Контроль знаний и умений на уроках литературы
Чтение как восприятие произведения искусства
Кузьмина Ольга Ивановна
Восприятие искусства есть сокровенный, интимный процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Впервые данная проблема была осмыслена Аристотелем (учение о катарсисе), но в течение длительного времени теория эстетического восприятия не получала особого развития.В современной науке проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах. Эстетическая деятельность читателя рассматривается как аналог творческого акта художника. Пользуясь языковым материалом, писатель на основе своего воображения строит в произведении предметно-изобразительный план, то есть образную модель мира, отражающую его мировидение. Так создается художественная реальность: система отношений в ней иная, чем в действительности, она не подчиняется законам логики и правилам «здравого смысла». Здесь действуют особые (эстетические) законы, понимая которые, читатель воспринимает воображаемую действительность и постигает авторскую концепцию мира. Между «реальным миром и миром, изображенным в произведении, проходит резкая и принципиальная граница. Об этом нельзя забывать, нельзя смешивать изображенный мир с изображающим миром, автора-творца произведения с автором-человеком» ( М. М. Бахтин).
Сложный процесс восприятия литературы, с точки зрения М. Бахтина, - это «двусторонний акт познания - проникновения», представляющий собой диалог, поле встречи двух сознаний, зону их внутреннего контакта. «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения». Следовательно, постижение литературного явления не может быть разовым актом и ограничиваться рамками непосредственного контакта читателя с произведением.
Психологи утверждают, что понимание объективного значения того или иного предмета еще не гарантирует возникновения заинтересованности им. Так и в нашем случае: чтобы появился интерес к литературе, необходимо мотив читательской деятельности сделать личностно важным для человека. Что же может стать таким мотивом?
В жизни ребята сталкиваются со многими людьми, наблюдают за их поступками, поведением в тех или иных нравственных ситуациях. Однако эти наблюдения часто не становятся, активным жизненным опытом, каким могли бы быть, получи они своевременно убедительное для подростка нравственное осмысление. Между тем, растущему человеку крайне важно постоянно подтверждать свои представления об окружающей жизни и людях авторитетными для него суждениями и оценками, так как известно, что одним из средств, морально-психологического воздействия на нравственное развитие личности служит нравственный авторитет.
Очень важна установка на восприятие художественного текста. Настрой создается информацией о названии произведения, его родовой и жанровой природе, др. обстоятельствами.
Общение читателя с произведением словесного искусства – это не просто знакомство с его речевой тканью, а творческий акт воссоздания той художественной модели мира, которая отвечает точке зрения творца. При этом картина мира должна быть адекватна авторской, но не может быть тождественна. Читатель воссоздает ее в своем воображении по «вехам», заданным автором, узнавая привычные образы. При воссоздании образа читатель «дорисовывает» картину на основе ассоциаций с его собственными представлениями - это своеобразное «сотворчество». Стало быть, в каждом восприятии есть элемент объективного, исходящего от художественного объекта, и плоскость субъективного воображения, домысливания. Так возникают две логики: автора и читателя. Восприятие носит диалогический, сотворческий характер.
У опытного читателя в момент знакомства с произведением происходит не просто воссоздание образов, но и их осмысление, то есть осуществляются аналитические операции. Высший момент художественного восприятия сопровождается глубоким эстетическим переживанием (состояние катарсиса). Нередко читатель испытывает чувство потрясения, радости не только от открывшегося ему смысла, но и от самого акта открытия.
В фазе, завершающей процесс восприятия, читатель, представляя образ, заражаясь авторскими чувствами, определяет свою точку зрения, вступая с творцом в диалог, соглашаясь или не соглашаясь с ним. Постижение произведения искусства невозможно без оценки. Так формируется личностная интерпретация.
Возникающие в сознании картины оказываются произвольными, если отдельная деталь не замечена, слово (его значение или стилистическая окраска) понято не совсем верно. Известны даже комические случаи, например, один ученик утверждал, что Печорин, после того, как ему не удалось догнать уехавшую Веру, почему-то продал своего коня - оказалось, так были поняты слова «загнал коня»!
Вряд ли найдется учитель литературы, который не стремится узнать впечатления, мнения своих учеников об изучаемых в школе и самостоятельно прочитанных книгах, об отношении к героям, к писателю, его художественной манере. Однако целенаправленное формирование эстетического оценочного подхода учащихся к художественным произведениям еще не стало обязательным компонентом урока литературы. Между тем постановка и решение этой задачи на каждом уроке литературы, на определенных его этапах способствуют идейно-нравственному, эстетическому взрослению и становлению мировоззрения школьников, а в итоге — формированию не только вдумчивого, квалифицированного читателя, но и человеческой личности с активной жизненной позицией.
