Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы
Бахирева Людмила Сергеевна
Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня
российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп
Слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.
российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп
Слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.
В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные
нравственные ценности. Разобщённость «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.
Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.
Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети».
Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?
Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам
учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.
Проблема, заявленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все
времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей
поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая
смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как
это произошло с Базаровым.
Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между
Базаровым и «отцами», примирением разрешиться не может. Мировоззренческое
противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина - главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта
история окончательно надломила его.
Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием,
которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой
мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»
Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость,
какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя
ведут к трагическому тупику его жизненного пути.
Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства
Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается,
что любит своих родителей, а с другой - в его словах сквозит презрение к «глупой
жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями.
Разлад этот, по видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам
себя воспитывать должен ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру
родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия
его в том, что он утратил возможность понимать их, принимать их такими, Как есть,
прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними,
считая это шагом назад.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», -
гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и
мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они
дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.
Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, да долголетен будешь на земле".
Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Э гляжу в небо, когда хочу
чихнуть»,-говорит герой, Вот еще и почему такой трагический финал повести.
Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке,
который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к
ближнему, заповеди «не убий» (всё-таки стрелялся на дуэли) и «чти отца и матерь
свою».
Что же еще можно поставить ему в вину: Виноват, потому что тяготился
родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к
женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и
недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Бое. Так все-таки врозь, а
не вместе с отцами герой. Так и не поменял он своих убеждений. Крайности во
взглядах Базарова принесли беды на все последующие времена, ибо несли разрушительное,
безнравственное начало.
Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье,
от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между
людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми,
зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие
нравственные принципы изберёт для себя, что будет для него главным и святым.
«Береги честь смолоду», - так напутствует отец своего сына Петра,
«отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В
трудных обстоятельствах герои оказывается часто, но никогда не запятнал он чести, не
уронил достоинство, Духовные скрепы, говоря современным языком, навсегда связали
его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по
страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев; узнанного и пощажённого
Пугачевым, подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя», «Целуй руку,
целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому
подлому унижению».
В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью.
Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев
помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет
Пугачева относиться с определенном уважением к своим представлениям о чести и
присяге.
«Бог видит, что жизнь мою рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня.
Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести», говорит
Гринев Пугачеву при освобождении Маши.
В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет?
Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это и имел в виду отец,
наставляя сына). за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой
глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская
дочка», Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей.
И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим
гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.
«Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями. И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает и понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей.
Петр Гринев является примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим
убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.
Отцы бывают разные. Были и такие которые в свих наставлениях, что для них самих
являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего
угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и
прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все
мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию-любой ценой стать
богатым.
Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые
отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего
святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлению отца которого он
явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.
А вот другой персонаж Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего
поколения, Это очень помогает ему в жизни. Он добился, и чина асессора, и стал
секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это
потому, что он придерживался завета отца:
Во-первых, угождать всем людам без изъятия-
хозяину, где доведется жить,
начальнику, с кем буду я служить,
слуге его, который чистит платье,
швейцару, дворнику для избегания зла,
собаке дворника, чтоб ласкова была.
хозяину, где доведется жить,
начальнику, с кем буду я служить,
слуге его, который чистит платье,
швейцару, дворнику для избегания зла,
собаке дворника, чтоб ласкова была.
Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства,
«умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом
человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость
Молчалина, его безгласие и низкопоклонство. В конце пьесы и Софье открылись
трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и
неискренность.
Вот так мы говорим о конфликте и преемственности поколений, проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.
Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные
скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее
востребованы молодежью? И что делать, что- бы всё-таки «вечные ценности высшие
человеческие качества такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу,
труд в раскрытий талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему
Отечеству, верность ему, были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо
забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениями,
к трагическим разрывам.