Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Анализ как необходимый этап понимания художественного произведения.
Аспекты анализа

Кузьмина Ольга Ивановна
          Художественное произведение - живой организм, и анализ (раз­бор) его в известном смысле «омертвляет». Но у разума, как писал В.Белинский, есть «только один путь и одно средство - разъединение идеи от формы, разложение элементов, образующих собою данное явле­ние. И это действие разума отнюдь не отвратительный аналитический процесс, разрушающий прекрасное явление для того, чтобы определить его значение. Разум разрушает явление для того, чтоб оживить его для себя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем. От про­цесса разлагающего разума умирают только такие явления, в которых разум не находит ничего своего...». Таким образом, анализ не разрушает произведение, а создает предпосылки для нового синтеза, более глубокого, обогащенного знанием многочисленных фактов, кото­рых недоставало для полноценного восприятия, постижения произведе­ния.
          Рассматривая произведение как явление искусства, важно достичь самой сердцевины его - системы авторских ценностей. Ценности автора - это его идеалы, духовные стремления, нравственные принципы. Они связаны с национально-культурными основами, которые воспринимают­ся как общечеловеческие ценности - вечные, выдержавшие испытание столетиями человеческого опыта. Основные черты русского националь­ного самосознания, как их определяет В.Ю. Троицкий, - это  идея единения и согласия, гармонии народного бытия;
       идея Вели­кой русской земли; ощущение исторического долга и преемственности поколений (служение своей вере, отечеству, народу);
      идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, родине, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;                           
     идея духовного служения и стремления к Истине;
     идея православия как энергии духовного единения, соборности, состра­дания, богослужения (служения Высшим ценностям);
      идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;
      идея почитания святостроителей русской земли и жизнетворчества ее народов; всечеловечность, всемирная отзывчивость.
        У каждого художника свои приоритеты, своя  иерархия ценностей, в которой отражаются национальные духовные идеалы.
        Художественным произведениям присуща различная степень «прозрачности». Иногда автор открыто декларирует свои мысли, но ча­ще всего его идеи глубоко спрятаны. При этом важно помнить, что лю­бая мысль, выраженная в тексте, дается не в абстрактно-логическом ви­де, а в живом сплетении с эмоциями, страстью художника. М.Ю. Лер­монтов писал об этом:
                                На мысли, дышащие силой,
                                Как жемчуг нижутся слова.
        Представляя свою точку зрения на явления действительности, ав­тор высказывает и определенное отношение к ним. Общий эмоциональ­ный тон произведения В.Г. Белинский назвал пафосом.  Пафос может быть героическим или идиллическим, сентиментальным или  романтическим, а может иметь сатирический, иро­нический, комический или трагический (в том числе драматический, элегический) характер.
   Анализ   позволяет приблизиться к постижению мыслей,  чувств автора, к его концепции бытия, к пониманию содержания текста в целом.
            В последнее время филологическая наука рассматривает состав литературного произведения как единство определенных начал: словес­ного, предметно-изобразительного и композиционного! Предметно-изобразительный план (образная модель мира) создается художественной речью, при композиционной оформленности и соотнесенности словесных и предметных единиц. Так воплощается авторское мировидение, выступающее глубинным пластом содержания. Чтобы проследить это, можно использовать план анализа «Модель художественного мира писателя».
Следует уточнить, что композиция (построение, соединение час­тей, или компонентов, в целое) понимается широко и включает:
-    приемы организации речевой ткани произведения;
-    организованность, упорядоченность вымышленной и изображенной реальности;
-    приемы создания отдельного образа и их системы;
-    способы построения сюжетного действия и субъектных отношений .
          Композиция основывается на принципах контрастов и тождеств, сопоставлений и противопоставлений. Художник стремится так организовать материал (речевой и предметно-изобразительный), чтобы заострить внимание на главном, прервать инерцию восприятия. А задача читателя - увидеть знаки проложенного автором пути, которые ограничивают фантазию воспринимающего, сдерживают субъективный произвол толкования.
