Деятельностный подход к обучению литературы
Болтенкова Татьяна Николаевна
Мы часто говорим о том, что сегодня многое изменилось, изменились дети, родители стали другими. И что же? Сетовать на «век нынешний и век минувший»? Мы, педагоги, поставлены в условия, когда необходимо отказаться от привычных рамок в обучении, сковывающих образовательный процесс, и найти новые методы, которые подходят к требованиям современного дня.Деятельностный подход к обучению – один из методических принципов современного урока. Сегодня важно создать условия для возникновения потребности у детей включения в процесс обучения. Организовать подготовку и мотивацию к выполнению какого – либо задания. Важно, что обучающийся будет добывать знания сам, осознавая содержание и формы своей деятельности. Не случайно, С. Я. Маршак писал: «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»
При этом необходимо соблюдать принцип психологической комфортности, атмосферу сотрудничества, приобретение опыта творческой деятельности.
Важную роль во всем этом играет работа с текстом. Это и поиск информации, и самоконтроль, интерпретация, комментирование и создание собственного текста. По словам, М. М. Бахтина, гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях. Образно говоря, текст - это встреча двух субъектов, двух авторов, писателя и читателя.
Обучающимся важно дать метод, способ решения тех или иных задач. Главное, чтобы преподаватель не боялся сказать ученику: «Я не носитель истины, ты тоже ее не знаешь, но мы вместе идем к ней». И если процесс понимания характеризуется осмыслением своих действий, то результатом этих осмыслений становится СМЫСЛ.
Рассмотрим это на примере фрагмента урока по литературе по теме «САДЫ и СМЫСЛЫ».
Сад – один из основных концептов в литературе. Одна из базовых категорий человеческого сознания, восходящая к первоосновам бытия. Д. С. Лихачев в книге «Поэзия садов» писал: «Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире, отношение человека к природе…Сад – модель жизни, отражение ее… »
Вспомним, А.С. Пушкин формировался как поэт и личность в лицейских садах. И.С. Тургенев свое последнее «прости» писал из-за границы саду в Спасском - Лутовинове, где прошло его детство. А.П.Чехов мечтал всю Россию превратить в сад…
Предлагаю обучающимся на уроке объединиться в группы, чтобы попытаться раскрыть смыслы садов в разных текстах, понять, какова роль сада в идейном содержании.
Использую технологию критического мышления и элементы мастерской.
Считаю: технология привлекательна для учителя тем, что все уроки подчиняются своим внутренним законам, поэтому готовлю их, заранее представляя структуру.
Методисты выделяют следующие этапы мастерских:
- индукция - создается эмоциональный настрой и мотивация к творческой деятельности;
- деконструкция - возникновение проблемной ситуации, отделение известного от неизвестного, создание информационного запроса;
- реконструкция - выдвижение гипотезы, способов ее решения создание своего мира: рисунков, рассказов и т.д.;
- социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других учеников и представление окончательного результата;
- афиширование - наглядное представление результатов деятельности обучающихся и учителя;
- разрыв - высшая точка творческого процесса. Осознание неполноты своих знаний и побуждение к поиску ответов;
- рефлексия - анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской.
- Составляем ассоциативный ряд к слову САД. Зачитываем. Комментируем.
2.Работаем в группах с фрагментами текстов.
1-ая группа – фрагмент 6-ой главы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя-описание сада.
2-ая группа – фрагмент из пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова.
3-ья группа - стихотворение А. Ахматовой «Летний сад»
Каждой группе задается алгоритм действий по работе с текстом.
А).Выписать сочетания слов, образы с положительной (теплой) и отрицательной( холодной) оценкой.
Б).Сопоставить и прокомментировать.
В).Обменяться мнениями и выявить смыслы.
Г). Создать свой текст - миниатюру.
Важно заметить, что два ряда слов, выписываемых детьми, не разделяются в тексте, а взаимодействуют. Сцепляются, как разные электрические заряды. Сравнение условно, но помогает понять, что происходит при таком столкновении – молния. Озарение, огонь творца, как и у нас, в педагогике, движение от тьмы – к свету.
В результате сотрудничества, деконструкции текста, перекрестной ассоциации, социализации приходим к пониманию СМЫСЛОВ, например, описания сада Плюшкина. Сад – развернутая метафора. От сцепленности деревьев приходим к мысли о сцепленности понятий. О поединке смерти (образ заброшенности) и жизни (игра красок в саду). О соотнесении сада и хозяина друг с другом. И понимаем, что, по Гоголю, сад « дает чудную теплоту всему», а значит, есть надежда на возрождение, на спасение души, даже если перед нами Плюшкин. И дети приходят к выводу, что смыслы садов раскрываются постепенно, как и душа человека.
Обобщая работу в группах, соединяя смыслы, обучающиеся создают свои тексты. Вот фрагмент одного из них:
Слово сад оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.
Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, родиной. Есть общая
Метафора для этих слов: пустить корни. А есть корни - есть жизнь...
«Каждый из нас – сад, садовник в нем – воля,- писал В. Шекспир. – Расти ли в нас крапиве, тмину, чему – нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись всему – мы сами господа.» Так вот и мы, преподаватели литературы, творцы детских душ. У нас есть уникальная возможность открывать грани таланта в наших детях на каждом уроке. Приобщать их к вечным ценностям. Зажигать детей своим предметом. Раскрывать смыслы и сцепления понятий.
Использование технологии педагогических мастерских позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других.
Особый этап работы – рефлексивная деятельность, которая проводится в письменной или устной форме.
Дети пишут синквейны:
САДЫ
цветущие, таинственные
помнят, ждут, рассказывают.
Нашим сердцам нужны сады
МИРЫ
ОБУЧЕНИЕ
Креативное, оптимальное.
Размышляем, исследуем, взаимодействуем.
Процесс нахождения истины захватывает
НА УРОКЕ УСПЕХА
Уроки, проведенные в рамках технологии «творческая мастерская», помогают достичь основных целей филологического образования:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности;
2) воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности речи;
3) формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании