Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современная литература как средство развития
читательской самостоятельности  младшего подростка

Васильева Ольга Сергеевна
 
Что толку в книжке, -  говорит десятилетняя Алиса
 из сказки Льюиса Кэрролла, -  если в ней нет
ни картинок, ни разговоров?

 
Литература – это неотъемлемая часть жизни человека, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Она постоянно находится в развитии, изменяется. Нет смысла говорить о том, что современная детская литература – стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, другие цели и акценты.
В проводимом исследовании «Внеклассное чтение как способ развития читательской самостоятельности» мы пытались ответить на следующие вопросы:
Что такое читательская самостоятельность и как она развивается?
 Какова современная  литература сегодня? Можно ли на текстах современных авторов эффективно развивать читательскую самостоятельность? Нужна ли она в современном образовании?
Какие особенности подросткового возраста способствуют развитию читательской самостоятельности?  Обратимся к результатам проведенного констатирующего эксперимента, позволившего определить уровень читательской самостоятельности младших подростков. Объект исследования – процесс внеклассного чтения учащихся 5 классов ГБОУ гимназии №66 Приморского района Санкт-Петербурга; предмет – читательская самостоятельность младших подростков. Мы предположили, что систематическое использование на уроках  внеклассного чтения современных произведений, различных упражнений, методов и приемов, направленных на формирование системы читательских умений, будет активно способствовать формированию читательской самостоятельности младших подростков. В ходе исследования, которое проводилось в несколько этапов: 1. Опрос учащихся 5 классов.
Цель: роль чтения в жизни младших подростков.
Вопросы по основным блокам: «Чтение в школе», «После школы», «Домашнее задание по чтению», «Твое отношение к чтению», «Использование библиотеки», «Внеклассное чтение».
2.Анкетирование учащихся на материале международной исследовательской группы PIRLS.
  Цель: исследование исходного уровня сформированности читательской самостоятельности младших подростков.  Мы убедились в  актуальности и значимости развития читательской самостоятельности для современных подростков ( об этом говорят полученные результаты).
Развитие читательской самостоятельности является одной из важнейших задач современного учебно-образовательного процесса, решить которую возможно в результате целенаправленного, хорошо спланированного процесса взаимодействия учителя и ученика. В младшем подростковом возрасте дети интересуются чтением (результаты PIRLS[1]) и многое в формировании самостоятельного читателя зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления. Личностная мотивация выбора книги для самостоятельного чтения рождает у ребенка цель, которая увлекает возможностью учиться у терпеливых и мудрых помощников, советчиков и друзей, которых он сам находит себе среди книг.
Если обратиться к особенностям подросткового возраста, то это период? формирования неповторимой личности, когда человек начинает осознавать свое место в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках. Поэтому книги и их герои становятся в этом возрасте уже не столько учителями, сколько собеседниками, помогающими выросшему читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях.
Характерным примером прозы, адресованной подросткам, стали повести В. П. Крапивина, рассказывающие о непростом периоде взросления и конфликтах подросшего ребёнка с миром взрослых людей.
Современная детская литература живо откликнулась на перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками. Огромной популярностью у современного читателя пользуется переводная литература, например, о Гарри Поттере. Супергерой с внешностью обычного школьника не случайно вызывает такой повышенный интерес: он наделён фантастическими способностями и с лёгкостью решает те проблемы, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
Приведем ещё один пример – отзыв учащегося 6 класса (Роман К.) о книге О.Роя «Хранители. Повелитель книг».
Отзыв о книге О.Роя «Хранители. Повелитель книг».
 
Недавно я прочитал повесть Олега Роя «Хранители. Повелитель книг». Это первая часть из серии о Хранителях. Герой повести Женя Лыков был продвинутым мальчиком и, как многие его одноклассники, не любил читать, а всякий читающий человек, кроме его лучшего друга Дениса, казался Жене «большим занудой». Он бы и дальше продолжал так думать, а свои книги отправлять на балкон, если бы не произошла одна невероятная история. И хотя начиналось все банально (родители едут в командировку и отсылают сына в глухую деревню Лыково, где нет ни мобильной связи, ни Интернета), дальнейшие события разворачиваются совсем необычно. Так бы и скучал Евгений все каникулы, если бы однажды не попал со своим дедушкой и подругой Олей в одну удивительную библиотеку.
Его дедушка оказался не просто библиотекарем, а Хранителем. Он показал ребятам другой мир — мир книг, существующий параллельно с реальностью. Попав в этот загадочный мир, Женька впервые знакомится с героями известных нам книг. В этом мире мальчик борется с «разумной» плесенью, уничтожающей лучшую мировую литературу, и помогает дедушке спасти книжный мир. Постепенно он меняет свое отношение к книгам и чтению. Кстати, Женя узнает, что дедушка и мама не простые люди, а герои известных книг. Каких? Узнаете, прочитав книгу до конца. На мой взгляд, автор придумал очень захватывающий сюжет. Лично мне хотелось поскорей узнать, чем закончится эта история, и я прочитал книгу за один день. Желаю всем приятного чтения!
Подводя итог, можно отметить, что современная литература является простой и доступной для младшего подростка. Он легко ориентируется в описываемых реалиях. Именно произведения современных авторов могут стать эффективным средством развития читательской самостоятельности, которая проявляется: в желании читать и перечитывать художественные произведения с целью личностного самопознания, самоопределения и самовоспитания; в стремлении и способности найти ответы на сложные вопросы (в художественной литературе), которые могут возникнуть в жизни; в готовности и умении прочесть объемное произведение полностью, перечитывать его, испытывая личностную потребность в диалоге с писателем; в способности личностно освоить произведения; в умении самостоятельно подбирать книги с целью самопознания и самоопределения.

[1] Материал опубликован в сборнике: Homo Legens.Человек Читающий.
Выпуск 4. Научно-популярный сборник. М., 2009.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»