Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Савицкая Ирина Валериевна
Творчество Н.В.Гоголя в школьной программе представлено достаточно широко.Изучение наследия Гоголя начинается в пятом классе с повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», что отражено в программах, учебниках и методических руководствах. В программе под редакцией В.Я.Коровиной [48] и в программе под редакцией Г.С. Меркиной [47] для пятого класса рассматривается цикл «Вечеров», в частности повести «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством».
Что касается шестого класса, то здесь авторы расходятся. В программе под редакцией В.Я.Коровиной дети изучают «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», а в программе Г.С.Меркиной приступают к работе с повестью «Тарас Бульба». И, напротив, в программе В.Я.Коровиной «Тарас Бульба» изучают в седьмом классе, а у Г.С.Меркиной в данном классе школьники читают «Шинель», знакомясь с темой маленького человека.
Во всех программах и учебных пособиях комедия «Ревизор» предлагается в восьмом классе.
Для девятого класса по всем программам идет знакомство с поэмой «Мёртвые души», а В.Я.Коровина отводит время для изучения повести «Невский проспект».
Таким образом, на протяжении всего среднего звена, с пятого по девятый класс, происходит постепенное знакомство учеников с творчеством великого писателя. Проводятся внеклассные чтения, факультативные занятия, где школьники узнают много нового и интересного.
Данная методическая разработка предлагает для изучения в девятом классе поэму Гоголя «Мёртвые души», которую в программе общеобразовательной школы рассматривают очень подробно, при этом затрагивается в большей степени нравственный аспект произведения. В настоящей разработке предлагается сделать акцент на подробном анализе одного из главных героев.
В связи с дефицитом времени на изучение творчества Гоголя в общеобразовательных школах предлагаемая методическая разработка может быть использована при подготовке факультативного занятия или урока в гимназии.
Целями урока (или факультативного занятия) являются: углубленный анализ образа главного героя Чичикова, выявление на примере Чичикова сущности героя авантюрного толка, отнесение Чичикова к какому-либо типу авантюриста; а также развитие умений выделять главное и существенное; воспитание правильных нравственных ориентиров, раскрытие.
Для занятия желательно наличие несложного оборудования: портрет Гоголя, иллюстрации к поэме (например, Боклевского П.М. и других художников).
Основные формы работы на занятии: комментированное чтение и беседа. Видится возможным акцентировать и словарную работу: на дополнительной доске должны быть выписаны термины, семантика которых, вероятно, уже знакома учащимся, но знания эти следует актуализировать – поэма, художественный образ, притча, символ, лирические отступления, произвол, казнокрадство, инкогнито, мошенничество.
Начать урок следует со вступительного слова учителя о произведении.
Сюжет поэмы «Мёртвые души», как известно, подсказал Гоголю А.С. Пушкин. Сам Н.В. Гоголь писал об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» [3].
Для того времени само название «Мёртвые души» казалось очень странным, так как человеческая душа считалась бессмертной. Если обратиться немного к истории, то мы узнаем, что еще во времена Петра I была введена «подушная» подать, и налог платили не с одного двора, а с каждой крепостной души. При ревизии составляли список крестьян. По этому списку помещик был должен оплатить государству подать. Крестьяне, занесённые в этот список, назывались «ревизскими душами». Помещик мог продать или заложить крестьян в Опекунский совет. Так как переписи происходили через несколько лет, то помещик был обязан платить подать даже за умерших в этом промежутке времени крестьян. Известны случаи, когда умершие были скуплены за бесценок и заложены за огромные деньги в Опекунский совет. Такие случаи знал А.С.Пушкин, который рассказал об этом Н.В.Гоголю. Это заинтересовало писателя, и он обратился к написанию поэмы.
Поэма переписывалась несколько раз, и даже третья редакция не была окончательной. В мае 1842 года поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» вышла в свет.
Теперь учитель предлагает ученикам поделиться впечатлениями от прочитанной поэмы.