          Художественная речь - это первый слой произведения, он и от­крывает читателю важные авторские сигналы, порождает воображаемую картину. Для углубленного восприятия произведения необходимо рас­смотреть разные аспекты поэтического языка.
         Лексический строй включает слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жар­гонизмы, др.) и общеупотребительные, слова пассивного запаса (исто­ризмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы), выразительные средства языка (тропы): метафору, метонимию, эпитет, сравнение, перифраз, символ, аллегорию, оксюморон. Немаловажное значение имеет также грамматическое оформление речи (например, выбор местоимений, форм глагола, уменьшительных суффиксов и т.д.). Художественно активным оказывается и фонетическое строение слова, фразы (эвфония, или звуко­пись), и поэтический синтаксис (инверсия, эллипсис, повторы).
      Существенно и то, в какой форме речевой организации написано произведение: в стихотворной (поэзия) или в нестихотворной (проза).
        Наблюдения над употреблением знаков препинания в художест­венном тексте, анализ пунктуационной системы того или иного ав­тора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека, будь то известный писатель или сего­дняшний школьник, существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять выска­зывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индиви­дуально-авторских особенностей того или иного мастера. Наблю­дать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей. Стоит обратиться к творчеству поэтов Серебряного века, чтобы восхититься той сво­бодой, с которой они владели знаками препинания, почувствовать, как расширяли они границы написанного, статичного слова, прида­вая ему полетность, необычайную полноту, емкость и весомость. Как заставляли они слова лукаво прятать себя, свой первоначаль­ный, привычный и знакомый всем смысл и наполняться свежестью, яркостью, даря ему новую жизнь и привлекательность. Как умели они в безмолвном, начертанном слове посредством все тех же знаков препинания пробудить звук, жизнь.
      Поэзия - это ритмически организованная речь. «Единство и теснота стихового ряда» (Ю.Н. Тынянов) создает особые связи между словами, выделяя их. Элементы языка, соединяясь определенным образом и в опреде­ленной форме (не только в стихотворной), порождают различного рода ассоциации, образуют подтекст. Проясняя ассоциативный фон текста, читатель устанавливает связь его с национальной и всей мировой куль­турой, проникая таким образом в глубинные слои авторского художест­венного мира. В картине мира, которую выстраивает автор в своем произведе­нии, нет ничего случайного, все художественно значимо, все целесообразно. «Художественно и идейно ценное произведение не включает в себя ничего лишнего, то есть ничего такого, что не было бы необходимо для выражения содержания, идеи, ничего, даже ни одного слова, ни од­ного звука», - писал Г.А. Гуковский. При анализе внимания требуют разные элементы предметно-изобразительного плана.
        Центром словесно-художественного мира является система обра­зов. В произведениях различных родов литературы своеобразно соотно­сятся, сочетаются персонажи, пейзажи и другие пространственно-временные образы, образы-мотивы, образы-детали (подробности, кото­рые конкретизируют картину, приобретая подчас самостоятельную зна­чимость). Во многих произведениях в центре - герой (персонаж). Отно­шение писателя к нему, ценностная ориентация героя (жизненные прин­ципы) раскрывается через приемы его создания (композицию): портрет, речь, поведение, поступок, близкое окружение (другие персонажи, ве­щи, пейзаж), предысторию, авторские характеристики и оценки.
            Важнейшие параметры внутреннего мира произведения - это время и пространство. Время в литературе может идти «быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться собы­тиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями».  Выделяются образы времени «биографиче­ские (детство, юность, зрелость, старость), исторические (характери­стики смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества), космические (представление о вечности и вселенской истории), кален­дарные (смена времен года, будней и праздников), суточные (день и ночь, утро и вечер)». Имея возможность повторить, наложить отдельные отрезки време­ни, соотнести прошлое, настоящее и будущее, художники создают свою особенную философию бытия.
