Описание памятника Петру Первому
Вазина Марина Федоровна
Сей Медный всадник – это он,
Её державный прародитель…
Класс: 8
Тип урока: урок развития речи
Методы:
аналитико-синтетический, частично-поисковый
Образовательные технологии, используемые на уроке:
технология критического мышления,
здоровьесберегающая
Цели урока:
создать развивающую образовательную среду;
представить описание памятника с нескольких точек зрения( как посвящение исторической личности, как скульптура Фальконе, как литературный герой , чьё имя породило название монумента ).
Задачи урока:
обучающие:
совершенствовать навыки анализа написания сочинения , сочетающее в себе исторический аспект, искусствоведческий и литературоведческий;
развивающие:
способствовать развитию познавательного через актуализацию личностного восприятия художественного произведения, развивать терминологический аппарат учащихся, вычленять фактические подробности из жизни и деятельности Петра;
воспитывающие:
содействовать формированию коммуникативной компетенции учащихся путём использования п групповой форм организации познавательной деятельности учащихся; воспитывать патриотические чувства учащихся .
Формы работы учащихся на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая
Методы:
аналитико-синтетический, частично-поисковый.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран для проектора, презентация урока
Оборудование для учащихся: художественные тексты, раздаточный материал.
Содержание урока:
I.Составление плана к сочинению:
1. Вступление. Тема Петра в искусстве.
2. Основная часть. Образ Петра в истории, в скульптуре , в литературе.
А) Петр – историческая личность, основатель Петербурга.
Б) Описание памятника Петру работы Фальконе.
В) Отражение петровской темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
3. Медный всадник как вечный символ Петербурга.
II. Поэтапная работа над каждой частью сочинения.
1. В каких произведениях искусства мы встречаемся с образом Петра ?
2. Расскажите , опираясь на работу В.О.Ключевского, о Петре как историческом персонаже (индивидуальное сообщение учащихся).
3. Обратимся к истории создания памятника ( смотрите презентацию).
4. Запишем словарные слова, используемые для описания памятника:
Пьедестал, постамент, монумент, скульптура ,изваяние, проект, мастер, замысел, воплощение, фигура, впечатление, материал.
5. Анализ текста поэмы А.С.Пушкина « Медный всадник» в контексте рассматриваемой проблемы:
А) Каким предстает Петр в пушкинском произведении?
Б) Какой конфликт является центральным в поэме?
В) Каково отношение «Величавого Истукана» к судьбе маленького человека?
Г) Почему скульптура после выхода в свет поэмы получила название пушкинского произведения? В чем символический смысл произведения?
6 . Работа над заключением.
Почему скульптура Фальконе стала символом города , защищающем его от всех невзгод
(индивидуальные сообщения учащихся).
6. Составление устных вариантов сочинения – описания памятника.
III. Написание сочинения.