Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие критического мышления учащихся старших классов на уроках литературы

Вакхов Сергей Александрович
учитель русского языка и литературы
 ГБОУ гимназии № 205
Фрунзенского района Санкт-Петербурга 
Современные процессы, происходящие в педагогике, требуют от учителя использования все большего количества разнообразных форм и методов взаимодействия с обучающимися. Никакие реформы не проходят в одночасье, никакие реформы не принимаются однозначно всеми, как говорил Осип Мандельштам: история развития искусства – это история приобретений и потерь. На мой взгляд, эти слова можно применить и к современным процессам в методике преподавания. Традиционный подход, «старая школа» говорит нам о важности индивидуальных особенностей педагога, об их первостепенной значимости на всех этапах подготовки и проведения занятия. Современный же подход предполагает, скорее, уменьшение роли личности учителя, от современного педагога требуется быть координатором, наставником (тьютором), регулирующим и оценивающим каждый этап урока. Большая часть творческой инициативы переходит при этом к ученикам, которым, зачастую достаточно сложно разрабатывать свой алгоритм действий, сформулировать цели и задачи урока и т.д. Возникает потребность найти баланс между внедрением инновационных технологий и качеством обученности. На мой взгляд, одной из наиболее эффективных технологий, позволяющих координировать действия учителя и учеников, позволяющих максимально эффективно обобщать и систематизировать полученные знания, является технология развития критического мышления. Я часто применяю эту технологию в своей педагогической практике, особенно на уроках литературы. И мой скромный опыт уже позволяет судить о большой результативности данной методики. На нее я часто опираюсь, готовя открытые уроки, ее легко применять и на обычных занятиях.    
Критическое мышление – это способ мышления, который характеризуется логичностью и целенаправленностью. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо им и для учебы и для  личной жизни. Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к целенаправленному поиску в современном поле коммуникации и информации. Причина этого простая: все дело в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А ведь это очень важно для человека в современном мире. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека. Это способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Ученик должен уметь вдумчиво ее анализировать и критически оценивать.
Так какие же умения развивает в ученике технология критического мышления:
Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученик должен уметь формулировать свои идеи независимо от остальных. Ученик должен иметь свободу думать своей головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Ученик может высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы,  не боясь ошибиться.
Во-вторых, ученик должен уметь подвергать каждый новый факт критическому обдумыванию.
В-третьих, он должен стремиться познать новое, решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критически мыслящий человек принимает собственное решение проблемы. Это решение должно быть обоснованным и разумным доводом.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров образовательного процесса, способствует пониманию и продуктивному взаимодействию, облегчает понимание различных взглядов на мир. Поскольку в настоящее время школа призвана воспитывать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от  ученика. Но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится впоследствии.
В основе данной технологии находится трехфазная структура.
Первая фаза – вызов. Пробуждение имеющихся знаний по данной теме и интереса к получению новой информации.
Вторая фаза – осмысление содержания. Осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями и получения новой информации.
Третья фаза – рефлексия. Формирование у учеников собственного отношения к изучаемому материалу. Осмысление нового значения полученной информации.
Эта технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знания. Умение выражать свои мысли устно и письменно, ясно и уверенно, умение вырабатывать собственное мнение.
Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, ученикам же со средними способностями добиваться новых положительных результатов за счет усиления мотивации.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом применения данной технологии на примере урока литературы в 9-ом классе на тему «Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Море”».
На стадии вызова ученикам были предложены для анализа несколько фрагментов стихов (А.Фет, Я.Полонский, А.Толстой) для того, чтобы они сформулировали общую проблематику произведений и определили тему урока. При целеполагании был использован прием «ЗХУ» (знаю-хочу-умею), с помощью которого ученики самостоятельно наметили цели, которые им нужно достичь, чтобы ответить на вопрос: «В чем специфика данного стихотворения?»   
На стадии осмысления ученики разбирали филологический текст, посвященный проблеме перехода творчества Пушкина от романтизма к реализму (Прием «Инсерт»). Затем они применили новое полученное знание при чтении текста стихотворения и сделали вывод о том, что произведение «Море» является специфическим прощанием поэта с эстетикой романтизма «Прощай, свободная стихия!»          
На стадии рефлексии ученики вернулись к таблице и заполнили последнюю графу «Что я узнал на уроке».
Хочется отметить, что применение данной технологии принесло положительный результат. Была отмечена повышенная активность на уроке, ответы учащихся многосторонне раскрывали тему и отличались глубиной филологического анализа. Использованные приемы служат для повышения мотивации к обучению, развивают любовь к чтению, повышают авторитет в глазах учеников к предмету «литература», что особенно актуально в наше время, когда так важно сохранить за Россией статус самой читающей страны в мире.
 

Источники:
  1. И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  3. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
  4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»