Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Деятельностный подход к обучению литературы

Болтенкова Татьяна Николаевна 
Мы часто говорим о том, что сегодня многое  изменилось, изменились дети, родители стали другими. И что же?  Сетовать  на «век нынешний и век минувший»? Мы, педагоги,  поставлены в условия, когда необходимо отказаться от привычных рамок в обучении, сковывающих образовательный процесс,  и найти новые методы, которые подходят к требованиям современного дня.
Деятельностный подход к обучению – один из методических принципов современного урока. Сегодня важно создать условия для возникновения потребности  у детей включения в процесс обучения. Организовать подготовку и мотивацию к выполнению какого – либо задания. Важно, что обучающийся будет добывать знания сам, осознавая содержание и формы  своей деятельности. Не случайно,  С. Я. Маршак писал: «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется»
При этом необходимо соблюдать принцип психологической комфортности, атмосферу сотрудничества, приобретение опыта творческой деятельности.
Важную роль во всем этом играет работа с текстом. Это и поиск информации, и самоконтроль, интерпретация, комментирование и создание собственного текста. По словам, М. М. Бахтина, гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях. Образно говоря, текст - это встреча двух субъектов, двух авторов, писателя и читателя.
Обучающимся важно дать метод,  способ решения тех или иных задач. Главное, чтобы преподаватель не боялся  сказать ученику: «Я не носитель истины, ты тоже ее не знаешь, но мы вместе идем к ней». И если процесс понимания характеризуется осмыслением своих действий, то результатом этих осмыслений становится СМЫСЛ.
Рассмотрим это на примере фрагмента урока по литературе  по теме «САДЫ и СМЫСЛЫ».
Сад – один из основных концептов в литературе. Одна из базовых категорий человеческого сознания, восходящая к первоосновам бытия. Д. С. Лихачев в книге «Поэзия садов» писал: «Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире, отношение человека к природе…Сад – модель жизни, отражение ее… »
Вспомним, А.С. Пушкин  формировался как поэт и личность в лицейских садах. И.С. Тургенев свое последнее  «прости» писал из-за границы саду в Спасском - Лутовинове, где прошло его детство. А.П.Чехов мечтал всю Россию превратить в сад…
Предлагаю обучающимся на уроке объединиться  в группы, чтобы попытаться раскрыть смыслы садов в разных  текстах, понять, какова роль сада в идейном содержании.
Использую технологию критического мышления и элементы мастерской.
Считаю: технология привлекательна для учителя тем, что все уроки    подчиняются  своим внутренним законам, поэтому готовлю их, заранее представляя структуру.
  Методисты  выделяют  следующие этапы мастерских:
  • индукция - создается эмоциональный настрой и мотивация к творческой деятельности;
  • деконструкция - возникновение проблемной ситуации, отделение известного от неизвестного, создание информационного запроса;
  • реконструкция - выдвижение гипотезы, способов ее решения создание своего мира: рисунков, рассказов  и т.д.;
  • социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью других учеников и представление окончательного результата;  
  • афиширование - наглядное представление результатов деятельности обучающихся и учителя;
  • разрыв - высшая точка творческого процесса. Осознание неполноты своих знаний и побуждение к поиску ответов;
  • рефлексия - анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской.
         Главное в уроке – мастерской  - создание эмоционального настроя. Только тогда  атмосфера урока будет способствовать  творческому  развитию учеников.
  1. Составляем ассоциативный ряд  к слову САД. Зачитываем.  Комментируем.
(Сад- родина, память, душа, семья, ностальгия, вдохновение, рай, вечность…).
      2.Работаем в группах с фрагментами текстов.
      1-ая группа – фрагмент 6-ой главы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя-описание сада.
      2-ая группа – фрагмент из пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова.
      3-ья группа - стихотворение А. Ахматовой  «Летний сад»
      Каждой группе задается алгоритм действий по работе с текстом.
      А).Выписать сочетания слов, образы с положительной (теплой) и  отрицательной( холодной) оценкой.
     Б).Сопоставить и прокомментировать.
     В).Обменяться  мнениями и выявить смыслы.
    Г). Создать свой текст - миниатюру.
Важно заметить, что два ряда слов, выписываемых детьми, не разделяются в тексте, а взаимодействуют. Сцепляются, как разные электрические заряды. Сравнение условно, но помогает понять, что  происходит при таком столкновении – молния. Озарение, огонь творца, как  и у нас, в педагогике, движение от тьмы – к свету.
В результате сотрудничества, деконструкции текста, перекрестной ассоциации, социализации приходим к пониманию СМЫСЛОВ, например, описания сада Плюшкина. Сад – развернутая метафора. От сцепленности деревьев приходим к мысли о сцепленности понятий. О поединке смерти (образ заброшенности) и жизни  (игра красок в саду). О  соотнесении сада и хозяина друг с другом. И понимаем, что,  по Гоголю,  сад « дает чудную теплоту всему», а значит, есть надежда на возрождение, на спасение души, даже если перед нами Плюшкин. И дети приходят к выводу, что смыслы садов раскрываются постепенно, как и душа человека.
Обобщая работу в группах, соединяя смыслы, обучающиеся создают свои тексты. Вот фрагмент одного из них:
           Слово сад оживило  воспоминания о чем-то родном, близком душе.   
           Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, родиной. Есть общая
            Метафора  для этих слов:  пустить корни. А есть корни - есть жизнь...
 
«Каждый  из нас – сад, садовник в нем – воля,- писал В. Шекспир. – Расти ли в нас крапиве, тмину, чему – нибудь  одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись всему – мы сами господа.» Так вот и мы, преподаватели литературы, творцы детских душ. У нас есть уникальная возможность открывать грани  таланта в наших детях на каждом уроке. Приобщать их к вечным ценностям. Зажигать детей своим предметом. Раскрывать смыслы и сцепления понятий.
                    
  Использование технологии педагогических мастерских  позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других.
Особый этап работы  – рефлексивная деятельность, которая проводится в письменной или  устной форме.
Дети пишут синквейны:
                                             САДЫ
                          цветущие,     таинственные
                         помнят, ждут, рассказывают.
                         Нашим сердцам нужны сады
                                            МИРЫ
 
                                           ОБУЧЕНИЕ
                               Креативное, оптимальное.
                  Размышляем, исследуем, взаимодействуем.
                   Процесс нахождения истины захватывает
                                     НА УРОКЕ УСПЕХА
               Уроки, проведенные  в рамках технологии «творческая мастерская», помогают достичь основных целей филологического образования:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности;
2) воспитание чувства ответственности по отношению к  слову, чуткости к красоте и выразительности   речи;
3)   формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»