Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Контроль знаний и умений на уроках литературы

Чтение как восприятие произведения искусства

 Кузьмина Ольга Ивановна
      Восприятие искусства есть сокровенный, интимный процесс, про­текающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при на­блюдении. Впервые данная проблема была осмыслена Аристотелем (учение о катарсисе), но в течение длительного времени теория эстети­ческого восприятия не получала особого развития.
        В   современной науке проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах. Эстетическая деятельность читателя рассматривается как аналог творческого акта художника. Пользуясь языковым мате­риалом, писатель на основе своего воображения строит в произведении предметно-изобразительный план, то есть образную модель мира, отра­жающую его мировидение. Так создается художественная реальность: система отношений в ней иная, чем в действительности, она не подчи­няется законам логики и правилам «здравого смысла». Здесь действуют особые (эстетические) законы, понимая которые, читатель воспринимает воображаемую действительность и постигает авторскую концепцию ми­ра. Между «реальным миром и миром, изображенным в произведении, проходит резкая и  принципиальная граница.  Об этом нельзя забывать, нельзя смешивать  изображенный мир с изображающим миром, автора-творца произведения с автором-человеком» ( М. М. Бахтин).
        Сложный процесс восприятия литературы, с точки зрения М. Бахтина, - это  «двусторонний акт познания - проникновения», представляющий собой диалог, поле встречи двух  сознаний, зону их внутреннего контакта. «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения». Следовательно,  постижение литературного явления не может быть разовым актом и ограничиваться рамками непосредствен­ного контакта читателя с произведением.
       Психологи утверждают, что понимание объективного значения того или иного предмета еще не гарантирует возникновения заинте­ресованности им. Так и в нашем случае: чтобы появился интерес к литературе, необходимо мотив читательской деятельности сделать личностно важным для человека. Что же может стать таким мотивом?
      В жизни ребята сталкиваются со многими людьми, наблюдают за их поступками, поведением в тех или иных нравст­венных ситуациях. Однако эти наблюдения часто не становятся, активным жизненным опытом, каким могли бы быть, получи они своевременно убедительное для подростка нравственное осмыс­ление. Между тем, растущему человеку крайне важно постоянно подтверждать свои представления об окружающей жизни и людях авторитетными для него суждениями и оценками, так как известно, что одним из средств, морально-психологического воздействия на нравственное развитие личности служит нравственный авторитет.
        Очень важна установка на восприятие художественного текста. Настрой создается информацией о названии произведе­ния, его родовой и жанровой природе, др. обстоятельствами.
   Общение читателя с   произведением словесного искусства – это не просто знакомство с его речевой тканью, а творческий акт воссоздания той художественной модели мира, которая отвечает   точке зрения творца. При этом картина мира должна быть адекватна авторской, но не может быть тождественна. Читатель воссоз­дает ее в своем воображении по «вехам», заданным автором, узнавая привычные образы. При воссоздании образа читатель «дорисовывает» картину на основе ассоциаций с его собственными представлениями - это своеобразное «сотворчество». Стало быть, в каждом восприятии есть элемент объективного, исходящего от художественного объекта, и плоскость субъективного воображения, домысливания. Так возникают две логики: автора и читателя. Вос­приятие носит диалогический, сотворческий характер.
        У опытного читателя в момент знакомства с произведением про­исходит не просто воссоздание образов, но и их осмысление, то есть осуществляются аналитические операции. Высший момент художественного восприятия сопровождает­ся глубоким эстетическим переживанием (состояние катарсиса). Неред­ко читатель испытывает чувство потрясения, радости не только от от­крывшегося ему смысла, но и от самого акта открытия.
     В фазе, завершающей процесс восприятия, читатель, представляя образ, заражаясь авторскими чувствами, опреде­ляет свою точку зрения, вступая с творцом в диалог, соглашаясь или не соглашаясь с ним. Постижение произведения искусства невозможно без оценки. Так формируется личностная интерпретация.