Ежеурочное планирование таких учебных ситуаций, в которых учащиеся обучаются приемам оценки произведения, получают знания, помогающие объективно и обоснованно оценивать художественное явление, должно исходить из осознания учителем невосполнимости потерь от пассивного, внеоценочного потребления искусства.
Всякий писатель, стремясь определенным образом воздействовать на читателя, рассчитывает на читательский отклик, ждет его как самого справедливого суда. Заботой быть понятым читателем, стремлением найти в нем чуткого и строгого ценителя пронизаны высказывания Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других писателей.
Подчеркивая постоянно сохраняющуюся остроту проблемы взаимоотношений писателя и читателя, лауреат Ленинской премии писатель Н. Думбадзе заметил в одном из своих выступлений: «...мечтаю о таком читателе, который берет в руки книгу без заранее составленного отношения к ней, и выносит собственное суждение, высказывает личное отношение».
Представляя собой соединительное звено между писателем и читателем, между литературой и жизнью, оценка способствует переносу прекрасного из литературы в действительность, в практическую и духовную жизнь человека. Иными словами, она означает, что нравственно-эстетический опыт писателя, запечатленный в произведении (событиях, характерах, судьбах героев, их мыслях и чувствах, в прямых и косвенных авторских оценках), читатель соотносит со своим личным жизненным опытом. Эта соотнесенность, позволяющая читателю разделить или отвергнуть авторское мировосприятие, в литературных героях увидеть и оценить себя, а в себе обнаружить и оценить черты героев, дает право говорить об огромном воспитательном потенциале оценочного подхода учащихся к художественным произведениям, так как для эстетической оценки является обязательным отражение в ней представлений личности о ценностях — социальных, идейно-нравственных, эстетических.
В эстетическом суждении синтезируется способность читателя воспринимать, переживать и осмыслять художественные произведения, проявляется умение (на основании личных впечатлений и объективных критериев) выявлять их истинную ценность и высказывать обоснованное отношение к ним в форме аргументированного доказательства. ( Именно такие умения нужно продемонстрировать на ЕГЭ в задании С.)
Очевидно, что оценка на уровне эстетического суждения является своеобразным фокусом, вбирающим в себя всю эстетическую деятельность по освоению художественного произведения (восприятие, переживание, осмысление). Систематически побуждая к оценке художественного произведения, учитель активизирует все процессы, способствующие возникновению оценочного эстетического суждения: закрепляет умение школьников анализировать художественное произведение, осознавать чувства, вызванные чтением, стремится к обогащению и углублению знаний ребят как о предмете эстетической оценки — художественном произведении, так и о жизни в целом.
Важным звеном эстетической оценочной деятельности читателя является анализ художественного произведения, способствующий осознанию пережитых эстетических чувств. Нужно стремиться проникнуть в суть книги, понять ту идею, которой руководствовался автор при её создании, осознать ее глубину, силу и выразительность ее художественного воплощения.
Анализ, обдумывание, в основном завершает познание произведения, уступая место процессу формирования эстетической оценки. На этом этапе читатель констатирует ценность художественного произведения: отмечает его идейную, нравственную, эстетическую значимость, аргументирует свое мнение о художественном произведении. Наличие оценочного суждения свидетельствует об осознанном, личностном отношении к прочитанному, о воздействии художественного произведения на читателя. О характере этого воздействия учитель и судит по эстетическим суждениям учащихся.
На этапе анализа и оценивания произведения оценочная деятельность связана с воспроизведе- нием общей картины жизни, созданной писателем, и с осознанием своего отношения к произведению: к той картине действительности, которую нарисовал писатель (оценка с точки зрения связи произведения с жизнью); к тому, что нового о мире и человеке сказал писатель читателю (оценка с точки зрения прогрессивности идеалов писателя); к авторской манере письма (оценка художественного мастерства). На этом же этапе необходимо помочь учащимся освоить план и форму высказывания своего оценочного отношения к произведению, т. е. оценочного суждения. Уроки развития речи дают возможность учителю, осознающему важность обучения ребят высказыванию оценочных суждений, отработать с учащимися различные формы и жанры эстетических высказываний (отзыв, рецензия, аннотация, доклад, эссе, реферат).
