Анализ как необходимый этап понимания художественного произведения.
Аспекты анализа
Кузьмина Ольга Ивановна
Художественное произведение - живой организм, и анализ (разбор) его в известном смысле «омертвляет». Но у разума, как писал В.Белинский, есть «только один путь и одно средство - разъединение идеи от формы, разложение элементов, образующих собою данное явление. И это действие разума отнюдь не отвратительный аналитический процесс, разрушающий прекрасное явление для того, чтобы определить его значение. Разум разрушает явление для того, чтоб оживить его для себя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем. От процесса разлагающего разума умирают только такие явления, в которых разум не находит ничего своего...». Таким образом, анализ не разрушает произведение, а создает предпосылки для нового синтеза, более глубокого, обогащенного знанием многочисленных фактов, которых недоставало для полноценного восприятия, постижения произведения.Рассматривая произведение как явление искусства, важно достичь самой сердцевины его - системы авторских ценностей. Ценности автора - это его идеалы, духовные стремления, нравственные принципы. Они связаны с национально-культурными основами, которые воспринимаются как общечеловеческие ценности - вечные, выдержавшие испытание столетиями человеческого опыта. Основные черты русского национального самосознания, как их определяет В.Ю. Троицкий, - это идея единения и согласия, гармонии народного бытия;
идея Великой русской земли; ощущение исторического долга и преемственности поколений (служение своей вере, отечеству, народу);
идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, родине, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
идея духовного служения и стремления к Истине;
идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения Высшим ценностям);
идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;
идея почитания святостроителей русской земли и жизнетворчества ее народов; всечеловечность, всемирная отзывчивость.
У каждого художника свои приоритеты, своя иерархия ценностей, в которой отражаются национальные духовные идеалы.
Художественным произведениям присуща различная степень «прозрачности». Иногда автор открыто декларирует свои мысли, но чаще всего его идеи глубоко спрятаны. При этом важно помнить, что любая мысль, выраженная в тексте, дается не в абстрактно-логическом виде, а в живом сплетении с эмоциями, страстью художника. М.Ю. Лермонтов писал об этом:
На мысли, дышащие силой,
Как жемчуг нижутся слова.
Представляя свою точку зрения на явления действительности, автор высказывает и определенное отношение к ним. Общий эмоциональный тон произведения В.Г. Белинский назвал пафосом. Пафос может быть героическим или идиллическим, сентиментальным или романтическим, а может иметь сатирический, иронический, комический или трагический (в том числе драматический, элегический) характер.
Анализ позволяет приблизиться к постижению мыслей, чувств автора, к его концепции бытия, к пониманию содержания текста в целом.
В последнее время филологическая наука рассматривает состав литературного произведения как единство определенных начал: словесного, предметно-изобразительного и композиционного! Предметно-изобразительный план (образная модель мира) создается художественной речью, при композиционной оформленности и соотнесенности словесных и предметных единиц. Так воплощается авторское мировидение, выступающее глубинным пластом содержания. Чтобы проследить это, можно использовать план анализа «Модель художественного мира писателя».
Следует уточнить, что композиция (построение, соединение частей, или компонентов, в целое) понимается широко и включает:
- приемы организации речевой ткани произведения;
- организованность, упорядоченность вымышленной и изображенной реальности;
- приемы создания отдельного образа и их системы;
- способы построения сюжетного действия и субъектных отношений .
Композиция основывается на принципах контрастов и тождеств, сопоставлений и противопоставлений. Художник стремится так организовать материал (речевой и предметно-изобразительный), чтобы заострить внимание на главном, прервать инерцию восприятия. А задача читателя - увидеть знаки проложенного автором пути, которые ограничивают фантазию воспринимающего, сдерживают субъективный произвол толкования.
Художественная речь - это первый слой произведения, он и открывает читателю важные авторские сигналы, порождает воображаемую картину. Для углубленного восприятия произведения необходимо рассмотреть разные аспекты поэтического языка.
Лексический строй включает слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, др.) и общеупотребительные, слова пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы), выразительные средства языка (тропы): метафору, метонимию, эпитет, сравнение, перифраз, символ, аллегорию, оксюморон. Немаловажное значение имеет также грамматическое оформление речи (например, выбор местоимений, форм глагола, уменьшительных суффиксов и т.д.). Художественно активным оказывается и фонетическое строение слова, фразы (эвфония, или звукопись), и поэтический синтаксис (инверсия, эллипсис, повторы).
Существенно и то, в какой форме речевой организации написано произведение: в стихотворной (поэзия) или в нестихотворной (проза).
