Урок-исследование по феерии А. Грина «Алые паруса»
Как сотворить чудо?
Федорова Юлия Викторовна
Когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА,
сделай это чудо, если ты в состоянии.
А. Грин
Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
К. Паустовский
Цели:
сделай это чудо, если ты в состоянии.
А. Грин
Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
К. Паустовский
- ввести обучающихся в образный мир художника слова А. Грина, помочь понять содержание произведения и проследить, как писатель показал рождение мечты и осуществление ее в столкновении с косностью и обыденностью реальности;
- способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений, символов. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы. Уметь создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.
Метапредметные.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (ФГОС ООО)
Форма урока: мастерская проекта (создание лэпбука)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Технологии: педагогическая мастерская; элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, системы В.Ф. Базарного; технология графико-символического анализа
Базовый УМК: Коровина В.Я. Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных организаций / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин – М.: Просвещение, 2016.
Оснащение урока: текст произведения, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы, аудиозаписи, видеофрагменты, шаблон лэпбука; атласные ленты
Оформление:
1. Портрет Александра Грина;
2. Стенд с рисунками «Живые страницы»;
3. Высказывания писателей:
1. «Вечно мы, будто в первый раз, всё должны открывать: как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море… как прекрасна жизнь». Р. Кент
2. «… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». А. Грин «Алые паруса»
3. «Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить». К. Паустовский
«Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище». В. Кетлинская
4. Макет парусника.
Словарь терминов:
Романтизм – 1. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 2. Мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.).
Романтик - сильный, благородный человек, создающий свой мир и борющийся за свою мечту.
Феерия (от fee-фея) – 1. Театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2. Волшебное сказочное действие.
Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; 2. Предмет желаний, стремлений.
Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.
Контраст (франц.) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Структура и содержание урока
I. Организационный этап.Доброе утро, мои юные единомышленники. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей и смело отправимся в путь по неизведанным тропам нашей родной литературы. Готовы? Тогда в путь!
II. Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.
1. Стадия - Вызов интереса. Вступительное слово учителя.
(на фоне музыки «Ноктюрн» из квартета Бородина)
Приём « Мозговой штурм».
Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.
Всего четыре буквы,
А за ними – целый мир –
Неповторимый, поэтичный,
Загадочный и романтичный
Что волнует, увлекает,
Поверить в чудо помогает.
Этот необычный мир
Сотворил писатель … Грин.
- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)
В 2020 году исполняется 140 лет со дня рождения Александра Грина, писателя, создавшего «мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый» и 100 лет как приступил к написанию своей чудесной феерии «Алые паруса».
На прошлом уроке мы говорили с вами о биографии писателя, и вы узнали, какая нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.
Обращение к словарю терминов.
- Как вы понимаете слово «романтик»? (человек, склонный к мечтательности) Что такое «романтизм»?
Александра Грина называли «последним романтиком». Его романтизм – это вера в мечту, это умение любить, это способность творить чудеса. Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения Грина так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости.
Как верно звучат слова В. Кетлинской: «Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище».
Феерию «Алые паруса»- пленительную и сказочную - Грин начал писать в Петрограде 1920 г. Грин придумал и дал жизнь новому символу - алые паруса, которые украсил сам ветер - ветер мечты о невозможном.
Обращение к словарю терминов.
«Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия? (Волшебная сказка, похожая на быль)
Обратите внимание, у этого слова два значения:
1. Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;
2. Волшебное, сказочное зрелище.
- В каком из этих значений А. Грин употребил слово феерия? Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?
(Действительно, это что- то сказочное, волшебное).
Все, что произошло с героями похоже на сказку:
- чудесная встреча с Эглем;
- необычная мечта Ассоль;
- яркая дерзкая мечта Грэя;
- случайная встреча героев тоже удивительна;
- добро побеждает зло.
Социоконструкция: Мечта-сказка-чудо
Перед нами увлекательный мир, из которого не хочется уходить, который учит надеяться, верить и ждать.
Вот и мы с вами отправляемся в плавание по романтическому миру книги на корабле под алыми парусами.
2. Целеполагание. Определение основной задачи урока.
Перед вами лежат книжечки-шаблоны – лэпбуки. Откройте первый разворот книжечки. Перед вами эпиграф к уроку.
Эпиграфом к уроку стали слова Александра Грина и Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса».
