Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок- мастерская. Рассказ

Ляпкало Ирина Петровна
-Посмотрите в окно и запишите все ,что вы видите за окном
-А теперь попробуйте сочинить рассказ. Представьте сцену: здоровый пьяный мужик бьет маленькую собачонку Если этот эпизод включить в рассказ , то как должен начинаться рассказ? Напишите начало рассказа (прочитайте друг другу в парах) 
-Перепишите начало рассказа так, чтобы мы нашли ответы : где происходит место действия ,какое время года ,какая погода и т.д. Пытайтесь придумывать определения ,используйте эпитеты ,метафоры 
-Сцена на улице ,которую мы обрисовали ,вероятно ,будет центральной частью рассказа .Опишите сцену подробнее ,присоединив ее к тексту 
-Теперь надо рассказ закончить . Придумайте как ,и напишите ниже(Прочитайте друг другу) 
-Придумайте фразу ,которой вы могли бы закончить рассказ так ,чтобы можно было задуматься читателю ,чтобы у читателя появились вопросы к самому себе 
-Измените финал вашего рассказа таким образом ,чтобы в нем прозвучали ответы на поставленные вопросы.
                   Прочитайте рассказы друг другу
                    Дайте название своему рассказу
                    Познакомьтесь с определением композиции:
                    КОМПОЗИЦИЯ-построение художественного произведения ,система развития художественных образов 
                    Композиция рассказа ,в котором есть конфликт ,предполагает несколько этапов развития сюжета:
                     Экспозиция
                     Завязка
                      Кульминация
                      Развязка 
А теперь попробуйте проанализировать свой рассказ :  как развивается повествование ,какие этапы проходит ?Проговорите в парах ,но обязательно используйте при этом соответствующие термины
                                                          2 часть 
-Разберите слово КРЕПКИЙ по составу и напишите однокоренные слова  
-Используя слова-ассоциации к слову КРЕПКИЙ , объясните смысл словосочетания КРЕПКИЙ МУЖИК 
-Прочитайте вслух рассказ ВМ Шукшина(!(«(1929-1974).Читая, подчеркните в тексте слова ,которые характеризуют главного героя Николая Шурыгина 
-Прочитайте рассказ еще раз и выпишите из текста ключевые слова в соответствующие колонки: 
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ            ЛЮДИ ,ОБЩЕСТВО, НАРОД              ЦЕРКОВЬ              ОТНОШЕНИЕ АВТОРА 
-Просмотрите выписанные колонки и постарайтесь определить  : есть конфликт и кто с кем находится в конфликте? 
-Напишите кратко сюжет рассказа  . Определите главное событие 
-Найдите и отметьте в тексте место , которое можно определить как кульминацию в развитии конфликта 
-Подумайте над вопросами и обсудите их в парах:
              Почему люди отвернулись от Шурыгина?
               Кто виноват в том ,что рухнула церковь?
               Как автор относится к своим героям?
 
-Напишите о рассказе В.М. Шукшина ,,КРЕПКИЙ МУЖИК»
ВЫВОД:
             Рассказ «Крепкий мужик» датирован 1969 – 1970 гг., из чего следует, что автор на протяжении указанных двух лет неоднократно пересматривал, переписывал и дописывал текст. Это один из программных рассказов Шукшина – шедевр, в котором важно и символично каждое слово.     Свои рассказы данной жанровой разновидности сам Шукшин относил к «рассказам-характерам», причём в этом случае речь идёт о характере явно отрицательном, о «дружке чёрта» – как бы земном, человеческом, материальном воплощении всего духовного зла, скопившегося в русском народе за годы преступного правления большевиков. Но форма бытовой сценки из колхозной жизни так плотно камуфлирует подлинное содержание рассказа, что для цензора не составило особого риска и труда дать добро на публикацию. Таким образом одна из самых убойных критических стрел, направленных в самую суть и душу правящего режима, получила право на существование.