Наблюдения над употреблением знаков препинания в художественном тексте, анализ пунктуационной системы того или иного автора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека, будь то известный писатель или сегодняшний школьник, существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять высказывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индивидуально-авторских особенностей того или иного мастера. Наблюдать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей. Стоит обратиться к творчеству поэтов Серебряного века, чтобы восхититься той свободой, с которой они владели знаками препинания, почувствовать, как расширяли они границы написанного, статичного слова, придавая ему полетность, необычайную полноту, емкость и весомость. Как заставляли они слова лукаво прятать себя, свой первоначальный, привычный и знакомый всем смысл и наполняться свежестью, яркостью, даря ему новую жизнь и привлекательность. Как умели они в безмолвном, начертанном слове посредством все тех же знаков препинания пробудить звук, жизнь.
Поэзия - это ритмически организованная речь. «Единство и теснота стихового ряда» (Ю.Н. Тынянов) создает особые связи между словами, выделяя их. Элементы языка, соединяясь определенным образом и в определенной форме (не только в стихотворной), порождают различного рода ассоциации, образуют подтекст. Проясняя ассоциативный фон текста, читатель устанавливает связь его с национальной и всей мировой культурой, проникая таким образом в глубинные слои авторского художественного мира. В картине мира, которую выстраивает автор в своем произведении, нет ничего случайного, все художественно значимо, все целесообразно. «Художественно и идейно ценное произведение не включает в себя ничего лишнего, то есть ничего такого, что не было бы необходимо для выражения содержания, идеи, ничего, даже ни одного слова, ни одного звука», - писал Г.А. Гуковский. При анализе внимания требуют разные элементы предметно-изобразительного плана.
Центром словесно-художественного мира является система образов. В произведениях различных родов литературы своеобразно соотносятся, сочетаются персонажи, пейзажи и другие пространственно-временные образы, образы-мотивы, образы-детали (подробности, которые конкретизируют картину, приобретая подчас самостоятельную значимость). Во многих произведениях в центре - герой (персонаж). Отношение писателя к нему, ценностная ориентация героя (жизненные принципы) раскрывается через приемы его создания (композицию): портрет, речь, поведение, поступок, близкое окружение (другие персонажи, вещи, пейзаж), предысторию, авторские характеристики и оценки.
Важнейшие параметры внутреннего мира произведения - это время и пространство. Время в литературе может идти «быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями». Выделяются образы времени «биографические (детство, юность, зрелость, старость), исторические (характеристики смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества), космические (представление о вечности и вселенской истории), календарные (смена времен года, будней и праздников), суточные (день и ночь, утро и вечер)». Имея возможность повторить, наложить отдельные отрезки времени, соотнести прошлое, настоящее и будущее, художники создают свою особенную философию бытия.
Мастерство автора, его индивидуальность в восприятии и передаче звучания и смысла произведения, блестящее умение соединять воображаемое и действительность в художественной ткани – всё это можно выявить только через анализ произведения.
В системе уроков по изучению крупного эпического произведения обычно выделяются (по основным этапам его изучения) три типа уроков: вступительный, урок анализа художественного текста и заключительно-обобщающий.
Задача вступительного урока — подготовить учащихся к осмыслению произведения в процессе предстоящего анализа, пробудить у них интерес к его изучению, создать у класса необходимый эмоциональный настрой.
Особой задачей начального урока анализа художественного текста является знакомство учащихся с художественной манерой писателя. Ведь изучение каждого нового эпического произведения (особенно в курсах IX- Х классов) — это встреча учащихся с новой творческой индивидуальностью, оригинальной художественной манерой, которую учащиеся должны освоить, чтобы постигнуть богатство содержания произведения, приобщиться к новым эстетическим переживаниям. Сообщение учащимся на начальном этапе анализа произведения знаний об особенностях художественной манеры писателя — обязательное условие его дальнейшего разбора, подготовки их к самостоятельной работе.
На этом этапе используются такие методы и приёмы, как
комментированное чтение отдельных глав ( работа с текстами, проверяется умение выразительно читать, ставить логическое ударение на ключевых словах);
вопросно – ответная форма урока по основным проблемам, поставленным автором в произведении (работа по учебнику - практикуму, как показывает опыт, при таком приёме изучения первоначального восприятия произведения активизируется мышление учащихся, формируется умение строить свои высказывания, в которых они, опираясь на то или иное суждение, должны выразить свою точку зрения по вопросу, затронутому в суждении);
диктант небольшого отрывка текста, для более тесного проникновения в ткань повествования и понимания стиля автора, а также формирования навыков грамотного письма;
изложение эпизода или главы, для формирования умения сжимать текст, пополнения лексического запаса, развития письменной речи и логики изложения;
сочинение – рассуждение, в котором учащиеся должны уметь обосновывать своё мнение о произведении и героях в развёрнутом высказывании;
режиссёрский комментарий ( обычно предлагается к отрывкам из драматических произведений) помогает учащимся понять подтекст речи действующего лица: его желания, чувства, отношение к окружающим – и тем самым глубже постичь содержание анализируемой сцены, с последующим выразительным прочтением по ролям.
