения), готовят выразительное чтение отдельных эпизодов. Использование мультимедийного сопровождения (фрагменты из мультфильма) помогает разнообразить урок литературы, делает его ярким и запоминающимся.
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения писателя «Ночь перед Рождеством», вспомнить традиции и обычаи празднования Рождества в нашей стране.
Задачи мероприятия:
1) Обучающие:
- обобщить и совершенствовать знания, полученные при изучении повести Н.В. Гоголя: знание сюжета произведения, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;
- выделить общечеловеческие ценности в повести;
- вспомнить следующие термины: юмор, повесть, фантастика;
- расширить представления о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей: стремление к добру и красоте, неприятие и отрицание зла.
2) Развивающие:
- способствовать развитию навыков выразительного чтения и выборочного пересказа, развивать навыки сопоставительного анализа текста;
3) Воспитательные
- воспитывать у обучающихся интерес к народным традициям, национальной культуре;
- формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.
Ожидаемые результаты учащихся:
1. Личностные:
- формирование представлений о творчестве как ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова;
- развитие чуткости к слову, понимание таких нравственных понятий как любовь, верность, самопожертвование.
2. Метапредметные:
- развитие умений и навыков наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;
- формирование и развитие устной речи обучающихся, их читательской наблюдательности, образного мышления и творческого воображения;
3. Предметные:
-умение охарактеризовать героев, пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов
Средства проведения мероприятия:
презентация, интерактивная доска.
Ход урока:
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной в наше время теме: понимание добра и зла в жизни человека, но прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним об истории празднования Рождества в нашей стране.
- Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной в наше время теме: понимание добра и зла в жизни человека, но прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним об истории празднования Рождества в нашей стране.
- Ребята, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?
Справка: Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Православные христиане нашей страны отмечают его 7 января (по юлианскому календарю). Рождество издавна праздновалось на Руси. Но предваряет собою праздник Рождества Христова Рождественский пост, который длится сорок дней. Пост – время молитвы, духовного и телесного очищения, подготовка к торжеству. Последний день Рождественского поста, канун Рождества, называется сочельником. В этот день верующие едят сочиво – размоченные в воде зерна пшеницы с медом – или просто хлеб с водой. А сам праздник Рождество связан с рождением Иисуса Христа, сына Божьего. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодежи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Взрослые поздравляли друг друга с праздником, а дети обходили дома и под окнами пели колядки – обрядовые песни, в которых желали семье и хозяевам дома благополучия, получая за это различное угощение. |
- Ночь перед Рождеством считается особенной, так как это канун величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы ведут себя наиболее активно, стараются всеми силами выместить зло на добрых людях.
- Ребята, обратите внимание на название повести, как вы его понимаете?
(В ночь перед Рождеством нечистая сила норовит ввергнуть в грех православных людей).
- Как изображает эту разгулявшуюся нечистую силу Гоголь?
(Вспомнить эпизоды о ведьме на метле и как черт крадет луну, сделать вывод о том, зачем они это делают).
– А как входит в повесть Рождество? (Прочитать фрагменты описания картины ночи, дополнительно посмотреть фрагменты из мультфильма 1951 года выпуска «Ночь перед Рождеством», вспомнить колядки, акцентировать внимание на том, что исполнители колядок (колядующие) рядились в чучела козы, коня, медведя и т.п., символизирующих плодородие и изобилие).
Ученики получают карточки с колядками, зачитывают их вслух, объясняя текст:
Карточка 1. - Ребята, обратите внимание на название повести, как вы его понимаете?
(В ночь перед Рождеством нечистая сила норовит ввергнуть в грех православных людей).
- Как изображает эту разгулявшуюся нечистую силу Гоголь?
(Вспомнить эпизоды о ведьме на метле и как черт крадет луну, сделать вывод о том, зачем они это делают).
– А как входит в повесть Рождество? (Прочитать фрагменты описания картины ночи, дополнительно посмотреть фрагменты из мультфильма 1951 года выпуска «Ночь перед Рождеством», вспомнить колядки, акцентировать внимание на том, что исполнители колядок (колядующие) рядились в чучела козы, коня, медведя и т.п., символизирующих плодородие и изобилие).
Ученики получают карточки с колядками, зачитывают их вслух, объясняя текст:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
Карточка 2:
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!
- Ребята, как вы думаете, почему чёрт крадёт месяц?
(Потому что в темноте легче делать зло, подбивать людей на грех).
- Кто такой Вакула, что его все черти знают?
(пересказ эпизода о том, как чёрта изгоняли из ада, акцент на том, что кузнец - живописец, богобоязливый человек, написавший для церкви образы святых и картинуизгнания чёрта из ада. При написании этой картины чёрт пытался смутить Вакулу, но никакие искушения не смогли смутить душу живописца, его вера в Бога оказалась слишком крепка, а душа - чиста).
– Что же делает эту светлую душу местом сражения добра и зла?
(Акцент на любви к Оксане, неумении контролировать свои чувства и переживания, обратить внимание на эпизод «Кузнец смотрит на Оксану…», слово о матери кузнеца, почему она не хотела счастья своему сыну?).
– Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь? И до чего довела его безответная любовь?
Прочитать по ролям фрагмент от слов: «Э, Одарка! – сказала весёлая красавица…» до слов «Но в самое время, когда кузнец готовился быть решительным…»
– Вакула обращается к парубкам с просьбой, какой?
(Чтение эпизода «Прощайте , братцы!» Мешок с чёртом в руках Вакулы).
Зло в образе нечистой силы толкает его на самоубийство.
Вывод: Глубоко верующий человек Вакула знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить панихиду. Акцент на том, что такое грех, почему он пагубен для православного христианина.
– Почему Вакула решился искать помощи у Пацюка?
(Пацюк - ещё один «злой» образ. В повести зло смешно и нелепо, но оно стремится погубить не тело, а душу).
Чтение диалога Пацюка и Вакулы: «Ты, говорят, не во гневе будет сказано, приходишься немного сродни «чёрту»…
Диалог Пацюка и Вакулы : «Когда нужно чёрта, то ступай к чёрту.»
–В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал?
Чтение по ролям: от автора - черт- Вакула.
От слов: « Однако ж черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся…» до слов: « В Петербург, прямо к царице…», от слов: « Прошли три залы…» до слов « А краски! Боже мой, какие краски…»
Во дворце Вакула видит картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Кузнец испытывает восторг и умиление, в этот момент происходит обновление его души.
- Ребята, кто из героев представляет добро, а кто зло? (заполнение таблицы)
(Потому что в темноте легче делать зло, подбивать людей на грех).
- Кто такой Вакула, что его все черти знают?
(пересказ эпизода о том, как чёрта изгоняли из ада, акцент на том, что кузнец - живописец, богобоязливый человек, написавший для церкви образы святых и картинуизгнания чёрта из ада. При написании этой картины чёрт пытался смутить Вакулу, но никакие искушения не смогли смутить душу живописца, его вера в Бога оказалась слишком крепка, а душа - чиста).
– Что же делает эту светлую душу местом сражения добра и зла?
(Акцент на любви к Оксане, неумении контролировать свои чувства и переживания, обратить внимание на эпизод «Кузнец смотрит на Оксану…», слово о матери кузнеца, почему она не хотела счастья своему сыну?).
– Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь? И до чего довела его безответная любовь?
Прочитать по ролям фрагмент от слов: «Э, Одарка! – сказала весёлая красавица…» до слов «Но в самое время, когда кузнец готовился быть решительным…»
– Вакула обращается к парубкам с просьбой, какой?
(Чтение эпизода «Прощайте , братцы!» Мешок с чёртом в руках Вакулы).
Зло в образе нечистой силы толкает его на самоубийство.
Вывод: Глубоко верующий человек Вакула знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить панихиду. Акцент на том, что такое грех, почему он пагубен для православного христианина.
– Почему Вакула решился искать помощи у Пацюка?
(Пацюк - ещё один «злой» образ. В повести зло смешно и нелепо, но оно стремится погубить не тело, а душу).
Чтение диалога Пацюка и Вакулы: «Ты, говорят, не во гневе будет сказано, приходишься немного сродни «чёрту»…
Диалог Пацюка и Вакулы : «Когда нужно чёрта, то ступай к чёрту.»
–В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал?
Чтение по ролям: от автора - черт- Вакула.
От слов: « Однако ж черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся…» до слов: « В Петербург, прямо к царице…», от слов: « Прошли три залы…» до слов « А краски! Боже мой, какие краски…»
Во дворце Вакула видит картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Кузнец испытывает восторг и умиление, в этот момент происходит обновление его души.
- Ребята, кто из героев представляет добро, а кто зло? (заполнение таблицы)
Зло | Добро |
Ведьма | Парубки (На Украине: юноша, парень), поющие колядки |
Черт | Вакула - кузнец |
Пацюк | Вечный образ Матери с Младенцем |
Оксана |
Чтение заключительных строк повести от слов «Проезжал через Диканьку…» и до конца.
Вывод: как (апофеоз) торжество повести - ожившая в конце картина, которой любовался Вакула - его Оксана с ребенком на руках. Этим вечным образом Матери с Младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви, Единения.
-Какие выводы можно сделать, прочитав повесть Н.В. Гоголя, какие нравственные уроки можно из нее извлечь?
Выводы в тетрадях:
Вывод: как (апофеоз) торжество повести - ожившая в конце картина, которой любовался Вакула - его Оксана с ребенком на руках. Этим вечным образом Матери с Младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви, Единения.
-Какие выводы можно сделать, прочитав повесть Н.В. Гоголя, какие нравственные уроки можно из нее извлечь?
Выводы в тетрадях:
- Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чутким и чистым.
- Бороться со злом нужно при помощи добра, любви и справедливости.
- через постижение красоты человек приближается к добру.
По окончании работы с текстом учащимся предлагается кроссворд (взаимная проверка усвоения материала):
Домашнее задание: Подготовить пересказ повести, нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду из произведения.