    Возникающие в сознании картины оказываются произвольными, если отдельная деталь не замечена, слово (его значение или стилистиче­ская окраска) понято не совсем верно. Известны даже комические слу­чаи, например, один ученик утверждал, что Печорин, после того, как ему не удалось догнать уехавшую Веру, почему-то продал своего коня - оказалось, так были поняты слова «загнал коня»!
        Вряд ли найдется учитель литературы, который не стремится узнать  впечатления, мнения своих учеников об изучаемых в школе и самостоятельно прочитанных книгах, об отношении к героям, к писателю, его художественной манере. Однако целенаправленное формирование эстетического оценоч­ного подхода учащихся к художественным произведениям еще не стало обязательным компонентом урока литературы. Между тем постановка и решение этой задачи на каждом уроке лите­ратуры, на определенных его этапах способствуют идейно-нрав­ственному, эстетическому взрослению и становлению мировоз­зрения школьников, а в итоге — формированию не только вдум­чивого, квалифицированного читателя, но и человеческой лич­ности с активной жизненной позицией.
       Ежеурочное планирование таких учебных ситуаций, в которых учащиеся обучаются приемам оценки произведения, получают знания, помогающие объективно и обоснованно оценивать художественное явление, должно исходить из осознания учителем невосполнимости потерь от пассивного, внеоценочного потребления искусства.
        Всякий писатель, стремясь определенным образом воздей­ствовать на читателя, рассчитывает на читательский отклик, ждет его как самого справедливого суда. Заботой быть понятым читателем, стремлением найти в нем чуткого и строгого цени­теля пронизаны высказывания Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоев­ского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других писателей.
        Подчеркивая постоянно сохраняющуюся остроту проблемы взаимоотношений    писателя    и    читателя,    лауреат    Ленинской премии писатель Н. Думбадзе заметил в одном из своих выступ­лений: «...мечтаю о таком читателе, который берет в руки книгу без заранее составленного отношения к ней, и выносит собственное суждение, высказывает личное отношение».
      Представляя собой соединительное звено между писателем и читателем, между литературой и жизнью, оценка способствует переносу прекрас­ного из литературы в действительность, в практическую и ду­ховную жизнь человека. Иными словами, она означает, что нравственно-эстетический опыт писателя, запечатленный в произ­ведении (событиях, характерах, судьбах героев, их мыслях и чувствах, в прямых и косвенных авторских оценках), читатель соотносит со своим личным жизненным опытом. Эта соотнесен­ность, позволяющая читателю разделить или отвергнуть автор­ское мировосприятие, в литературных героях увидеть и оценить себя, а в себе обнаружить и оценить черты героев, дает право говорить об огромном воспитательном потенциале оценочного подхода учащихся к художественным произведениям, так как для эстетической оценки является обязательным отражение в ней представлений личности о ценностях — социальных, идейно-нравственных, эстетических.
     В эстетическом суждении синтезируется способность чита­теля воспринимать, переживать и осмыслять художественные произведения, проявляется умение (на основании личных впе­чатлений и объективных критериев) выявлять их истинную цен­ность и высказывать обоснованное отношение к ним в форме аргументированного доказательства. ( Именно такие умения нужно продемонстрировать на ЕГЭ в задании С.)
    Очевидно, что оценка на уровне эстетического суждения является своеобразным фокусом, вбирающим в себя всю эстети­ческую деятельность по освоению художественного произведе­ния (восприятие, переживание, осмысление). Систематически по­буждая к оценке художественного произведения, учитель акти­визирует все процессы, способствующие возникновению оценоч­ного эстетического суждения: закрепляет умение школьников анализировать художественное произведение, осознавать чувства, вызванные чтением, стремится к обогащению и углублению зна­ний ребят как о предмете эстетической оценки — художествен­ном произведении, так и о жизни в целом.
     Важным звеном эстетической оценочной деятель­ности читателя является анализ художественного произведения, способствующий осознанию пережитых эстетических чувств. Нужно стремиться проникнуть в суть книги, понять ту идею, которой руководствовался автор при её создании, осознать ее глубину, силу и выразительность ее художественного воплоще­ния.
