Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повышение качества и эффективности образовательного
процесса за счет новых образовательных технологий:
педагогические мастерские

Кутасова Карина Валерьевна
Одна из самых актуальных проблем, с которой сегодня приходится сталкиваться учителям-словесникам- это снижение мотивации обучающихся к чтению программных произведений. Говорить о том, что дети не читают вовсе, нам представляется не совсем верным. Судя по нашим наблюдениям, дети читают, но не всегда ту литературу, которую предполагает образовательная программа. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к русской классической и зарубежной литературе. И когда читательские интересы наших учеников не совпадают с требованиями образовательной программы, мы можем наблюдать понижение качества и эффективности образовательного процесса. Чтобы этого избежать, как нам видится, учителям в своей работе необходимо использовать новые образовательные технологии, которые направлены на развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями. Для того, чтобы ученик не был ограничен ролью « слушателя», необходимо создавать условия для развития мышления, творческого воображения ребенка. В данной статье будет рассмотрено использование на уроках образовательной технологии « Педагогическая мастерская», как один из способов повышения качества и эффективности образовательного процесса. Эта система обучения разработана французскими педагогами – представителями «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В России с технологией педагогических мастерских впервые познакомились в 1990 году. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства предприняли попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. Сущность этой системы выражается в ее основном положении: Все способны, каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования. Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, приоритета процесса над результатом. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских: • Мастерская построения знаний; • Мастерская творческого письма (или просто – письма); • Мастерская построения отношений; • Мастерская самопознания; • Проектная мастерская и др. На уроках русского языка и литературы чаще всего используются мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма. Мастерская творческого письма особенно важна для учителя – словесника, потому что с каждым годом увеличивается число «неговорящих» детей, т.е. не умеющих грамотно выражать свои мысли. А эта мастерская позволяет ученику – участнику мастерской – применить собственный жизненный опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. В основном же, отмечаются следующие преимущества мастерских: - работа со словом в мастерской становится первостепенной; - мастерские – отличный способ развивать собственное «письмо», а значит, готовиться к сочинению; - являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя. Т.Я. Еремина предлагает этапы реализации технологии педагогических мастерских на уроках литературы, представленные в таблице. Алгоритм реализации педагогических мастерских на уроках литературы, Т.Я. Еремина Этапы Краткая характеристика Пример Первый (индуктор) этап Мотивирующий этап, опирается на личный опыт учащихся Представьте себе, что перед вами – великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите – самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми Второй этап (индивидуальный или групповой) Создание творческого продукта: деконструкция и реконструкция Предлагается ученикам восстановить «рассыпанное» стихотворение, на базе предложенных слов, а также дополнительно необходимых слов написать своё Третий этап («социализация») Предъявление созданного продукта всем участникам. Предварительная рефлексия (часто окончание урока приходится на этот этап) Чтение текстов, выставка рисунков и пр. Четвертый этап Промежуточная рефлексия Используется как правило при разрыве мастерской (если требуется 2 урока) Пятый этап Обращение к новой информации и её обработка Работа со словарем, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний Шестой этап (индивидуальный или групповой) Исправление или обновление созданного продукта учеником Ученик продолжает или улучшает написанное. А может создать новое произведение Седьмой этап (итоговая социализация) Выслушиваются все участники мастерской написанные сочинения читаются, рисунки демонстрируются, придуманные пантомимы разыгрываются Восьмой этап (рефлексия) Может быть эмоциональная и логическая Что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял? Как отмечает Т.Я. Еремина этапы могут быть изменены, мастерская может быть представлена в объеме одного урока или более, часть работы можно переносить на самостоятельное выполнение учащимися, в зависимости от опыта работы обучающихся в данной технологии. Создание полноценной Мастерской несомненно требует огромной подготовительной работы, но исходя из опыта проведение таких уроков, можно с уверенностью говорить о том, что эта форма повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета в целом. Те программные произведения, с которыми дети работают в Мастерской, становятся им понятнее, ближе. На этапе рефлексии ученики часто приходят к выводу о том, что автора интересуют те вопросы, которые они сами задают себе и миру. И что очень важно, дети приходят к этим выводам самостоятельно, а значит осмысливают и анализируют прочитанный текст. Педагогическая Мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Успешная работа с применением этой формы предполагает глубокое изучение структуры, алгоритма и законов мастерской. Не каждое практическое занятие соответствует технологии мастерских. Одно из важнейших условий при создании мастерской - ее материал, который должен быть проблемным, иногда даже парадоксальным. Только при соблюдении этого условия ученики смогут сделать свое «открытие». Поэтому в работе учителя, осваивающего данную технологию, эффективно будет начать с использования элементов педагогической мастерской на разных этапах урока. С примерами применения на практике этой технологии можно ознакомиться в приложении к данной статье. Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»