Для знакомства учащихся с художественной манерой того или иного писателя рекомендуется составлять конспекты по статьям учебника, где рассказывается о своеобразии стиля каждого художника.
Всё это даёт учащимся своего рода ключ к рассмотрению всей ткани художественного произведения, развитию у них умения анализировать и делать самостоятельные выводы, опираясь на текст, умению понимать позицию автора, видеть проблемы, затронутые им в произведении.
После прочтения и анализа драматического, лирического или эпического произведения, на завершающем этапе работы можно использовать тестовый контроль усвоения знаний или ответы на вопросы в виде викторины. Такие задания есть по всем программным, обязательным для изучения произведениям.
Между тем сообщение знаний о художественной манере писателя и образцы анализа, демонстрируемые учителем,— обязательное условие эффективного применения самостоятельной работы учащихся в последующем разборе произведения, развития у них умения анализировать художественное произведение.
По окончании изучения творчества писателя можно задать сочинение по прочитанному, с подробным планом работы.
Читательская деятельность имеет в виду развитие активного воображения школьников, эмоционально-эстетической отзывчивости на содержание и форму художественного произведения, способности эстетического суждения, формирование определенных методологических подходов к литературе, овладение образным языком искусства слова и речевой культурой.
Вся эта деятельность оказывается эффективной только тогда, когда протекает под руководством учителя. А руководство учителя предполагает сознательное планирование, организацию, регуляцию, корректировку, контроль, учет и анализ результатов преподавания на всех этапах. Лишь система руководства учителя (обучающего разбираться в композиции произведения, выделять эпизоды, видеть значения деталей, способы выражения авторского сознания с помощью вчитывания в текст, апелляции к жизненным впечатлениям учащихся, выполнения творческих заданий) обеспечивает успех.
Обращаясь к проблемам урока, хочется отметить особую важность тщательной продуманности его типологии и структуры. В дидактической литературе в настоящее время предложена классификация уроков по основной образовательной цели: урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений, урок комплексного применения знаний, навыков и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений, комбинированный урок. Применительно к литературе как учебному предмету намечаются уроки изучения художественных произведений (включая уроки художественного восприятия, углубленной работы над текстом, обобщающие уроки), уроки изучения основ теории и истории литературы, уроки развития речи. Отметим, что на всех этапах работы над художественным произведением необходимо внимание к идейно-нравственной позиции писателя — это позволяет превратить уроки литературы в уроки постижения искусства слова.
Именно писатель с его представлениями о мире и человеке, с обостренным видением личности в ее связях с общественной средой может стать для наших воспитанников высоким нравственным идеалом. Ведь нарисованной картиной жизни, системой взаимоотношений людей писатель не только поднимает главные для его времени вопросы, но ставит их и перед сегодняшними читателями:
– каково место человека в мире,
– зачем он живет,
– как относится к обществу, к окружающим, к себе?
Если внимание учеников постоянно направляется на осмысление этих общечеловеческих «вечных» проблем, если воспринимается отношение автора к этим проблемам, его концепция мира и человека, то школьник и себя начинает оценивать с точки зрения общественно значимого идеала, как личность, включенную не только в систему личных, но и общественных связей. Естественно, что литературные явления при этом способствуют формированию объективной нравственной самооценки, осознанию учениками своего внутреннего мира и пониманию возможностей нравственного развития.
Путь анализа предусматривает на всех этапах работы с произведением выявление авторской позиции, общественно ориентирующей читателя в подходе к миру и человеку. Однако важно понимание не только перспектив рекомендуемого пути анализа произведения, но и его трудностей. Именно это мобилизует учителя на решение задач оптимизации урока литературы, на осмысление того, каким наиболее эффективным способом организовать 40 минут рабочего времени.
В теории и практике преподавания литературы выделяются три типа уроков:
1) Уроки изучения художественных произведений;
2) Уроки изучения основ теории и истории литературы;
3) Уроки развития речи.
