Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Штрихи к портрету Гоголя на этапе первичного
знакомства с творчеством писателя в пятом классе

Дашкова Ольга Вениаминовна 
Подавляющее число учителей и методистов, когда речь заходит о первом знакомстве школьников с Гоголем, сходятся в том, что начинать разговор следует упоминания даты рождения великого писателя. Первое апреля, так называемый день дурака, традиция розыгрышей – эти темы позволяют сразу повести речь о природе смеховой культуры и об особенном уникальном смехе Гоголя.
Однако при разговоре о дате желательно ознакомить детей еще с двумя аспектами; их можно коснуться лишь слегка, но в любом случае они будут способствовать расширению кругозора.
Первый аспект – это фигура Эдгара Аллана По, который родился в один год с Гоголем и чей вклад в мировую словесность так же значителен. Глубокие параллели на уровне пятого класса проводить вовсе необязательно; достаточно обозначить лишь несколько точек соприкосновения, и это касается не только мистической составляющей обоих классиков – Эдгар По знаменит и как незаурядный сатирик. Впоследствии ученики смогут самостоятельно найти общее в творчестве и судьбах писателей; в пятом же классе этому сравнению будет дан первый толчок.
Второй аспект – это отсчет чисел по старому и новому стилям. Подробнее об этом ученики узнают на уроках истории, но и в контексте уроке литературы такой разговор вполне уместен. 
Вообще, рассказ о Гоголя должен быть емким, но и искрометным, тем паче что сама биография писателя позволяет сделать его таковым. 
Чтобы придать колорит рассказу о Малороссии начала XIX века хорошо бы процитировать отрывок из книги о Гоголе в серии ЖЗЛ Игоря Золотусского. 
«Православная Малороссия, в которой родился Гоголь, еще сохраняла остатки обрядов языческих. Все перемешалось тут: и вера в Христа – и странствование по дорогам старинного вертепа, где куклы играли и героев Писания, и запорожцев, шинкарок, дьяков; соблюдение поста – и безудержное веселье на гулянье и на ярмарках, сытная еда, яркие одежды, яростное обращение крови под знойным летним солнцем. Лень сопрягалась со вспышкою, со способностью бесшабашной рубки в бою, протяженная тоскливость прощальной песни – с криками и свистами гопака, плясками в кругу и срамными припевками. Даже в светлое Христово воскресение – велик день – славили Бога, но славили и земную жизнь: все пело, пило, танцевало. Выносились на улицу еда и питье, вынимались из сундуков цветастые платья, яркие свитки, шитые камзолы, как луг расцветал, так расцветала земля от огненно-красно и сине-голубых шаровар, платков, платяниц, плахт и юбок». 
Разумеется, говоря о Гоголе и его книгах, учитель должен быть во всеоружии. Мы имеем в виду, что, прочтя хотя бы одну повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», дети неминуемо будут засыпать учителя вопросами: «Что такое “черевики” (“шибеник”, “смушки”, “играть в кашу”,” монисто” и т.д.)?» Все эти слова и понятия должны крепко сидеть в памяти учителя. 
Небесполезен будет и разговор об этимологии слова «гоголь». Что это за птица? Что значит «ходить гоголем»? А уже после непосредственного разбора произведений задать вопрос ученикам: «Как связано гордое слово “гоголь” с фигурой классика?» 
Имена некоторых любимых авторов Гоголя, скорее всего, ничего не скажут пятиклассникам, но все же следует ввести школьников в культурологический контекст и перечислить эти имена, кратко рассказывая о литераторах. Это Гомер, Данте, Гете, Шиллер, Людвиг Тик, Вольтер, Байрон, Вальтер Скотт, Державин, Жуковский, Пушкин. 
Было бы большой ошибкой учителя упустить из вида историю появления на прилавках поэмы «Ганц Кюхельгартен» и последующего «аутодафе». Во всей истории мировой литературы трудно сыскать наиболее характерный пример треволнений гения на пути к своему расцвету. Кроме того, этот случай можно закольцевать с рассказом о судьбе второго тома «Мертвых душ». 
Не менее интересен будет школьникам и литературный анекдот о первой попытке знакомства Гоголя с Пушкиным. 
«Когда Гоголь, впервые приехавший в Петербург, поспешил навестить Пушкина, он у самых дверей его комнаты до того оробел, что “убежал” в кондитерскую и выпил там “для храбрости” рюмку ликеру. Снова явившись и узнав от слуги, что Пушкин "почивает”, Гоголь с участием спросил: “Верно, всю ночь работал?” – “Как же работал,   – отвечал слуга, – в картишки играл”. Юному сочинителю пришлось ретироваться». 
Разговор же о «Вечерах» следует начать со знаменитого письма Гоголя маменьке: 
«Тогда-то и была извлечена со дна чемодана “Книга всякой всячины”, сочинено срочное письмо маменьке, где он давал ей инструкцию о присылке описания нравов и обычаев малороссиян, “платья, носимого до времен гетманских”, свадьбы, колядок, празднования Ивана Купалы, предания о русалках. “Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них поподробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов… Все это будет для меня чрезвычайно занимательно. На этот случай, и чтобы вам не было тягостно, великодушно, добрая моя маминька, советую иметь корреспондентов в разных местах нашего повета». 
Прежде чем перейти к изучению первых повестей Гоголя, необходимо разобраться с прозвищем Рудый Панько. Желательно попросить самого смышленого ученика наглядно просклонять его на доске, что избавит детей от путаницы в формах имени. 
И. Рудый Панько
Р. Рудого Панька
Д. Рудому Паньку
В. Рудого Панька
Т.. Рудым Паньком
П. о Рудом Паньке 
И, разумеется, следует объяснить, что означает это прозвище. Рудый – рыжий; Панько – внук Опанаса или Афанасия. 
Дети должны прочесть весь цикл «Вечеров», и не нужно думать, что это утопия. 
При разборе следует сделать упор на «Ночь перед Рождеством», а ключевыми вопросами для школьников станут следующие: «Кто из героев изменился к финалу повести?», «Как именно изменились герои?». Предполагается, что ответ будет таким: «Чуб, Вакула и Оксана перестают быть гордыми и думать только о себе». 
В качестве домашнего задания можно попросить учеников нарисовать героев повести, а потом посмотреть фильм Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» и сравнить свои рисунки с увиденным. Задание важнее, чем может показаться на первый взгляд. Свидетельство тому – учительский анекдот из последних времен, которым мы и завершим нашу статью. 
Некий молодой учитель проходил с пятиклассниками сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Он тоже попросил ребят нарисовать героев. Каково же было его удивление, когда на большинстве картинок он разглядел чернокожих дикарей в набедренных повязках!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»