Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Анализ эпизодов (в помощь учителю)
 
Тарасова Наталия Анатольевна,
ГБОУ гимназия № 157 Санкт-Петербурга
 имени принцессы Е.М. Ольденбургской
 
1.И. Эренбург «День второй» (гл. 3: от начала до слов «Так строился завод»).
Эпизод рассказывает об одной из социалистических строек- заводе.
На его возведение « приехало двести сорок новых строителей» .Позади они
оставили свою прежнюю жизнь и каждый свое «разное горе». Кто же эти строители? Вот Егор Шуляев, бывший колхозник, он явился свидетелем несправедливой, по его мнению, коллективизации. Не было ему там «спокойствия», и подался он на стройку в надежде обрести спокойную жизнь. А вот инженер Карпов, присланный из Москвы. Там он оставил жену, друзей, премьеры в Художественном театре, свою родную Тверскую улицу. И хоть храбрится он, успокаивая себя тем, что здесь и есть настоящая работа, видно, что тоскует он о своей московской жизни.
На стройку приехали и три сестры Тумановых, пострадавшие от коллективизации, бежавшие от тяжелой колхозной работы. Здесь они тоже становятся участниками стройки.
От тоски на стройке оказывается партизан Самушкин, которому нет места в мирной жизни, потому что не было кругом «опасности» и «побед».
Свое дело ищет на стройке торгаш Булкин.
Здесь и писатель Грибин. Ему надо написать новый роман в духе времени, и он на стройке в творческой командировке: надо наблюдать энтузиазм трудящихся. Только без энтузиазма творческого принимается он за дело.
Совсем непонятно, зачем (для него самого) в далекий край приехал шорец Мукаш – его прислали вместе с русскими строить гигант.
«Елена Александровна Гарт приехала на стройку как переводчица». Есть у мечта: « Вдруг какой- нибудь американец  влюбится в Елену…» И тогда она уедет с ним в его далекую страну.
Все эти люди объединены общим делом- строят завод- гигант. У них теперь общая судьба и общие трудности, которым, казалось, нет границ. А поэтому, несмотря на героические лозунги типа «Мы строим гигант!», счастья у строителей не прибывало.
Писатель И. Эренбург на примере Кольки Ржанова показывает состояние людей: «Он видел вокруг себя усталых и несчастных людей». Но отступать было поздно, и Колька вместе со всеми включается в эту борьбу, в борьбу за первенство труда, где дух соревнования держался на личной обиде: работай и будешь первым. И Колькина бригада побеждает ценой отречения самого себя от окружающей жизни. «Строя», люди «не улыбались. Их подгонял голод и колонки цифр». Их труд был фантастичен: «… все они работали скорее, нежели могли». « У строителей были лихорадочные лица от бессонных  ночей. Они сдирали с рук лохмотья отмороженной кожи… Люди теряли голос, слух и силы». Во имя великой идеи революции были забыты такие составляющие человеческой жизни, как любовь, брак, деторождение, счастье семейной жизни. В условиях социалистического строительства это отмирало.
Так идеи революции ( теперь уже мирного строительства) претворялись в жизнь. Вслед за писателем И. Эренбургом хочется спросить: « Это гуманно? Конечно, нет. Но в новых условиях рождалось новое сознание. С этим новым сознанием для России началась новая эра – строительство коммунистического общества…
2.Б. Пильняк. «Голый год», глава 1, Изложение. «Оленька Кунц и мандат» (от начала главы до слов «бесстрашное слово: расстрелять»).
Указанный эпизод рассказывает об обычном для нового времени деле: очередное решение комиссии исполкома о расстреле. Кого будут расстреливать, сведений нет. Для участников этого эпизода это и неважно, ведь дело расстрелов поставлено на поток.
Эпизод начинается с того, что делопроизводитель  Оленька Кунц утром на службе печатает мандаты на расстрел. Это ее обычная работа. Она даже не задумывается о том, насколько страшные бланки она размножает на машине «Ренео». Ее заботит лишь одно: как наиболее профессионально поставить «неумелым своим почерком» подпись «О. Ку» с хвостиком, «и палочки, и хвостик».
Как противоположность страшной картине – место, где теперь располагается исполком. Это бывший женский монастырь, где, как в прежние времена, при монахинях, все «чисто и светло», а на открытых оконцах грелись герани и бальзамины, в монастырском саду пели птицы.
На фоне этой идиллической картины «кожаные люди- знамение времени- в кожаных куртках (большевики!)»- спокойно собираются в исполком на свою службу к начальнику Архипу Архипову решать судьбу других: спокойно соглашаться с решением свыше – расстреливать.
Автор не комментирует происходящее. Он, как в репортаже, дает точную сводку событий.
И только по художественным приемам мы можем совершенно точно видеть его отрицательное отношение к происходящему. Вот описание людей нового типа:»…каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцами под фуражкой на затылок, у каждого больше всего воля в обтянутых скулах, в складках у губ, в движениях утюжных, - и дерзание», «лучший отбор». А во всем их облике чувствуется послушное стадо, которое выполнит все, что ему прикажут, ведь вряд ли они задумываются о том, насколько морально все, что они делают. А думать не надо, они даже «Карл- Маркса» не читали.
Зловещую идею этих образов Пильняк подчеркивает множественными повторами: «каждый», «кожаные».
И только природа «отцветает желтыми сумерками», «сырыми туманами». А герань и бальзамины здесь случайные, как отголосок прежней жизни. Теперь все будет так, как говорит современный поэт Петр Орешин:» Или- воля голытьбе, или- в поле на столбе». Что же они выберут? Нетрудно догадаться…
   
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»