После этого начинается основная часть занятия.
Учитель: Уже довольно давно на протяжении долгого времени русских писателей тревожил вопрос о могуществе денег и обаянии миллиона. В 1835 году Гоголь опубликовал «Портрет», точнее его первый вариант. Там тема денег и капитала приняла сверхъестественную окраску, которую автор связывает с наваждением, возможно дъявольским.
В «Мёртвых душах» взят конкретный характер, для которого приобретательство является самой сутью, жизнью характера. Образ Чичикова – грандиозное открытие писателя для литературы.
Разбор характера «плута-подлеца» происходит по психологической линии, но в то же время дополняется ссылками на личные качества, его окружение.
Учитель задает вопрос классу: Какова внешность главного героя поэмы?
Ответ учеников. Вот какое описание Чичикова мы видим: « не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, что бы слишком молод», «человек средних лет», «чин не слишком большой и не слишком малый». Эта особая монотонность и умеренность, которая исключает все человеческие качества и оставляет некоторую безличность и необъятность для служения «копейке».
Учитель. Уже изначально в характере Чичикова нет никаких порядочных и благородных качеств, а всё изворотливая фикция. Все эти качества, несомненно, дополняют весь психологический портрет. Образ Чичикова-приобретателя создан с непревзойдённой точностью, которая на долгое время превосходила раскрытие самой сущности нового явления.
Если мы обратимся к первому тому поэмы, то можем проследить всю историю Чичикова с самого раннего детства. Очень интересно посмотреть его биографию.
Далее учитель задаёт вопрос ученикам по биографическим данным Чичикова.
Ответ учеников. Чичиков с самого раннего детства был послушным и прилежным ребёнком. Он слушался своего отца, когда тот советовал ему бережно относится к копейке, не заводить друзей, так как это лишнее бремя, и стараться всё время находиться с людьми важными, выше чинами. Юный Павлуша усвоил все отцовские наставления и уже со школьной скамьи начал воплощать их в жизнь. Он не отличался особенным умом к наукам, но входил в доверие к учителям, брал их своим прилежанием и опрятностью. Он смог сделать хороший прирост к полтине, которую дал ему отец, пускался в различные спекуляции, наживался на бедах и несчастьях своих товарищей, торговал поделками. С учителями обращался он очень аккуратно, старался попасться по дороге несколько раз и несколько раз откланивался, снимая шапку, подавал треух на уроке, вел себя очень смирно на их уроках. И вот, в конце концов, был на отличном счету, при выпуске получил аттестат и книгу с золотыми буквами «за примерное прилежание и благонадёжное поведение». Несмотря на то, что одноклассники прозвали его «жилой» и в итоге он предал своего старого учителя, его интересы были соблюдены, это было его основным на тот момент делом.
Когда закончилось школьное обучение, Чичиков понял, что без протекции жить ему придётся нелегко, и потому решил, во что бы то ни стало «заняться службою и всё преодолеть». Здесь он проявил небывалое самоотвержение, терпенье, умеренность во всём и аккуратность.
В дальнейшем Чичиков попался под начальство престарелому повытчику. Как и следовало ожидать, Чичиков с непревзойденным стремлением тут же решается служить не делу, а лицам. И чего только он не делал: и сапоги почистит, и шапку подаст, и перья очинит, но успеха так и не случилось ровно до того времени, как Чичиков не начал ухаживать за дочерью повытчика. И повытчик сдался. Начал приглашать Чичикова к себе домой, куда, в последствие тот просто напросто переехал. Он общался с дочерью повытчика как с невестой, самого повытчика целовал в ручку и называл папенькой. И понятное дело, что старик начал беспокоиться за будущего зятя и вскоре Чичиков сам стал повытчиком. Совсем не сложно догадаться, что же произошло потом. Чичиков съехал на другую квартиру, и о свадьбе дело так и замялось, как будто ничего и не было.
