Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы
Бахирева Людмила Сергеевна
 
Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня
российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп
Слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.

В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные
нравственные ценности. Разобщённость «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.
Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.
Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети».
Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?
Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам
учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.
Проблема, заявленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все
времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей
поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая
смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как
это произошло с Базаровым.
Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между
Базаровым и «отцами», примирением разрешиться не может. Мировоззренческое
противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина - главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта
история окончательно надломила его.
Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием,
которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой
мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»
Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость,
какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя
ведут к трагическому тупику его жизненного пути.
Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства
Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается,
что любит своих родителей, а с другой - в его словах сквозит презрение к «глупой
жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями.
Разлад этот, по видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам
себя воспитывать должен ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру
родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия
его в том, что он утратил возможность понимать их, принимать их такими, Как есть,
прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними,
считая это шагом назад.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», -
гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и
мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они
дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.
Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, да долголетен будешь на земле".
Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Э гляжу в небо, когда хочу
чихнуть»,-говорит герой, Вот еще и почему такой трагический финал повести.
Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке,
который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к
ближнему, заповеди «не убий» (всё-таки стрелялся на дуэли) и «чти отца и матерь
свою».
Что же еще можно поставить ему в вину: Виноват, потому что тяготился
родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к
женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и
недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Бое. Так все-таки врозь, а
не вместе с отцами герой. Так и не поменял он своих убеждений. Крайности во
взглядах Базарова принесли беды на все последующие времена, ибо несли разрушительное,
безнравственное начало.

Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье,
от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между
людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми,
зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие
нравственные принципы изберёт для себя, что будет для него главным и святым.
«Береги честь смолоду», - так напутствует отец своего сына Петра,
«отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В
трудных обстоятельствах герои оказывается часто, но никогда не запятнал он чести, не
уронил достоинство, Духовные скрепы, говоря современным языком, навсегда связали
его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по
страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев; узнанного и пощажённого
Пугачевым, подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя», «Целуй руку,
целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому
подлому унижению».
В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью.
Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев
помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет
Пугачева относиться с определенном уважением к своим представлениям о чести и
присяге.
«Бог видит, что жизнь мою рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня.
Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести», говорит
Гринев Пугачеву при освобождении Маши.
В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет?
Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это и имел в виду отец,
наставляя сына). за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой
глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская
дочка», Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей.
И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим
гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.
«Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями. И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает и понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. 
 Петр Гринев является примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал  Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим
убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

Отцы бывают разные. Были и такие которые в свих наставлениях, что для них самих
являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего
угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и
прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все
мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию-любой ценой стать
богатым.
Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые
отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего
святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлению отца которого он
явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.

А вот другой персонаж Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего
поколения, Это очень помогает ему в жизни. Он добился, и чина асессора, и стал
секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это
потому, что он придерживался завета отца:

 
Во-первых, угождать всем людам без изъятия-
хозяину, где доведется жить,
начальнику, с кем буду я служить,
слуге его, который чистит платье,
швейцару, дворнику для избегания зла,
собаке дворника, чтоб ласкова была.

Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства,
«умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом
человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость
Молчалина, его безгласие и низкопоклонство. В конце пьесы и Софье открылись
трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и
неискренность.
Вот так мы говорим о конфликте и преемственности поколений, проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.
Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные
скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее
востребованы молодежью? И что делать, что- бы всё-таки «вечные ценности высшие
человеческие качества такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу,
труд в раскрытий талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему
Отечеству, верность ему, были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо
забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениями,
к трагическим разрывам.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»