Все в наших руках…
Огородникова Людмила Николаевна
В последние годы возникла острая необходимость привлечь наше внимание к литературе. 2015 год, согласно Указу Президента России от 12.06.2014 года за номером 426, объявлен Годом литературы.Цель – привлечение внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к печатному слову, к книгам. Одна из ключевых задач — привить новому поколению вкус к правильному чтению, содействовать этому непростому и многолетнему процессу.
Как любой преподаватель литературы, я задумалась над такой актуальной проблемой, как снижение интереса к чтению. Как вернуть его? Помочь полюбить этот неповторимый и завораживающий мир книги?
Как воспитать настоящего читателя, обладающего художественной культурой? Мы прекрасно понимаем, чем выше уровень культуры, тем восприятие произведения богаче и глубже, эстетическая радость ярче и больше.
Учитель русского языка и литературы – профессия особая, и очень отличается от профессии других учителей-предметников; литература учит прежде всего жизни, формирует мировоззрение, побуждает к раздумьям. Мне кажется, необходимо проводить разъяснительную работу, пропагандировать книги. На мой взгляд, уместны и эффективны следующие формы работы: обзоры новинок литературы, реклама в творческой форме, которую могут сделать и сами обучающиеся, громкие чтения. Как показывает практика, почти все ученики, любят, когда учитель вслух читает отрывки художественных произведений, эмоционально рассказывает ту или иную книгу, наверное ,любой учитель помнит моменты на уроках , когда дети просят его почитать..
Воспитанию интереса к чтению способствуют обзоры понравившихся статей из любимых газет , журналов, брошюр. Сильным ученикам можно предложить сделать краткий обзор всего журнала (это способствует формированию определенных навыков: выбирать, видеть главное, сокращать, что пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ).
С удовольствием на моих уроках учащиеся выполняют задания в группах, парах.. Даю двум-трем ученикам следующее задание: проследить, прочитать, проанализировать определенную рубрику в газетах ( газета может быть одна и та же, но разные номера, могут быть разные газеты с похожей рубрикой).
В старших классах практикую тематические обзоры газет (молодежная проблематика, экология, тема детства, памяти, любви, дружбы и т.д.).
На уроках в 9-11 классах очень эффективны поэтические и прозаические пятиминутки: ребята ищут материал о новых поэтах- земляках, прозаиках, либо о давно забытых, рассказывают кратко сюжет, останавливаются на понравившихся эпизодах биографии, либо книги, которую недавно прочитали. Весьма результативным средством воспитания любви к чтению являются пятиминутки, которые веду я сама . Ребятам интересно, что читает учитель, что ему дает чтение, мысли после прочтения. Они не только высказывают свое мнение, но и пытаются понять мой выбор, много задают вопросов. Иногда пятиминутки затягиваются, но этого не следует бояться, так как они позволяют узнать новые имена, приобщиться к многоликому миру книг.
В среднем звене начинаю вводные уроки с темы: «Не кем быть, а каким быть?» Ребята рассказывают о книгах, которые прочитали за лето, говорим о доброте, о зле, о справедливости, высказывают свои суждения о героях, зачитывают интересные отрывки из полюбившихся им книг, а я знакомлю с произведениями, которые предстоит изучить в классе. Делаем вывод, что главное не кем быть, а каким. Равнодушных, скучающих на таких уроках не бывает. Я, как учитель литературы, стараюсь сделать все, что от меня зависит , чтобы великое не было скучным для ребят, чтобы они учились, стремились мерить себя и людей толстовскими, чеховскими мерками нравственности, чтобы сопереживать, сочувствовать, бороться за человека они учились бы у Достоевского, Лермонтова.
На вступительных уроках литературы в старших классах провожу уроки – прологи. Это вырабатывает у учащихся одно из главных умений – умение думать. Такие уроки убеждают в том, что как отбор материала, так и его расположение продиктованы, во-первых, задачами конкретного урока, во-вторых, конечной целью изучения литературы - постижением ее гуманистических идеалов, актуальностью.
В 9 классе в этом году проводила урок на тему: «... Жизнь - она особенный предмет». (Вводный урок - пролог к курсу русской и советской литературы). Этот урок позволил ввести учащихся в мир литературы к курсу 9 класс, наметить ведущие проблемы русской и современной литературы и некоторые возможные пути их разрешения. Книги русских и современных писателей вызывали интерес у школьников к программным и внепрограммным произведениям и потребность в чтении к ним. На протяжении нескольких лет являюсь руководителем кружка «Литературная гостиная»,ребята с удовольствием участвуют в научно-практических конференциях, различных литературных конкурсах.
Лекция, откровенная беседа по прочитанному, инсценированный урок, открытый микрофон, урок-концерт, КВН, конференция, диспут, урок-размышление, литературный суд, кафе, просмотр фильма и обсуждение, урок-погружение и многие другие формы традиционных уроков в моем педагогическом арсенале способствуют воспитанию интереса к литературе.
Хочется верить, что книга займет достойное место в жизни каждого молодого человека и литература вновь станет учебником жизни.
…Читайте книги – и жизнь ваша станет намного интереснее. Не читая, люди ограничивают своё развитие, самоустраняются от размышлений.
Если человек не стремится всеми силами души к неустанному обновлению, к знаниям, к улучшению самого себя, то жизнь его становится намного беднее.