Сопоставительный анализ лирических текстов на уроках литературы
Хохина Елена Юрьевна
Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Поиск новых, наиболее эффективных методов и путей анализа, более интересных приемов проникновения в мир художественных явлений всегда являлся важной составляющей методической науки. Это обусловлено особенностью художественного текста как феномена искусства. Поэтому задача, стоящая перед учителем на уроке литературы,не сводится только к передаче определенной суммы знаний и формированию аналитических навыков у учащихся. Восприятие художественного текста как целостного объекта культуры, приобретение учащимися опыта эстетического переживания — это необходимое условие урока литературы. Рассмотрим принципы сопоставительного анализа на примере анализа стихотворений М. Ю. Лермонтова и Б. Пастернака.Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» и Б. Пастернака «В больнице» сближает тема обретения веры лирическим героем, осознания зримого присутствия Бога в жизни человека, бренности земного существования, обращения к Богу через молитву.
Оба стихотворения носят автобиографический характер, написаны в поздний период творчества. Им присуща исповедальная интонация, христианская тематика дополнена духовными исканиями лирического героя. Стихотворения можно отнести к философской лирике, но есть жанровые отличия: у Пастернака - баллада (трехстопный амфибрахий, наличие сюжета), у Лермонтова - элегия.
Композиционно стихотворение Пастернака «В больнице» состоит из 13 четверостиший, а Лермонтова из 3. Оба поэта отразили тему обретения веры человеком, когда в жизни происходят тяжелые испытания. В первых строчках стихотворения Лермонтова читаем: «В минуту жизни трудную/ теснится ль в сердце грусть», а у Б. Пастернака лирический герой, оказавшись в больнице, узнает, «… что из переделки едва ли он выйдет живой».
Во второй строфе стихотворения М.Ю. Лермонтова лирический герой уповает на Бога, испытывает целительную силу молитвы, благодарность к Богу. Поэт наделяет слова молитвы душой: «дышит непонятная, святая прелесть в них», они живут и дышат, то есть это «живые» во всех смыслах слова.
В третьей строфе у лирического героя Лермонтова наступает состояние умиротворения, укрепления веры, приходят слезы облегчения и очищения: «… и верится, и плачется, / и так легко, легко…». Похожее чувство испытывает лирический герой Пастернака: «И плачу… О Боже, волнения слезы мешают мне видеть тебя».
Стихотворение Пастернака, как и произведение Лермонтова, композиционно можно разделить на три части. Четыре первых четверостишия – экспозиция, мы узнаем, как осенней ночью человека доставляют в больницу: «Носилки втолкнули в машину, / В кабину вскочил санитар». Далее следует центральная часть с 5 по 9 четверостишия. Пятое четверостишие заканчивается словом «окно», а шестое начинается: «Окно обнимало квадратом/ часть сада и неба клочок». Слово приобретает метафорическое звучание, словно открывается завеса над тайной, герой узнает, что умрет, но не испытывает страха. Далее в восьмом четверостишии в третий раз употреблено слово окно: «Тогда он взглянул благодарно в окно…». Так, вместе с чувством благодарности приходит облегчение. Окно— это граница между миром зримым, материальным, земным, наполненным бессмысленной суетой, и вечностью. В третьей части (10- 14 четверостишия) звучит лирический монолог героя, прямое обращение к Богу: «О господи, как совершенны /Дела твои…»Слова, обращение к Богу — это молитва, не каноническая, а «своими словами», но от этого не менее искренняя.
Мы можем отметить, что лирические герои обоих стихотворений испытывают близкие чувства, смену настроений: отчаяние, благодарность, облегчение, умиротворение.
Однако очевидно и различие: стихотворение Лермонтова отличается от Пастернака не только сюжетно-композиционной целостностью, но и поэтикой.
В стихотворении Лермонтова эпитеты: «сила благодатная», «слов живых», «молитва чудная», «святая прелесть» - делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так искренне благодаря повторению: “и так легко, легко…”Нет ничего бытового, отвлекающего от молитвы. Лексика абстрактная, лишенная предметности.
У Пастернака же присутствует некоторая «кинематографичность». Поэт, словно наводит камеру и, используя перечисления:«И скорая помощь, минуя, панели, подъезды, зевак.», «Милиция, улицы, лица /Мелькали в свету фонаря» -захватывает весь мир, упорядоченный на уровне восприятия. Далее бытовые детали «разило парами иода», «дуло в окно», «марали опросный листок», «зеваки», «покачивалась фельдшерица со склянкою нашатыря» - подчеркивают равнодушие людей, бессмысленность происходящего, опустошение в душе героя. И только природа наделена этическими качествами: «… клен отвешивал веткой корявой/Больному прощальный поклон». После чего происходит пересечение земного и небесного, герой зримо ощущает присутствие Бога в своей жизни: «Я чувствую рук твоих жар». И эта часть стихотворения звучит пронзительно, что достигается за счет использования тропов. Особенно интересна развернутая метафора: «Ты держишь меня, как изделье, и прячешь, как перстень, в футляр». Мы можем предположить, что завершен земной цикл жизни (футляр – гроб), но смерти нет. Драгоценный перстень (человек) помещен в шкатулку временно, он обязательно будет извлечен. Вера в Бога дает человеку надежду на жизнь вечную.
Таким образом, и для Лермонтова, и для Пастернака существование Бога - непреложная истина. Справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу. Но к лирическому герою Пастернака приходит это осознание в трагические минуты жизни, на пороге смерти, тогда как герой Лермонтова духовно более зрелый. Поэт описал то самое блаженное состояние, которое дарит молитва верующему человеку.
Позволю себе предложить некоторые тексты для сопоставительного анализа, я их называю зеркалами.
- Б. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво» - Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
- О. Мандельштам «Импрессионизм» - А. Кушнер «Сирень» (кроме сопоставительного анализа, первое стихотворение я люблю соединять с музыкой К. Дебюсси, а второе включаю в урок по развитию речи в 6 классе, когда пишем сочинение по картине «Сирень в корзине»)
- И. Бунин «Одиночество» - И. Бродский «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку...»
- Б. Пастернак «Любить иных - тяжелый крест» - Д. Быков «На самом деле, мне нравилась только ты»
- Б. Пастернак «Ночь» - А.С. Пушкин «Пророк»