      Мастерство автора, его индивидуальность в восприятии и передаче звучания  и смысла произведения, блестящее умение соединять воображаемое и действительность в художественной ткани – всё это можно выявить только через анализ произведения.
     В системе уроков по изучению крупного эпического произведе­ния обычно выделяются (по основным этапам его изучения) три типа уроков: вступительный, урок анализа художественного текста и заключительно-обобщающий.
          Задача вступительного урока — подготовить учащихся к ос­мыслению произведения в процессе предстоящего анализа, про­будить у них интерес к его изучению, создать у класса необходи­мый   эмоциональный настрой.
Особой задачей начального урока анализа художественного текста является знакомство учащихся с художественной манерой писателя. Ведь изучение каждого нового эпического произведения (особенно в курсах IX- Х классов) — это встреча учащихся с новой творческой  индивидуальностью, оригинальной  художественной манерой, которую учащиеся должны освоить, чтобы постигнуть богатство содержания произведения, приобщиться к новым эсте­тическим переживаниям. Сообщение учащимся на начальном эта­пе анализа произведения знаний об особенностях художественной манеры писателя — обязательное условие его дальнейшего раз­бора, подготовки их к самостоятельной работе.
На этом этапе используются такие методы и приёмы, как
          комментированное чтение отдельных глав ( работа с текстами, проверяется умение выразительно читать, ставить логическое ударение на ключевых словах);
          вопросно – ответная форма урока по основным проблемам, поставленным автором в произведении (работа по учебнику - практикуму, как показывает опыт, при таком приёме изучения первоначального восприятия произведения активизируется мышление учащихся, формируется умение строить свои высказывания, в которых они, опираясь на то или иное суждение, должны выразить свою точку зрения по вопросу, затронутому в суждении);
          диктант небольшого отрывка текста, для более тесного проникновения в ткань повествования и понимания стиля автора, а также формирования навыков грамотного письма;
          изложение эпизода или главы, для формирования умения сжимать текст, пополнения лексического запаса, развития письменной речи и логики изложения;
         сочинение –  рассуждение, в котором учащиеся должны уметь обосновывать своё мнение о произведении и героях в развёрнутом высказывании;
          режиссёрский комментарий ( обычно предлагается к отрывкам из драматических произведений) помогает учащимся понять подтекст речи действующего лица: его желания, чувства, отношение к окружающим – и тем самым глубже постичь содержание анализируемой сцены, с последующим    выразительным прочтением по ролям.
   Для знакомства учащихся  с художественной манерой того или иного писателя рекомендуется составлять конспекты по статьям учебника, где рассказывается о своеобразии стиля каждого художника.
       Всё это даёт учащимся своего рода ключ к рассмотрению всей ткани художественного произведения, развитию у них умения анализировать и делать самостоятельные выводы, опираясь на текст, умению понимать позицию автора, видеть проблемы, затронутые им в произведении.
        После прочтения и анализа драматического, лирического или эпического произведения, на завершающем этапе работы можно использовать тестовый контроль  усвоения знаний или ответы на вопросы в виде викторины. Такие задания есть по всем программным, обязательным для изучения произведениям.
Между тем сообщение знаний о художественной манере писа­теля и образцы анализа, демонстрируемые учителем,— обяза­тельное условие эффективного применения самостоятельной работы учащихся в последующем разборе произведения, разви­тия у них умения анализировать художественное произведение.
По окончании изучения творчества писателя можно задать сочинение по прочитанному, с подробным планом работы.
        Чи­тательская деятельность имеет в виду развитие активного вообра­жения школьников, эмоционально-эстетической отзывчивости на содержание и форму худо­жественного произведения, способности эстетического суждения, формирование определенных методологических подходов к литературе, овладение образным языком искусства слова и речевой культурой.
