Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Инновационные технологии как средство реализации ФГОС

Мастерская ценностных ориентаций по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»

Владимирова Вера Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 420
Колпинского района Санкт-Петербурга
 8 –й класс
Технология урока: технология проектной деятельности, система согласованного обучения, приёмы анализа и синтеза.
Урок-занятие представляет собой мастерскую, цель, которой
● помочь детям погрузиться в себя,
● обнаружить многочисленные связи с миром,
● сформировать у учащихся готовность к процессу познания,
● создать условия для последующей работы — анализа произведения в форме урока-беседы. 
Дидактическая цель: через отрывки из произведения А.И. Куприна «Куст сирени» создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.
 Образовательная: предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут погрузиться в себя для последующей работы — анализа произведения в форме урока-беседы.
Развивающая: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное.
 Воспитательная: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
Оборудование: у каждого учащегося (группы) пакет с раздаточным материалом, в который входят: отрывки текста из рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»; цитаты – символы о сирени в России и в мировой культуре.
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации. «Сирень в живописи художников», слайда с цитатой из произведения.    
ИНДУКЦИЯ (ОБРАЩЕНИЕ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ)
Организация пространства.
Участникам мастерской предлагается задание.
Вопрос учителя. Подумайте и вспомните, когда вы не могли в своей жизни справиться без посторонней помощи в какой-либо ситуации. Какими были способы выхода из этой ситуации?
Поделитесь этими воспоминаниями.
Школьники озвучивают свои воспоминания.
Учитель. А теперь поделитесь на группы по 4-5 человек.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
  1. Работа с текстом №1 (школьникам выданы в группы тексты для прочтения, лист бумаги для записи (А-4), ручка).
  2. Прочитайте текст №1. (см. «Приложение 1»).
Посоветуйтесь в группе и подумайте, как бы вы вышли из этой ситуации? Предложите герою выход из этой ситуации.
После обсуждения в группе (3-4 минуты), слушаем по одному представителю от группы варианты, какой выход они предлагают из этой ситуации.
  1. Учитель. Подчеркните (выпишите) слова в тексте, которые отражают внутреннее состояние Веры и Николая. Прочитайте вслух то, что вы подчеркнули. (1 ученик от группы)
Как вы думаете, кто из них найдёт выход из этой ситуации?
Школьники высказывают свои предположения выхода из этой ситуации.
  1. Слайд. (см. слайд № 3 в презентации и выдаётся в группы Цитата №1).
Учитель. Посмотрите на слайд(цитату), прочитайте цитату из рассказа, из которой убеждаемся, что выход из ситуации нашла Вера.
  1. Учитель. Предположите варианты, куда они поехали. Обсудите в группе (1-2 минуты). Запишите. Озвучьте от группы.
Ребята озвучивают предполагаемые варианты.
  1. Работа с текстом №2. (В группы выдаются тексты).
  2. Прочитайте текст №2. (см. «Приложение 2»). Ответьте, куда и зачем поехали Вера и Николай?
Учащиеся. В ломбард и к садовнику.
  1. Задание. (Школьникам раздаются по 1 листу бумаги (А-4).
Додумайте окончание рассказа внутри группы (один рассказ от группы). Запишите. (3-4 мин).
Окончание рассказа учащиеся додумывают сообща в группе, записывают его на общий лист.
  1. Прочитайте, что у вас получилось.
Один представитель от группы зачитывает получившийся текст.
  •  
Учащиеся читают вслух созданные тексты. Затем по предложению учителя вывешивают свои работы на доску для всеобщего обозрения. Учащиеся подходят, читают работы и возвращаются на свои места.
Слайд.  (см. слайд № 9-10. Изображение портрета А.И. Куприна).
Слово учителя: Автор этого рассказа – Александр Иванович Куприн. Рассказ называется «Куст сирени».
  1. Слайд. (см. слайд № 4-6 (по выбору) в презентации).
Учитель. Посмотрите на слайд сирени. Учитель в это время раскладывает на столы конверты, в которых цитаты – символы о сирени в России и в мировой культуре. Учащиеся читают эти цитаты внутри группы.
Слово учителя. (см. слайд №3, 7, 8). Цветущая сирень неподражаема: крупные душистые гроздья покрывают всю крону растения и ещё издали приковывают взгляд. Наверное, нет человека, который бы не знал и не любил сирень – этот символ весны и пробудившейся природы. Покажется странным, но относительно недавно сирени вообще не было на Европейском континенте, и о ней здесь не имели представления. Но как же случилось, что сирень завоевала всеобщую любовь и распространилась повсеместно? Конечно, залог успеха – в её замечательных декоративных свойствах и исключительной неприхотливости. Родом сирень из Малой Азии и Персии, откуда она попала в Европу лишь в 16 веке. Вначале цветы сирени украшали сады коронованных особ, но буквально через 40 лет она появилась в садах и парках всей Европы. Из сирени делали букеты для украшения комнат, её дарили друг другу, с ней связывали различные приметы. К примеру, одна из них обещает счастье тому, кто найдет в букете цветок не из 4-х, а из 5, 6 или более лепестков. В старой Англии, напротив, считалось, что сирень и личное счастье несовместимы: послать сватающемуся жениху ветку сирени означало отказать в женитьбе.
  1. Работа с текстом №3 (Финал произведения). (См. «Приложение №3»).
Учитель. Перед вами финал рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Прочтите его.
Учащиеся читают текст. (2 мин.). После прочтения, задаём вопрос классу.
Учитель. Как вы думаете, какие Верины ассоциации с сиренью? Запишите и поделитесь вашими предположениями.
  •  
Учащиеся читают вслух написанные ассоциации.
РЕФЛЕКСИЯ
Беседа.
Символом чего будет сирень для каждого героя:
  • для профессора
  • для Веры
  • для Николая
Я понял(а), что поступок героев оправдан или не оправдан (аргументировать текстом).
После этой мастерской, о чем бы я задумался?
(Я задумался на этой мастерской о ...)
Посоветовал бы ты своим друзьям прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»?
(Я посоветовал бы своим друзьям прочитать рассказ «Куст сирени», потому что...).
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитайте рассказ в полном объеме
Составьте развёрнутый устный ответ на вопрос: можно ли считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви?
Аргументируйте, почему автор назвал свой рассказ «Куст сирени»?
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст №1.
— Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?
Он передернул плечами и не отвечал.
— Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.
Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.
— Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, — и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, — всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе, и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт! —
Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.
Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.
— Какое же пятно, Коля? — спросила она еще раз.
— Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать — и посадил пятно... Да еще густое такое пятно... жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить... Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только..., впрочем, нет, не рассмеется, — аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты...»
— Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?
— Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок... Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю... Кроме того...
Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.
Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.
Текст №2.
— Едем, — сказала она, наконец, решительно.
— Но куда же мы поедем? — пробовал протестовать Алмазов. — Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.
— Глупости... Едем!
Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.
— Да ведь это настоящий брильянт, —возмущалась Вера, — он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.
Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.
— Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, — сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, — мы оцениваем только металлы-с.
Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.
Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:
— Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.
Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.
— Ну, делать нечего, — согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, — скажите, какие вам можно будет посадить кусты?
Однако изо всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.
Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.
Текст №3.
На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно... Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.
— Хорошо! Прекрасно! — крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. — Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. «Что это за дерево?» — спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». — «Березка, должно быть?» — говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания — просто чудовищные. И какая быстрота, и точность в оценке местности — удивительно!
Но Вере было мало того, что он рассказал. Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля...
И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...
Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, — муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
— Ты — чему? — спросила Вера.
— А ты чему?
— Нет, ты говори первый, а я потом.
— Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?
— Я тоже, глупости, и тоже — про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...
 
