Педагогическая статья как средство представления собственного педагогического опыта
Квесты как средство развития школьников на уроках литературы
Иванова Мария Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа № 561
Санкт-Петербурга
ГБОУ средняя школа № 561
Санкт-Петербурга
Цель данной статьи – показать, что на сегодняшний день необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие развивать школьников наиболее эффективно. Опыт работы свидетельствует о том, что большое число современных школьников имеет низкую мотивацию к обучению и это довольно часто связано с отсутствием интереса у обучающихся к предмету. Игровые технологии во все времена были эффективным средством, позволяющим заинтересовывать детей и мотивировать их на обучение. Однако, в современных условиях необходимо использовать современные игровые технологии. К числу таких технологий относятся различные виды квестов.
Применение квестов на уроках литературы будет соответствовать миссии современного образования, которая заключается в создании условий для личностного развития и успешной социализации школьников, освоению ими умения учиться.
Само понятие «квест» происходит от англ. «quest», что переводится как «поиск, искомый предмет, поиск приключений», то есть «квест» можно понимать как осуществление целенаправленного поиска [2].
Отметим, что тема использования квест-технологий в образовательной деятельности привлекала внимание многих авторов и педагогов-методистов. При этом, разные авторы по-разному рассматривают значимость квестов в образовании. Например, А. И. Багузина рассматривает квесты в образовании как дидактическое средство. Г. Л. Шаматонова, М. Ю. Кадемия рассматривают квесты как интерактивную методику. Квест в контексте ресурсно-ориентированного обучения рассматривает Кононец Н. [2]
В данной статье же предлагается рассматривать квест как средство развития интереса обучающихся к урокам литературы.
В качестве образовательной технологии термин «квест» впервые был предложен Берни Доджем летом 1995 года (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Этот ученый работал над инновационным приложением Internet для того, чтобы затем его внедрить в образовательную деятельность с целью использования на различных учебных предметах. Берни Додж назвал это приложение квестом. Оно содержало проблемное задание и предполагало самостоятельный поиск информации школьниками для его решения в сети Интернет.
Позднее это определение было расширено и дополнено Томасом Марчем. Данный автор детализировал определение понятия «квест», что помогло глубже проникнуть в суть квест-технологии. По мнению, Томаса Марча, квест – это учебная структура, созданная по типу, которая предполагает использование ссылок на важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать обучающихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание) [3].
Если квест правильно разработан, то это будет способствовать формированию понимания обучающихся важности тематических связей, дети легче включаются в процесс обучения, формируется интерес к учебным предметам, на которых используется квест, а также школьники и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.
Таким образом, чтобы квест был эффективным, он должен советовать определенным требованиям. Томас Марч выделил такие требования. К ним относятся:
1) наличие интриги в начале квеста;
2) четко сформулированное проблемное задание;
3) распределение ролей, обеспечивающее разные углы зрения на проблему;
4) аргументированное применение источников информации.
Созданный, с учетом данных требования квест, может быть использован на уроках литературы, что несомненно будет способствовать развитию интереса школьников к предмету.
Квест-технологию стали успешно использовать в образовании учителя всего мира. При этом, наибольшее распространение квест-технологий получила в таких странах как Бразилия, Испания, Китай, Австралия, Голландия и Америка. В России квесты применяются в образовании сравнительно недавно.
Стоит отметить, что кветы отличны от традиционных игровых технологий. Это отличие состоит в наличии задания проблемного характера, а также в том, что выполнение квеста подразумевает и самостоятельный поиск информации [2].
На уроках литературы при внедрении квест-технологий важно, чтобы деятельность была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика. Поэтому при разработке и проведении образовательных квестов следует осуществлять творческий поиск совместно с обучающимися как проектировщиками для своих сверстников. При поиске идей сюжета актуально использовать сюжеты художественных произведений, входящих в школьную программу.
От педагога, разрабатывающего образовательный квест, требуется проявление креативности в создании легенды и распределении ролей, разработке навигаторов, подсказок и антуража (дизайна окружающей обстановки).
На уроках литературы для развития интереса школьников к предмету можно использовать различные виды квестов. Так можно разрабатывать линейные, штурмовые, кольцевые квесты. В линейных игра строится по цепочке: обучающиеся разгадывают сначало первое задание, потом второе, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. В штурмовых квестах все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач. Кольцевые квесты похожи на линейные, но представляют собой замкнутый круг: команды начинают с разных точек, которые будут для них финишными.
Также кветы могут быть кратковременные и длительные. Кратковременные квесты можно применять для выполнения определенных заданий в рамках одного урока по литературе. Длительные квесты лучше использовать во внеурочной деятельности по литературе.
При этом, квесты могут быть посвящены одной проблеме (монопредметные) или нескольким – полипредметные (междисциплинарные).
Таким образом, в форме квеста можно проводить как элементы уроков литературы, так и целые уроки. При этом, квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Школьники в процессе прохождения квестов по литературе постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации из литературных произведений, могут оказаться на месте главного героя, понять его точку зрения. Выполняя квест, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Таким образом, как современная педагогическая технология, квест решает следующие задачи:
1. Образовательные. В ходе квеста школьники вовлекаются в активный познавательный процесс. Возникает возможность создать условия, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, находчивость.
2. Развивающие. Развивается интерес к самому предмету, проявляются творческие способности ребенка, развивается воображение, формируются навыки исследовательской деятельности, умения самостоятельной работы с информацией. Кроме того, расширяется кругозор школьников, их эрудиция, повышается мотивация к обучению по предмету.
3. Воспитательные. Воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории.
В процессе прохождения квест-игры школьникам необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность. Они увлекаются процессом, все это создает предпосылки для развития интереса школьников к уроку. Кроме того, использование квестов позволяет тренировать память, внимание, а также способствует развитию аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие школьника как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС.
Квест создает условия, при которых обучающиеся легко вовлекаются в любую деятельность. Именно поэтому квест-технология сегодня приобретает популярность у педагогов. В ней присутствуют соревновательные механизмы, повышающие мотивацию школьников, тем самым создавая условия для более активного и интересного получения новой информации. Это командная игра, требующая проявления сотрудничества, личной ответственности за результат, соблюдения правил. В ней важна не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
В заключение стоит отметить, что квест-технология воспринимается многими педагогами как игра по станциям. Однако, квест отличается от игры по станциям тем, что он ставит перед учеником проблему, которую надо решить и ученик не может предугадать результат квеста, пока не выполнит определенные задания. То есть, создание квестов – это непростой процесс. Большое затруднение в этом случае возникает тогда, когда педагог на этапе планирования не продумывает, зачем он собирается проводить квест, решает ли его квест в ходе работы какую-то проблему или же просто предлагает ученикам готовое решение, которое остается лишь озвучить. Поэтому в планировании квеста базовую модель игры можно представить в виде цепочки последовательных действий учителя-ученика: постановка проблемы – распределение ролей в группе – решение задач, загадок, головоломок – прохождение испытания – подготовка итогового продукта – рефлексия и оценка.
Список литературы:
- Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
- Блохин М.А. Web-квест как средство формирования информационной компетенции у обучающихся. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school37arh.ru/content/site_files/school37arh/2017fefr/blohin_ma_tezisi.pdf, дата доступа 18.01.2020
- Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.