Происходит стремительный взлёт карьеры негодяя, он идет на различные прибыльные комиссии и стал человеком заметным. Как сложилась судьба в дальнейшем, очень интересно представляет нам П.А. Стеллиферовский: «Но судьба переменилась. Павел Иванович не сумел подделаться под одного из начальников – просто не угадал, как другие, его характера, – попал в немилость и вынужден был начинать всё заново. Опять он старался найти покровителей; как и ранее, не позволял себе «в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного уважения к чину или званию». Словом, точно следовал определенной программе» [36, С.66].
Далее все происходит как по сценарию, судьба снова даёт шанс Чичикову. Он стал таможенным чиновником. И снова Чичиков затевает особое дело, для которого стали необходимы все его таланты и умения. Эта афера принесла ему потрясающую прибыль, но, как и в прошлый раз, Чичиков попался. Однако он не унывает и с новой силой берется за новое дело, воспользовавшись откровением одного чиновника, Чичиков отправляется выкупать «мёртвые души».
Учитель: Такова биография Чичикова до того момента, как он появился в губернском городе N. Страсть к предпринимательству укоренилась в Чичикове основательно и глубоко. Герой идёт на различного рода махинации, естественно нечестным путём.
Далее учитель просит рассказать о том, как общается Чичиков с другими героями поэмы.
Ученики: На протяжении всего произведения мы видим блестящую способность Чичикова перевоплощаться в того, кого ему нужно. Он блестяще умеет ориентироваться в абсолютно любой обстановке. Чичиков в этом деле достаточно гибкий и изощренный. В зависимости от окружения, в котором он находится, его характер меняется с молниеносной скоростью. Как о нём писал Гоголь «во всём как-то умел найтиться». В своей книге «История Гоголя драматурга» Н.Л.Степанов интересно пишет по этому поводу: «…Речь Чичикова, его манеры, его жесты являются сплошным лицемерием. При первом же знакомстве с «отцами города» Чичиков показал себя «приятнейшим собеседником»: «он умел поговорить и о лошадином заводе, и о собаках, и о судейских проделках, и о бильярдной игре, и о выделке горячего вина. Особенно хорошо рассуждал он о добродетели, даже «со слезами на глазах» [37,С.94].
Чичиков перед разными помещиками предстаёт в различных образах и практически всегда он достигает своей цели. Приехав к первому помещику Манилову, праздному мечтателю и ничтожному пустослову, Чичиков говорит с ним на его языке. Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Но Чичиков вскоре устаёт от этих праздных душевных изливаний своего нового знакомого и решается перейти к делу и рассказывает о том, зачем он приехал. И тут наивный и благодетельный Манилов стал чрезвычайно обеспокоен, и даже подумал, не сошел ли с ума его гость. Но как только Чичиков говорит, что его предложение соответствует «гражданским постановлениям и дальнейшим видам России», то Манилов сдаётся.
После Манилова Чичиков отправляется к Собакевичу, но вышло так, что попал он к Коробочке. Но думается, что это не случайно. Ведь хлопотливая и сердобольная Коробочка совершенный антипод бездеятельному наивному Манилову. Этот резкий переход делает очень рельефными оба персонажа. Коробочка живет в своём собственном мирке хозяйственных интересов, вся поглощена будничным состоянием. В ней соединение этой патриархальной замкнутости с грубым стяжательством определяет крайнюю бедность жизни духовной. Для нее весь мир в одном её поместье, за которым она не видит ничего значимого. Старушка не хочет уступать Чичикову «мертвых душ» не только потому, что опасается прогадать с ценой, и еще и потому, что «вдруг в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». И тут Чичиков перевоплощается в совершенно другого человека. Видя, что помещица никак не соглашается, Чичиков выходит из себя, называет её «дубинноголовой». Вся его галантность и мягкость мгновенно куда-то исчезают. Разговор Чичиков ведет теперь развязано и совершенно бесцеремонно. Он понял, что деликатностью «мёртвых душ» ему не достать. Чичиков обещает Коробочке, что возьмет по хорошей цене ее товар, и старуха продаёт ему «мёртвые души».