     Вся эта деятельность оказывается эффективной только тогда, когда протекает под руководством учителя. А руководство учи­теля предполагает сознательное планирование, организацию, ре­гуляцию, корректировку, контроль, учет и анализ результатов пре­подавания на всех этапах. Лишь система руководства учителя (обучающего разбираться в композиции произведения, выделять эпизоды, видеть значения деталей, способы выражения авторского сознания с помощью вчитывания в текст, апелляции к жизненным впечатлениям учащихся, выполнения творческих заданий) обеспечивает успех.
    Обращаясь к проблемам урока, хочется отметить особую важность тща­тельной продуманности его типологии и структуры. В дидактиче­ской литературе в настоящее время предложена классификация уроков по основной образовательной цели: урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений, урок комплексного при­менения знаний, навыков и умений, урок обобщения и системати­зации знаний, урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений, комбинированный урок. Применительно к литературе как учебному предмету намечаются уроки изучения художествен­ных произведений (включая уроки художественного восприятия, углубленной работы над текстом, обобщающие уроки), уроки изу­чения основ теории и истории литературы, уроки развития речи. Отметим, что на всех этапах работы над художественным произведе­нием необходимо внимание к идейно-нравственной позиции писа­теля — это позволяет превратить уроки литературы в уроки постижения искусства слова.
      Именно писатель с его представлениями о мире и человеке, с обостренным видением личности в ее связях с общественной сре­дой может стать для наших воспитанников высоким нравственным идеалом. Ведь нарисованной картиной жизни, системой взаимо­отношений людей писатель не только поднимает главные для его времени вопросы, но ставит их и перед сегодняшними читателями:
 – каково место человека в мире,
 –  зачем он живет,
 – как относится к обществу, к окружающим, к себе?
     Если внимание учеников постоянно направляется на осмысление этих общечеловеческих «вечных» проблем, если воспринимается отношение автора к этим проблемам, его концепция мира и человека, то школьник и себя начинает оценивать с точки зрения общественно значимого идеала, как личность, включенную не только в систему личных, но и обще­ственных связей. Естественно, что литературные явления при этом способствуют формированию объективной нравственной самооценки, осознанию учениками своего внутреннего мира и пониманию возможностей нравственного развития.
       Путь анализа предусматривает на всех этапах работы с произведением  выявление авторской позиции, общественно ориентирующей читателя в подходе к миру и человеку. Однако важно понимание не только перспектив рекомендуемо­го пути анализа произведения, но и его трудностей. Именно это мобилизует учителя на решение задач оптимизации урока ли­тературы, на осмысление того, каким наиболее эффективным спосо­бом организовать 40 минут рабочего времени.
    В теории и практике преподавания литературы выделяются три типа уроков:
       1) Уроки изучения художественных произведений;
       2) Уроки изучения основ теории и истории литературы;
       3) Уроки развития речи.
      Каким бы ни было содержание уроков изучения художествен­ных произведений, на каждом занятии необходима подготовка к вос­приятию темы урока и осмысление с учащимися результатов их самостоятельного чтения; необходим этап восприятия, осознания и осмысления нового материала, в процессе которого учащиеся обучаются принципам отбора художественных эпизодов или дру­гих компонентов произведения (с целью постижения закономер­ностей его построения) и текстуальному анализу, направленному на углублённое восприятие идейно-художественного смысла про­изведения; этап обобщения знаний и умений, формируемых на уроке; наконец этап осмысления домашнего задания.
         Литературное произведение тоже своего рода сложное, своеобразное высказывание человека о мире и людях. Удивительно ли, что когда ученик остается один на один с произведением, то он просто не видит оценок автора и, естественно, не опирается на них в своих суждениях о нравствен­ных коллизиях произведения. Вот почему подготовительная ра­бота, связанная с ориентировкой читателя в сложной системе нравственно-эстетических представлений автора, важна на каждом уроке, а не только на вступительном занятии к теме.
