Урок-семинар по поэтике А. Блока
Милованова Людмила Афанасьевна
В школьной программе 11 класса на изучение творчества А. Блока отводится от 5 до 10 часов (с учетом вариативности программ). Вполне закономерно уделить как минимум 2 часа на изучение цикла стихов «Родина». Выбор стихов может быть следующим: "На поле Куликовом" (1908), «Россия» ("Опять, как в годы золотые") (1908), "Коршун", "Русь моя, жизнь моя..." (1910), "Рожденные в года глухие" (1914).Для работы с учащимися над данными поэтическими текстами необходимо руководствоваться работой Л. Гинзбург «О лирике». В этой работе Л. Гинзбург говорит об особенностях «циклизации» в лирике А. Блока и других поэтов «Серебряного века». Данный композиционный прием должен быть рассмотрен как в начале работы по творчеству А. Блока, так и непосредственно перед началом разговора о цикле стихов «Родина», выявлены его особенности и ,исходя из этого, строится работа на уроке. Первый урок может быть посвящен анализу содержания стихов данного цикла. Работа со стихами по выявлению средств выразительности может быть продолжена на втором уроке.
Цель: «Войти» в поэтический мир А. Блока.
Задачи:
— Показать особенности поэтики А. Блока;
— Расширить представление о символизме как о литературном течении.
Форма урока: индивидуальная, групповая.
Эпиграф:
Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвятил жизнь. (А. Блок)
Слово учителя.
Цикл стихотворений «Родина», вошедший в третий том, включает в себя стихи, созданные на отрезке времени почти в десять лет: 1907 – 1916. Впервые А. Блок собрал их в книге «Стихи о России» в 1915 году в разгар Первой мировой войны. Особое место в этом сборнике занимает цикл «На поле Куликовом», который состоит из пяти стихотворений: «Река раскинулась…», «Мы, сам друг», над степью в полночь встали», «В ночь, когда Мамай залег с ордою», «Опять с вековою тоскою», «Опять над полем Куликовым». А. Блок писал, что «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории». К циклу «На поле Куликовом примыкает стихотворение «Родина», также написанное в 1908 году. Финалом цикла «Родина» можно считать стихотворение «Рожденные в года глухие», написанное в 1914 году. В нем Блок пытается осмыслить связь своего поколения с местом и временем рождения. Завершает цикл стихотворение «Коршун» 1916 года. Сегодня на уроке нам предстоит прочитать, осмыслить стихи этого цикла. У нас с вами будет урок углубленной работы над пятью поэтическими текстами цикла «Родина»: «Река раскинулась…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя», «Рожденные в года глухие», «Коршун». Каждый из вас возьмет текст одного стихотворения, проведет его анализ, ответит на предлагаемые вопросы, а затем вы объединитесь в группы. Объединит вас выбранное стихотворение. И уже в группах вы продолжите работу по исследованию поэтического текста.
Ход урока:
Индивидуальная работа.
Каждому обучающемуся выдается стихотворный текст и вопросы для его анализа.
I. Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»)
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега́.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи́ грустят стога́.
Русь моя! Жена моя! До бо́ли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснёт святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови́!
Закат в крови́! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несётся вскачь!
<7 июня 1908>
Вопросы:
- Почему в начале ХХ века поэт обращается к событиям русской истории — Куликовской битве?
- Как связано в стихотворении историческое прошлое, настоящее и творческая фантазия автора?
- Какие средства выразительности и для чего использует автор в этом стихотворении?
- Кто является лирическим героем этого стихотворения?
II. Стихотворение «Россия».
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Вопросы:
- В чем поэт находит внутреннюю опору для жизни, настоящей и будущей?
- Какие слова и словосочетания выражают в этом стихотворении состояние и чувства лирического героя (поэтическое «Я»)?
- Какие средства выразительности и для чего использует автор в этом стихотворении?
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?
Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…
Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты —
Кинулась из степи черная мгла…
За море Черное, за море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
Вопросы:
- Почему А. Блок в этом стихотворении называет Россию Русью?