Цитата №1
Цитата из рассказа:
— Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.
Цитата №2.
Цитаты – символы о сирени в России и в мировой культуре:
Согласно легенде, свое название этот кустарник получил или от латинского слова Syrínga в честь древнегреческой нимфы Сиринги, или от греческого слова Syrinx, что означает «трубка», «дудочка». Некрасивый – с козлиными рожками и копытцами – бог Пан жил в лесной чаще. Он изобрел свирель и с помощью своей музыки помогал находить пастухам заблудившееся стадо. Лесные нимфы любили его музыку и водили вокруг него хороводы. Но та, которая нравилась ему больше всего – нимфа Сиринга – не отвечала некрасивому богу взаимностью. Однажды заигравшись, Пан погнался за Сирингой, а она, испугавшись своего преследователя, превратилась в гибкое дерево. Из его ствола Пан сделал себе свирель, чтобы никогда не расставаться с возлюбленной.
Возможно, из-за своего цвета на Востоке сирень стала символом расставания влюбленных, а в Англии – цветком горя и несчастья. Но в Германии она любима и почитаема. Весной ею украшают дома, сплетая цветы в венки и делая букеты. В России и Украине сирень выращивают в садах и парках. Раньше этот куст был неотъемлемой частью помещичьих имений. И существовала примета, что в доме, возле которого посажена сирень, любовь будет вечной.
 