- Ребята, попробуйте определить вопросы, на которые нам предстоит ответить. (Способен ли человек совершать чудеса своими руками? Как сотворить чудо?)
Этот вопрос и станет темой нашего урока.
- Какова цель нашего урока? Познакомиться с героями А. Грина, найти ответ на вопрос: «Как сотворить чудо?» и поработать над созданием литературного проекта – лэпбука.
Итак, наш корабль расправил свои алые паруса, ветер попутный помогает нам набрать скорость.
III. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.
Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: «Человек в ночи себе «свет» зажигает собой».
- Как вы понимаете эти слова? О каком свете идет речь? О какой ночи? (Свет внутренний. Им должен быть освещен жизненный путь и сделать это должен сам человек.)
- О ком из героев можно сказать, что он «свет» в ночи себе зажигает собой? Почему? (Ассоль, Грей, Лонгрен)
- Какие же они, наши герои?
2. Погружение в текст.
Характеристика героев повести (работа в группах).
1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.
2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.
3 группа: Артур Грэй.
4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».
3. Реконструкция. Составление страниц лэпбука. (Обсуждая фрагменты текста, подобранные разными группами, учащиеся записывают свои наблюдения, включающие важные характеристики героев, составляют схему в течение урока)
«Путь Ассоль к мечте» (гл. 1. Предсказание Эгля и Лонгрена)
Имя: «Хорошо, что оно такое странное», «музыкальное, как свист стрелы и шум морской раковины». Оно созвучно с нотой «соль». Имя легче пропеть, чем произнести.
Дочь матроса, ремесленника
Внешний вид:
- Тоненькая, невысокая, хрупкая.
- «Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки».
- «кроткая улыбка» и «глаза с оттенком грустного вопроса».
- «Ее образ оригинально мил», «что-то особенное»
- «прекрасная неизвестность» (Эгль), «дивное художественное полотно» (матрос Летик), «живое стихотворение», «мокрая драгоценность» (автор), «корабельная Ассоль» (жители Каперны)
- Живая, поэтическая, «странно летящая душа».
- Постоянно в ожидании прекрасного.
- Умеет видеть в обычном необычное, сделать мир чуть-чуть лучше. «Работа моя не скучная, только все хочется придумать что-то особенное».
- Любит все живое. Полное слияние с природой.
- Одинока среди людей, но природа стала ее настоящим другом.
- В душе ее всегда звучит мелодия. «Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора».
- Мечта – ее естественное состояние.
Составление акростиха.
- Раз мы заговорили об Ассоль, давайте дадим ей характеристику по методу акростиха, (коллективное составление акростиха).
А - Алый, антипод
С - Сказка, скромность
С - Свобода, сердце, странность
О - Одиночество, ожидание
Л - Любовь
Ь
«Путь Грэя к мечте» (гл. 2. «Грей»)
Имя: как эхо, зовущее вдаль
Богатый наследник старинного рода, обречённый прожить жизнь не по своему плану
Внешний вид:
- за 5 лет плаваний по морям и океанам Артур Грэй вырос и возмужал
- «потерял слабость»
- «стал широк в плечах, крепок мускулами»
- «в думающих глазах отразился блеск»
- «странная летящая душа»
- «Дельный! Загвозистый!»
- Романтик
- Целеустремленный
- Любознательный
Составление акростиха.
- Давайте дадим характеристику по методу акростиха, (коллективное составление акростиха).
Г – гордый, глубоко мыслящий
Р – романтичный, решительный
Е - естественный
Й – изобретательный, искренний
Сопоставление. Ассоль и Грей (общее) (финал гл. 4. «Накануне»)
Ключевые слова: ДУША, ДОБРО, МЕЧТА, ВЕРА, ЧУДО, ПОСТУПОК, МОРЕ
- оба мечтатели, с «живой душой», любят все живое
- у них обоих «странно летящая душа». (Душа свободная, романтичная, чистая, легкая. Как сказала Марина Цветаева, у них «душа родилась крылатой»)
- одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками
- добры и трудолюбивы
- верят в чудо
- море
Вопросы:
- А как воспримет историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грей?
- Почему Грей поверил в мечту, а не злобной сплетне?
- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
- Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов. (Чтение фрагмента со слов «Грэй побыл в трех лавках...» до слов «...провожаемый хозяином с почестями китайского короля»).
- Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? Расскажите, какие ассоциации возникли у вас, глядя на алый цвет?
(Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение.
Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)
- Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?
- алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
- паруса цвета глубокой радости;
- совершенно чистый, как алая утренняя заря;
- полный благородного веселья и царственности гордый цвет;
- гордый цвет;
- цвет смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков;
- нет ни синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение;
- он рдел, как улыбка прелестного духовного отражения.
- Почему «белый корабль», «алые паруса», «глубокая розовая долина»?
(Белый цвет – цвет совершенства;
алый цвет – цвет жизни, энергии;
глубокая розовая долина – теплый, нежный цвет; глубокий – духовная глубина)
- Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?
(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как «глубокая розовая долина».)
Заполнение страницы лэпбука.
СИМВОЛИКА:
АССОЛЬ – символ света, душевной красоты, добра
ГРЕЙ – символ воплощения мечты, ее реальность
СОЛНЦЕ – светлая жизнь, радость, символ просветления души, зарождения любви
КОЛЬЦО – знак близкого счастья
МОРЕ – символ свободы, ожидания, жизни, бесконечная вера в будущее
Бушующее море – препятствия на жизненном пути
ПАРУС – человек. АЛЫЙ ПАРУС - особенный человек с богатым внутренним миром
АЛЫЙ ЦВЕТ - духовное отражение, цвет жизни
БЕЛЫЙ ЦВЕТ – цвет духовного совершенства, символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды.
КОРАБЛЬ – символ судьбы (по морю жизненного пути)
АЛЫЕ ПАРУСА - символ мечты и веры, символ любви, торжество счастья. Алый парус в душе у того человека, сердце, которого знает, что такое любовь.
СЕКРЕТ поиск смысла жизни, человеческого счастья – «совершать чудеса своими руками»
КОРАБЛЬ С АЛЫМИ ПАРУСАМИ – торжество любви и счастья; символ сбывшихся мечты, надежды
4. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Встреча Грэя и Ассоль» или Чтение эпизода. Гл. «Алый «Секрет».
Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет.
«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
(Секрет человеческого счастья – совершать чудеса своими руками)
- Что самое важное в словах Грея? Что вы добавили бы к этим нехитрым истинам? (Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям)
- Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя? (ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).
Поэтому и корабль с музыкой! Корабль - это метафора. Это исполнение мечты.
4. Представление проектов. Комментарии содержания лэпбука.
IV. Обобщение.
Итак, сбылись мечты Ассоль и Грэя.
- Счастливы ли Грэй и Ассоль?
- В чём же секрет человеческого счастья по А. Грину? Как вы понимаете, слова А. Грина? Часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.
«Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».
- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их.
«Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». ( К. Паустовский)
- Что же в романе является чудом? ( ЧУДО – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. ПОСТУПОК – это умение делать чудеса своими руками).
- К какому выводу приводит нас Грин своим произведением «Алые паруса»?
(Творить чудеса нужно своими руками. Каждый человек может и имеет право совершать чудеса или «делать чудеса своими руками»)
- Веру во что подарил нам Грин? Чему учит книга?
(Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья)
Перед вами макет парусника. Представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации:
- Романтика, мечтательность
- ожидание
- любовь к людям
- оптимизм
- искренность
- умение ждать
- умение видеть прекрасное вокруг нас
- творчество
- осуществленное чудо
- гармония мира и любви
- символ победы и веры
- корабль любви и веры
- Можно ли назвать феерию «Алые паруса» современным произведением?
«Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году феерию «Алые паруса» читали по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве показали одноименный балет.
Для нас, людей XXI века, «Алые паруса» - символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, т.е. такой мечты, которая взывает к активному действию.
В Санкт-Петербурге существует традиция: в день выпускного бала все выпускники собираются на Неве и ждут появления Алых парусов. Это очень символично, так как в этот день у всех своя мечта о счастливом будущем.
«Алые паруса» Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.
(Звучит песня «Ребята надо верить в чудеса»)
VI. Рефлексия.
Поставьте себе оценку за урок. И закрасьте кружок: красный цвет – понравился урок, синий – нет.
Домашнее задание:
1. Выписать из текста наиболее понравившиеся высказывания в «Дневник мудрых мыслей».
2. Сочинение «Надо верить в чудеса». «Необходима ли вера писателя в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом людей в наше время?»