- Какого героя русской истории упоминает Блок в начале своего стихотворения? Как вы думаете, почему именно его фигура так важна для поэта?
- Ассоциации с каким произведением древнерусской литературы должны были вызывать образы данного стихотворения? В чем смысл проведения такой литературной параллели?
- Какие средства выразительности и для чего использует автор в этом стихотворении?
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота — то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,—
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему поэт называет свое поколение – «дети страшных лет России»?
- Что изменилось в миросозерцании поэта по сравнению с ранними его стихами? («Стихи о Прекрасной Даме»)
- Какие средства выразительности и для чего использует автор в этом стихотворении?
Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. —
В избушке мать над сыном тужит:
«На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. —
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
1916
Вопросы:
- Когда написано это стихотворение и как дата написания связана с содержанием?
- Какая идея лежит в основе стихотворения?
- Какова тема стихотворения?
- Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение?
- Есть ли в этом стихотворении, на ваш взгляд, лирический герой?
- Что выступает в роли символа в данном стихотворении?
- Какие средства выразительности использует автор в данном произведении?
- Какой взгляд на судьбу родины выражает автор в этом стихотворении?
I. Вопросы для обсуждения в группах.
1 группа. Роль поэтического символа в данном стихотворении («Река раскинулась»)
2 группа. Метафора в поэтике данного стихотворения («Россия»)
3 группа. Принцип контраста (антитеза) («Русь моя, жизнь моя»)
4 группа. Какими художественными средствами создается образ Родины? («Рожденные в года глухие»)
5 группа. Особенности лексики (символичность, иносказание и др.) («Коршун»)
II. Какие из данных высказываний Л. Гинзбург можно применить к анализируемому вами стихотворению? Обоснуйте ваш ответ.
1. Разные воплощения блоковского лирического героя существуют не только во временной последовательности, но и в синхронном разрезе; они сосуществуют.
2. В известном письме 1908 года к Станиславскому Блок утверждает, что к теме России, которой он посвящает себя бесповоротно, он подходил «давно, с начала своей сознательной жизни». Тема России охватывала и другие, основные для Блока темы: интеллигенция и народ, народная стихия, революция. Очень рано Блок осознает себя наследником вопросов, завещанных русской мыслью, русской литературой, вопросов моральных, социальных и исторических.
3. В лирике Блока отдельные потоки, разные по темам и по стилистическому тону, сливаются в огромное единство.
4. Лирическая поэзия — далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается, — это слово с проявленной ценностью.
5. Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. В лирике активен субъект, но субъект лирики не обязательно индивидуален. Эстетическая мысль не раз уже приходила к пониманию лирики как поэтической переработки личностью разнородного жизненного опыта, переработки, при которой личность эта, с ее раздумьями, чувствами, с ее отношением к совершающемуся, всегда присутствует и всегда ощутима.
6. Современники Блока и позднейшие исследователи его творчества постоянно отмечали решающее для него значение русской литературы XIX века. В нем (таящем неожиданности, непрестанно обновляющемся опыте действительности) Блок открыл источник поэтических образов, когда ему понадобилось постичь процессы, совершающиеся в историческом бытии его страны и в сознании его современников.
7. Творчество Блока не существует вне поисков абсолютного; но содержание этих поисков меняется от первой книги к третьей. Человек Блока всегда соотнесен с общезначимыми ценностями или с их трагической утратой. В чередовании и пересечении этих планов — сюжет лирического романа, трилогии вочеловечения, как называл Блок три тома своих стихов. В третьей книге (это бесспорная для всех вершина его творчества) Блок от мистических устремлений первой книги, от «декадентского» индивидуализма второй приходит — согласно разным формулировкам — к символике обыденного, к конкретности, к «классичности».
Итог урока:
- Что нового я узнал о поэтике А. Блока?
- Что мне дало участие в этом уроке-семинаре?
- Чтение стихов вслух.