Как и все растения, народ наделил сирень множеством примет и поверий. На Руси некоторые до сих пор продолжают верить, что в доме нельзя держать букеты белой цветущей сирени, иначе можно овдоветь. А по старой английская пословице тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо.
Другие поверья, наоборот, наделяют сирень позитивными качествами. Раньше считали, что там, где растут кусты сирени, не будет приведений и злых духов, а будет счастье и покой. В доме, возле которого посажена сирень, любовь будет вечной. Амулет из древесины сирени принесет девушкам обилие женихов, женщинам — счастье в браке.
 
В народе бытует поверье, что сирень может исполнять желания, или, по крайней мере, подсказать, сбудутся ли они. Для этого в полнолуние надо сорвать 8 цветков, крепко зажать их в кулаке. Разжать кулак и выложить цветы, ни в коем случае не смотря на них, под подушку. Затем можно загадывать желание и засыпать. Если утром окажется, что цветы не пожухли и сохранили цвет – желание сбудется.
В Англии сложилось вот такое народное предание. Однажды богатый лорд обманул доверившуюся ему молодую девушку. От обиды и горя бедняжка умерла. Друзья усыпали ее могилу охапками лиловой сирени, а на другой день увидели, что сирень от чистоты и печали девушки приобрела белый цвет.
Символика сирени неоднозначна. С одной стороны, она является символом весны, вечной любви, с другой – символом печали. Н.Ф. Золотницкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» писал: «На Востоке… служит она эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее… своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». У европейцев сирень считается цветком горя и несчастья, у славян – символом любовной тревоги.
Раньше считали, что там, где растут кусты сирени, не будет приведений и злых духов, а будет счастье и покой. В доме, возле которого посажена сирень, любовь будет вечной. Амулет из древесины сирени принесет девушкам обилие женихов, женщинам — счастье в браке.
Сирень – удивительное растение, ее листья имеют форму сердца, а цветы – нежный запах. Цветущее сиреневое дерево – это огромный букет для Героев Великой Отечественной. В мае 1945 года советских воинов-освободителей, возвращавшихся домой, везде встречали ветками сирени. Высаживать сирень в День Победы стало традицией.
Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что если найдешь ее пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой. Особенно богата такими цветками белая сирень, а у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили, или же съедали на счастье и удачу. Если же встречались цветки с тремя лепестками, это означало беду, и тогда старались избавиться от такого цветка. Этот обычай сохранился до сих пор.
Практически во всех странах Европы сирень стала символом любви, сострадания и милосердия. Именно в те далекие времена в Германии зародилась традиция искать цветы с большим количеством лепестков. Считалось, что такой цветок приносит счастье в любви тому, кто его найдет. Германские девушки засушивали цветок или просто съедали, чтобы не потерять своё счастье. А вот от цветка с тремя лепестками следовало немедленно избавиться, как от предвестника несчастья.
А в старой Англии считалось, что сирень – это символ расставания, мучения и даже смерти. Девушка, которая украсит себя цветами сирени, никогда не выйдет замуж. Если молодой человек дарит девушке букет сирени, то это говорит о его желании расстаться. Или, если мужчина делает предложение, а его избранница отвечает веточкой сирени – это означает отказ.
 
Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»