                    В одном абзаце – экспозиции – показана деградация русского села (т.е. населённого пункта с церковью) до захудалой деревни (т.е. населённого пункта без церкви) и далее – от деревни, утратившей имя, до безликой 3-й бригады колхоза «Гигант» (т.е. одного гигантского колхоза, в который большевики превратили страну).
Завязка – явление Кольки Шурыгина – бригадира (т.е. главного человека в деревне) – и его предложение председателю колхоза «Гигант»: разобрать на кирпичи старый склад – древнюю церковь – в связи с постройкой нового складского помещения, а церковный кирпич пустить на свинарник. Председатель даёт добро, хоть и сомневается в пользе дела: «Там не кладка, а литьё», не разбить старые кирпичи, не будет из церкви свинарник…
Всё дальнейшее развитие действия, включая развязку, укладывается в один день: это воскресенье, когда Колька-антихрист заставил трёх трактористов разрушить церковь, невзирая на глухое сопротивление сельчан и явный (но легко подавленный Колькой) бунт учителя. Проклинаемый собственной матерью и женой, обозлённый Колька ночью гонит на мотоцикле в райцентр в надежде излить душу председателю. 
                         Шурыгин Николай Сергеевич – подан в самом названии рассказа как «крепкий мужик». Для читателя-современника такое название явно ассоциируется с советской идиомой «крепкий хозяйственник», и это идиоматическое значение поначалу как бы и отыгрывает бригадир Колька: в его хозяйстве всякая вещь пригодится, вот и нечего даром стоять пустому складу (церкви!), надо разобрать на кирпичи. Но вот незадача: вся деревня против, все пытаются Кольку отговорить от богопротивного деяния, и вот уже «крепкий» надо понимать как «упрямый».
При этом Колькина «крепость» опирается на его собственную историческую память, на историю «внесценического», но важного героя рассказа – Васьки Духанина, который в былые времена с этой же самой церкви крест своротил, а впоследствии «большим человеком стал».
На пяти страницах рассказа поместилось чуть не всё деревенское население – буквально в двух словах Шукшин умеет очертить характер и судьбу. Колькина жена Кланька, его безымянная хворая мать, кладовщик Михайло, продавщица, «вездесущие бабы» – все по-своему, но «всерьёз ненавидят» Кольку.
Особняком в рассказе стоит молодой учитель – человек, который на самом деле готов отдать жизнь за церковь и доказывает это делом. Но это «щуплый» интеллигент. 
                        Судьба России – вот подлинная, всеобъединяющая проблема рассказа, а тема его – вся история её, начиная со «дня народного единства» – XVII века, когда и была построена церковь. На слова оправдания Кольки перед матерью, что церковь-де никто не замечал, та возражает, что усталый путник ещё издали её замечал, «она сил прибавляла…»
В разговоре с матерью выясняется и главная надежда народа – на доброго царя. Да, Васька Духанин с церкви крест своротил и большим человеком стал – но «тада время было другое. Кто тебя счас-то подталкивал – рушить её?.. Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Учитель-то… напишет куда следоват – узнаешь».
Однако чёртово дело сделано – церковь разрушена: «…свет фары выхватил из тьмы безобразную груду кирпича...
…- Вот он, твой семнадцатый век! Писать он, видите ли, будет. Пиши, пиши».
И вот он, завет «щуплой» интеллигенции – конечно, не Колькин завет, а самого Шукшина: пусть всё разрушено, пусть нет надежды – а ты «пиши, пиши».
                      В рассказе автор описал судьбу русского народа, основанную на истории становления, с того момента, как была возведена церковь. Коля оправдывался перед матушкой тем, что в церковь давно никто не ходил и ее не замечал. При разговоре с больной матерью, Коля понял, что народ надеется только на милость царя. Несмотря на жалобы жителей и учителя, церковь уже была разрушена до основания.
                        В этом рассказе стиль Шукшина, сохраняя всю свою пресловутую простоту, просторечность, разговорность – достигает высокого символизма.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»