Для формирования эстетической оценки важно, чтобы учащиеся осознали потребность в ней. На одном из первых предваряющих изучение курса уроков отведем время, чтобы поставить перед десятиклассниками ряд вопросов, помогающих им осознать обязательность оценки любого явления действительности, в том числе и художественного, с которым сталкивается человек, воспринять оценку как отражение мировоззрения личности (и не только социальных, нравственных ее убеждений и представлений, но и эстетических):
— Какие факты и события окружающей жизни постоянно подвергаются вашей оценке? Что служит основанием для положительной или отрицательной оценки?
— Почему важно оценивать явления общественной и духовной жизни?
Оценка событий, поступков и характеров людей, высказывания о художественных произведениях, фильмах, спектаклях нередко позволяют нам судить о взглядах и убеждениях человека.
Ставя учащихся перед необходимостью ответить на эти вопросы, мы закрепляем в сознании выпускников представление об оценке как жизненно важной установке, имеющей мировоззренческое значение, и подводим к выводу, что анализ и оценка способствуют глубокому пониманию произведения, осознанию его роли в жизни общества и человека.
На заключительном этапе литературного образования в школе учащиеся должны представлять общую, но достаточно полную картину своей оценочной деятельности. Ребятам предлагается вот такая памятка:
«Если тебе предстоит оценка художественного произведения, то — приступая к чтению, обрати внимание на имя автора, жанр произведения, задумайся над заглавием; — сопровождай чтение размышлениями: чем произведение тебе интересно (заинтересовало ли оно тебя с точки зрения нравственной проблематики, показа психологии героев, их взаимоотношений и т. д.); — закончив чтение, вырази общую эмоциональную тональность произведения и общее впечатление, которое произвело оно на тебя; – постарайся себе объяснить вызванные чтением чувства и мысли; осознай свое отношение к произведению, к той действительности, которую нарисовал писатель; к тому, что нового о мире и человеке сказал тебе автор произведения; к писателю как мастеру слова; – подумай о плане и форме высказывания своего суждения о произведении в целом». |
Это еще раз позволит акцентировать внимание выпускников на том, как важно знать характер своей деятельности во время чтения, обдумывания и вынесения суждения, чтобы формировалась оценка.
Ценность уроков, ориентировочных бесед для формирования эстетической оценки учащихся заключается в том, что они во многом могут способствовать постижению мировоззрения писателя через осмысление фактов его жизни, осознанию идейно-художественных задач, стоявших перед писателем. Именно здесь пробуждается интерес к художнику и произведению, стремление узнать о личности писателя, его идеалах, их воплощении в конкретном произведении. Здесь начинает вырабатываться определенное отношение к писателю, его творчеству, которое обогащается и уточняется в течение работы над произведением.
Овладение учащимися теоретико-литературными знаниями помогает им понять эстетическую функцию отдельных художественных приемов, оценить мастерство их использования художниками для наиболее глубокого и полного раскрытия художественной идеи. Очень важно в устных или нарисованных иллюстрациях, воссоздающих портреты, пейзажи, те или иные детали обстановки , увидеть в воссоздаваемых образах «высший смысл» произведения.
Подводя итог сказанному, отметим, что глубокое влияние искусства и литературы на становление мировоззрения школьников, их социальных взглядов, нравственных убеждений и эстетического идеала возможно только при условии, когда оценочный подход к искусству станет их потребностью.
Стремясь сформировать эстетический оценочный подход учащихся к явлениям искусства, необходимо так строить уроки литературы, чтобы,
– во-первых, каждый из них непременно либо помогал школьникам усвоить знания, необходимые для оценки художественного произведения, либо включал посильную для школьников эстетическую оценочную деятельность, которая должна быть ими осознана, чтобы,
– во-вторых, эстетическая деятельность учеников, руководимых учителем, осуществлялась на основе целостной эстетической установки. Лишь критическое, оценочное освоение потока художественной информации (радио, телевидение, кино, театр, художественная литература), осознание того, в чем сила влияния искусства на людей и конкретного художественного произведения на конкретного читателя, помогают человеку глубже познать жизнь, самого себя, испытать наслаждение от встречи с настоящим искусством, отличить реальные и мнимые ценности жизни и культуры, что является одним из показателей духовной зрелости человека.
Давайте познакомимся с требованиями к выпускникам.
Требования к выпускникам
Базовый уровень (А) |
Знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия |
Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. |