Каким бы ни было содержание уроков изучения художественных произведений, на каждом занятии необходима подготовка к восприятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения; необходим этап восприятия, осознания и осмысления нового материала, в процессе которого учащиеся обучаются принципам отбора художественных эпизодов или других компонентов произведения (с целью постижения закономерностей его построения) и текстуальному анализу, направленному на углублённое восприятие идейно-художественного смысла произведения; этап обобщения знаний и умений, формируемых на уроке; наконец этап осмысления домашнего задания.
Литературное произведение тоже своего рода сложное, своеобразное высказывание человека о мире и людях. Удивительно ли, что когда ученик остается один на один с произведением, то он просто не видит оценок автора и, естественно, не опирается на них в своих суждениях о нравственных коллизиях произведения. Вот почему подготовительная работа, связанная с ориентировкой читателя в сложной системе нравственно-эстетических представлений автора, важна на каждом уроке, а не только на вступительном занятии к теме.
Писатель может показать подросткам сложность формирования характера, сложность поисков человеком места в жизни, своей линии поведения по отношению к обществу, к окружающим людям, к себе. Но для этого ученик должен научиться воспринимать героя через систему оценок, которые даются писателем тому или иному типу человеческого поведения. В произведениях, где автор выступает как повествователь, все герои являются объектом оценки со стороны повествователя. Он постоянно высказывает о них определенные суждения и с самого начала как бы «направляет» подход читателя к герою. Зная особенность такой манеры повествования, ученик будет постоянно ориентироваться на «знак» авторского отношения.
Такая работа предполагает специальное руководство со стороны учителя, так как такие читательские умения, как умение воспринимать мир чувств героев и умение видеть отношение автора к этому миру, развиваются крайне медленно. Формированию названных умений способствует систематическое выполнение ряда упражнений. Среди них наиболее эффективными являются те, что помогают учащимся понять эмоциональное состояние героев. При этом учителю необходимо ставить вопросы так, чтобы ученик не ограничивался лишь «общим» определением чувств героя (скучал, горевал, радовался), а стремился бы уловить все оттенки душевных переживаний, искал бы их выражение в ткани художественного произведения, видел средства художественной выразительности, применяемые автором для воздействия на читателей.
Другим видом упражнений являются упражнения на выявление линии поведения героя в системе общественных, социальных и личных связей.
Наконец, чрезвычайно важны упражнения, направленные на оценку того или иного нравственного выбора, сделанного героями. Такая работа способствует осознанию подростками подлинной ценности человека, того, что он хозяин своей судьбы и его выбор может определяться сугубо личными, эгоистическими интересами или же интересами общественными". При этом критерием оценки литературного героя становится, с одной стороны, его отношение к миру, с другой же стороны, осмысление авторской оценки этого «отношения».
Одним из важнейших приемов работы с текстом должно быть сопоставление ряда эпизодов, на основании чего мы можем говорить о картине жизни, нарисованной писателем, о логике изображенного характера, а не об отдельных поступках личности.
Обзop эпизодов по смежности, сходству и контрасту, готовность устанавливать ассоциативные связи способствует развитию образно-ассоциативного мышления, Ведь личностное прочтение произведений искусства, постоянные раздумья над ними предполагают возникновение не только более высокой художественной культуры человека, но и нового подхода к явлениям жизни, к оценке типов поведения людей по сравнению с прежним опытом оценки, которым владел читатель. Обогащение подростка идет за счет постижения им авторского отношения к жизни. Процесс этот чрезвычайно труден. Те нравственно-эстетические ценности, которые открываются ученику при чтении, далеко не сразу становятся его достоянием, и требуется большая, кропотливая работа в этом направлении.
Подростки на уроках литературы накапливают знания, умения, определенный нравственный опыт. Вот почему так важно, чтобы каждый ученик, проявивший инициативу, раскрывший свои потенциальные возможности, был поддержан и отмечен учителем на этапе обобщения, чтобы в классе царила атмосфера коллективного труда, была сформирована ответственность за работу не только у учителя, но и у самих школьников.
Можно заключить, что современный урок литературы — это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ.
«Если тебе предстоит оценка художественного произведения, то — приступая к чтению, обрати внимание на имя автора, жанр произведения, задумайся над заглавием; — сопровождай чтение размышлениями: чем произведение тебе интересно (заинтересовало ли оно тебя с точки зрения нравственной проблематики, показа психологии героев, их взаимоотношений и т. д.); — закончив чтение, вырази общую эмоциональную тональность произведения и общее впечатление, которое произвело оно на тебя; – постарайся себе объяснить вызванные чтением чувства и мысли; осознай свое отношение к произведению, к той действительности, которую нарисовал писатель; к тому, что нового о мире и человеке сказал тебе автор произведения; к писателю как мастеру слова; – подумай о плане и форме высказывания своего суждения о произведении в целом». |