Встречаясь с Ноздрёвым, Гоголь опять прибегает к сопоставлению героев. Отчетливо заметен контраст мелочной Коробочки и Ноздрёва, который отличается буйной и пустой удалью и «широким размахом» натуры. Вот как характеризует Ноздрёва С.И. Машинский: «Ноздрёв – мастер «лить пули». Он бесшабашный хвастун и несусветный враль… Это лгун по призванию и по убеждению. Он сознательно громоздит один вздор на другой» [25, С.75].
При встрече с Ноздревым Чичиков вновь приспосабливается к уже размашистой манере общения. Чичиков ведёт себя так, как будто они старые друзья. Ноздрев с ним на «ты». И Чичиков соответствует своему «другу». Он внимательно следит за тем, чтоб Ноздрёв не «надул» его. Проклиная свою неосмотрительность, Чичиков вырывается от Ноздрёва к Собакевичу.
Собакевич совсем не похож на предыдущих помещиков. Он настоящий хозяин. Расчётливый и хитрый торгаш. Ему чужда мечтательность Манилова, сумасбродство Ноздрёва, и уж, тем более, мелочность Коробочки. Собакевич живет сам себе на уме, он обладает железной хваткой, трезво оценивает людей и жизнь. Чичиков осторожно нащупывает манеру взаимоотношений с помещиком, но рассуждения Чичикова на возвышенные темы его ничуть не тронули. Собакевич оказался не таким простодушным, и тогда, Чичиков вступает в азартные торги, где каждый хочет остаться в выигрыше. Именно в этой сцене мы можем наблюдать Чичикова как умного предпринимателя, который знает различные приёмы воздействия на других. Он чувствует в Собакевиче настоящего противника. И как бы ни подбирался к нему Чичиков, как бы ни пытался заговорить о своем деле, разговор никак не шёл в нужное русло. Но Собакевич смекнул в чем дело и прямо спросил у Чичикова: «Вам нужно мёртвых душ?». Это были два хищника. Они торгуются, Чичиков хочет купить дешевле, в то время как Собакевич наоборот, набивает цену.
Плюшкин – помещик, который подобно Коробочке поглощён накоплением богатства. Его основная цель – это накопление различных вещей. Эта цель превращается в настоящую страсть к собиранию вещественных ценностей. Плюшкин живёт этим. Он отрекся от всех знакомых, от своих детей, потому что видит в них возможных расхитителей своего богатства. Он не поддерживает связь с окружающим его миром, он одинок и замкнут в своём эгоизме. Он морит голодом крестьян, и совсем не удивительно, что они у него «мрут как мухи», что чрезвычайно обрадовало Чичикова. Но и к нему Чичиков находит подступ. Притворяясь благодушным доброжелателем, который хочет помочь беззащитному старику, Чичиков покупает у него «мёртвые души».
У Чичикова талант к перевоплощениям. Он не меняет своей цели и совершенно легко переходит от одной манеры поведения к другой. За короткий срок Чичиков сумел расположить к себе весь город и тем самым сделался общественным любимцем. Местные жители приняли его за своего, скорее всего не случайно, ведь заметили в нём родственную душу.
Учитель вместе с классом подытоживает наблюдения учеников. Лёгкость трансформации показывает нам необычайную пронырливость героя. За его сказочной мягкостью скрывается совсем не доброжелательная натура. Чичиков – хищник. Эта страсть к богатству, где он теряет чувство меры, губит его. Ему безразлична сфера деятельности, и важен лишь результат. Интересно, что все отношения с людьми насквозь проникнуты эгоизмом. Ему не нужно мало, он жаждет большего. Кажется, что для него чужды какие-то человеческие чувства, однако, и его посещает новое чувство, которое напоминает чувство влюблённости.
