Единство и различие мировоззрений в творчестве Тютчева и Фета
Ляпкало Ирина Петровна
Цель:сравнительно-сопоставительная работа образа ночи
выявить мировоззренческую позицию Тютчева и Фета
Сквозной образ в творчестве Тютчева и Фета -ночь
У Тютчева ночной мир противопоставлен дню
День:,,отрадный",,,любезный", ,,покров златотканный"
День-друг человека и богов!
Ночь: безымяннаяя.со страхами и мглами,пропасть земная.Что-то таинственное и чуждое
Лирический герой ночью беззащитен,одинок,слабосилен,беспомощен
Е. Винокуров замечал: «Умный, как день, Федор Иванович Тютчев любил ночь, был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает – и перед нами предстает ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через все творчество Тютчева.
И чудится давно забытым сном
Ему теперь все светлое, живое,
И в чуждом неразгаданном ночном
Он узнает наследье роковое...
О тютчевской ночи писал литературовед Е.А. Маймин: «Ночь у Тютчева помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Вместе с тем она является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении Тютчева представляется столь величественной и грандиозной, столь трагической и страшной:
...Но меркнет день – настала ночь;
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
У Фета же ни одной темной краски: ,,благовонная ночь", ,,благодатная ночь", ,,лазурная ночь"Нет оппозиции мира ночного неба-миру ночной земли
Небо-,,хор светил живых и дружных
Земля-тиха и прекрасна:сад,сено,лес,долины-ночью умиротворены самые громкие звуки,только плеск,шепот,напев...
Между ними нет противоречий!Лирический герой готов слиться с миром природы,ощущает тонкую связь с ночным небом
Во многих стихотворениях Фета, особенно ранних, ночная природа лишь прекрасна, но в ней мало духовного, философского. В стихотворении «Чудная картина» (1842г.) поэт описывает прекрасную ночь, родную для него. В общем-то ничего особенного : «...белая равнина, полная луна, свет небес высоких..», но для Фета как будто нет ничего прекрасней этого незатейливого пейзажа. Он, в отличие от Тютчева, не наделяет ночь никакими качествами, не делает ее ни равнодушной, ни роковой, но простой и красивой.
Также очень красива ночная природа в другом стихотворении:
Тихая, звездная ночь
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь…
(1842г.)
У Фета ночь тут полна любви, она сама по себе прекрасна – тихая, звездная, сияющая. Но луна светит трепетно, по-моему, все-таки из-за того, что лирический герой влюблен. И легкая грусть делает картину только прекраснее. Он говорит о любимой женщине, и его чувство озаряет все
У Фета ночь-олицетворение высшего предназначения жизни души,ночь открывает человеку жизнь души!
У Тютчева в ночном мире-наследье роковое.Бездна неба бездна души имеют общие черты
У Фета ночь-гармония,у Тютчева-хаос!
Тютчеву в ночи открывается страшный шевелящийся хаос, а для Фета ночь – момент соединения человека с миром.
В то время как ночная лирика А.А. Фета завораживает своей красотой, порой ослепительно-прекрасными, порой очень нежными пейзажами, Тютчев привлекает к своей ночи серьезное внимание удивительной глубиной затрагиваемых им проблем, ночь у него страшна, она вселяет ужас и трепет в сердца людей, заставляет открыться, заставляет страдать и очищает. Это на начальном этапе творчества обоих поэтов. Позже стихотворения Фета уже не так воспевают великолепие природы, но поэт позволяет ей влиять на душу лирического героя. А тютчевская ночь как будто смягчается, стираются острые углы, не так категорична становится . С годами ночи Тютчева и Фета, по-моему, становятся всё более похожими друг на друга.