    Писатель может показать подросткам сложность формирования характера, сложность поисков человеком места в жизни, своей линии поведения по отношению к обществу, к окружающим людям, к себе. Но для этого ученик должен научиться воспринимать героя через систему оценок, которые даются писателем тому или иному типу человеческого поведения. В произведениях, где автор выступает как повествователь, все герои являются объектом оцен­ки со стороны повествователя. Он постоянно высказывает о них определенные суждения и с самого начала как бы «направляет» подход читателя к герою. Зная особенность такой манеры повест­вования, ученик будет постоянно ориентироваться на «знак» ав­торского отношения.
      Такая  работа предполагает специаль­ное руководство со стороны учителя, так как такие чита­тельские умения, как умение воспринимать мир чувств героев и умение видеть отношение автора к этому миру, развиваются крайне медленно. Формированию названных умений способствует систе­матическое выполнение ряда упражнений. Среди них наиболее эффективными являются те, что помогают учащимся понять эмоциональное состояние героев. При этом учителю необходимо ставить вопросы так, чтобы ученик не ограничивался лишь «общим» определением чувств героя (скучал, горевал, радовался), а стре­мился бы уловить все оттенки душевных переживаний, искал бы их выражение в ткани художественного произведения, видел средства художественной выразительности, применяемые автором для воздействия на читателей.
    Другим видом упражнений являются упражнения на выявле­ние линии поведения героя в системе общественных, социаль­ных и личных связей.     
    Наконец, чрезвычайно важны упражнения, направленные на оценку того или иного нравственного выбора, сделанного героями. Такая работа способствует осознанию подростками подлинной ценности человека, того, что он хозяин своей судьбы и его выбор может  определяться сугубо личными, эгоистическими интересами или же интересами общественными".  При этом критерием оценки литературного героя становится, с одной стороны, его отношение к миру, с другой же стороны, осмысление авторской оценки этого «отношения».
    Одним из важнейших приемов работы с текстом должно быть сопоставление ряда эпизодов, на основании чего мы можем говорить о картине жизни, нарисованной писателем, о логике изображенного характера, а не об отдельных поступках личности.
      Обзop эпизодов по смежности, сходству и контрасту, готовность устанавливать ассоциативные связи способствует развитию образ­но-ассоциативного мышления, Ведь личностное прочтение произведений искусства, постоянные раздумья над ними предпо­лагают возникновение не только более высокой художественной культуры человека, но и нового подхода к явлениям жизни, к оцен­ке типов поведения людей по сравнению с прежним опытом оценки, которым владел читатель. Обогащение подростка идет за счет по­стижения им авторского отношения к жизни. Процесс этот чрезвы­чайно труден. Те нравственно-эстетические ценности, которые открываются ученику при чтении, далеко не сразу становятся его достоянием, и требуется большая, кропотливая работа в этом направлении.
Подростки на уроках литературы накап­ливают знания, умения, определенный нравственный опыт. Вот почему так важно, чтобы каждый ученик, проявивший инициативу, раскрывший свои потенциальные возможности, был поддержан и отмечен учителем на этапе обобщения, чтобы в классе царила ат­мосфера коллективного труда, была сформирована ответствен­ность за работу не только у учителя, но и у самих школьников.
       Можно заключить, что современный урок литературы — это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, и, конечно, ориен­тированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
ПАМЯТКА       ЧИТАТЕЛЮ.
 

 
 
  «Если тебе предстоит оценка художественного произведе­ния, то
— приступая к чтению, обрати внимание на имя автора, жанр произведения, задумайся над заглавием;
 
— сопровождай чтение размышлениями: чем произведение тебе интересно (заинтересовало ли оно тебя с точки зрения нравственной проблематики, показа психологии героев, их вза­имоотношений и т. д.);
 
— закончив чтение, вырази общую эмоциональную тональ­ность произведения и общее впечатление, которое произвело оно на тебя;
 
   –  постарайся себе объяснить вызванные чтением чув­ства и мысли; осознай свое отношение к произведению, к той действительности, которую нарисовал писатель; к тому, что нового о мире и человеке сказал тебе автор произ­ведения; к писателю как мастеру слова;
 
   – подумай о плане и форме высказывания своего суждения о произведении в целом».

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»