Дочь губернатора, прекрасная блондинка потрясает его сердце. И вот несравненный умелец покорять сердца многих, интересный собеседник в разговоре с девушкой превратился в тусклого человека, который лишен притягательности и шарма. Известно, что других людей чувство любви окрыляет и возвышает, но смотря на Чичикова, мы видим совершенно обычную мелкую личность. Это чувство влюбленности опошлило Чичикова. Исчезла вся его привлекательность. Чичиков становится жертвой собственного чувства, которое приносит ему только ущерб. На том балу, услышав первые слова губернаторши, Чичиков уже было хотел «отпустить ей ответ», но увидев её дочь он так смешался, что «пробормотал чёрт знает что такое». «Словно какая-то сила вырвала «на несколько минут» Чичикова из будничного мельтешения, из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа». Вот как описывает этот момент Ю.Манн [20, С.206]. Мы видим, что Чичикова поразило необычное событие, оно изменило его привычное течение чувств. Эта красота юной девушки поразила Чичикова невероятно сильно. Это мелкие минуты его жизни, но они были в его характере. И вот он, Чичиков, который никогда не забывал о своей выгоде, всегда продумывающий на два шага вперед готов раствориться в женском взгляде. Вдруг, он оживает, нарушая правила игры, сбился с принятого тона пустых разговоров и расталкивал окружающих. С этого самого момента и начинается закат Чичикова. Следом приезжает Коробочка, что б разузнать, не дешево ли она продала «мертвых душ», а за ней следует выходка Ноздрева. После этого случая по городу начинают ходить странные слухи, сплетня наслаивается на сплетню, и разобраться уже совсем не возможно. И чем фантастичнее были предположения, тем больше им верили. Вот как пояснил это Н.В.Гоголь: «В другое время и при других обстоятельствах подобные слухи, может быть, не обратили бы на себя никакого внимания, но город N уже давно не получал никаких совершенно вестей…, что, как известно, для города то же, что и своевременный подвоз съестных припасов». Начали выяснять в чем дело, проводили опросы окружающих, но ничего не добились и запутались окончательно. Чичиков понимает, что пора уходить и приказывает Селифану готовить экипаж. Он уезжает, встречая похоронную процессию.
Мы видим Чичикова больше авантюриста-приобретателя, нежели предпринимателя. Гоголь старается четко разграничивает эти понятия, наделяя честных героев, таких как Костанжогло чертой предпринимательства. Думается, что тем самым Гоголь призывал к преображению человека и переустройству мира.
Заключительное слово, скорее всего, придётся сделать самому учителю.
Учитель: Итак, мы проанализировали главного героя поэмы «Мёртвые души» Чичикова. И совершенно верно узнали в нём героя-авантюриста. Чичиков – авантюрист, который на протяжении всего произведения хочет провернуть гениальную аферу с «мёртвыми душами». Он не боится возможных неудач и промахов, для него важна конечная цель – деньги. На протяжении нашего урока мы перечисляли и узнавали душевные качества нашего персонажа, его отношение к людям и к жизни, отношение к самому себе и тем самым, можем справедливо отнести Чичикова к авантюристу – приобретателю. Он предпринимает различные меры на пути к своей цели, не стыдясь никого и ничего. Чичиков энергичен и предприимчив, он знает чего хочет, и чётко знает, что ему для этого нужно. Дух авантюризма преследует его, жажда лёгких денег, быстрого обогащения кружат голову. Однако, Гоголь во втором томе намекает, что возможно и в таких как Чичиков, еще не все потеряно, еще есть надежда для духовного перерождения. Чичиков как собирательный образ характерен не только для России того времени, но так же и для времени настоящего. Ведь, если присмотреться, не так уж и трудно найти Чичикова и в наши дни. Чичиков – одна из самых таинственных фигур, которую когда-либо изображало писательское воображение.