       Анализ, обдумывание, в основном завершает познание произ­ведения, уступая место процессу форми­рования эстетической оценки. На этом этапе читатель констатирует ценность художествен­ного произведения: отмечает его идейную, нравственную, эстети­ческую значимость, аргументирует свое мнение  о  художественном  произведении.   Наличие оценочного суждения свидетельствует об осознанном, личност­ном отношении к прочитанному, о воздействии художественного произведения на читателя. О характере этого воздействия учи­тель и судит по эстетическим суждениям учащихся.
     На этапе анализа и оценивания произведения оценочная деятельность связана с воспроизведе- нием общей картины жизни, созданной писателем, и с осознанием своего отношения к произ­ведению: к той картине действительности, которую нарисовал писатель (оценка с точки зрения связи произведения с жизнью); к тому, что нового о мире и человеке сказал писатель читателю (оценка с точки зрения прогрессивности идеалов писателя); к авторской манере письма (оценка художественного мастерства). На этом же этапе необходимо помочь учащимся освоить план и форму высказывания своего оценочного отношения к произведению, т. е. оценочного суждения. Уроки развития речи дают возможность учи­телю, осознающему важность обучения ребят высказыванию оце­ночных суждений, отработать с учащимися раз­личные формы и жанры эстетических высказываний (отзыв, рецензия, аннотация, доклад, эссе, реферат).
         Для формирования эстетической оценки важно, чтобы уча­щиеся осознали потребность в ней. На одном из первых пред­варяющих изучение курса уроков отведем время, чтобы поста­вить перед десятиклассниками ряд вопросов, помогающих им осознать обязательность оценки любого явления действитель­ности, в том числе и художественного, с которым сталкивается человек, воспринять оценку как отражение мировоззрения лич­ности (и не только социальных, нравственных ее убеждений и представлений, но и эстетических):
—  Какие факты и события окружающей жизни постоянно подвергаются вашей оценке? Что служит основанием для поло­жительной или отрицательной оценки?
— Почему важно оценивать явления общественной и духов­ной жизни?
Оценка событий, поступков и характеров людей, высказы­вания о художественных произведениях, фильмах, спектаклях нередко позволяют нам судить о взглядах и убеждениях челове­ка.
    Ставя учащихся перед необходимостью ответить на эти воп­росы, мы закрепляем в сознании выпускников представление об оценке как жизненно важной установке, имеющей мировоззрен­ческое значение, и подводим к выводу, что анализ и оценка способствуют глубокому пониманию произведения, осознанию его роли в жизни общества и человека.
       На заключительном этапе литературного образования в школе учащиеся должны представлять общую, но достаточно полную картину своей оценочной деятельности. Ребятам предлагается вот такая  памятка:
    «Если тебе предстоит оценка художественного произведе­ния, то
— приступая к чтению, обрати внимание на имя автора, жанр произведения, задумайся над заглавием;
— сопровождай чтение размышлениями: чем произведение тебе интересно (заинтересовало ли оно тебя с точки зрения нравственной проблематики, показа психологии героев, их вза­имоотношений и т. д.);
— закончив чтение, вырази общую эмоциональную тональ­ность произведения и общее впечатление, которое произвело оно на тебя;
   –  постарайся себе объяснить вызванные чтением чув­ства и мысли; осознай свое отношение к произведению, к той действительности, которую нарисовал писатель; к тому, что нового о мире и человеке сказал тебе автор произ­ведения; к писателю как мастеру слова;
   – подумай о плане и форме высказывания своего суждения о произведении в целом».
 
     Это еще раз позволит акцентировать внимание выпускников на том, как важно знать характер своей деятельности во время чтения, обдумывания и вынесения суждения, чтобы форми­ровалась оценка.
      Ценность  уроков, ориентировочных бесед для формирования эстетической оценки учащихся заключается в том, что они во многом могут способствовать постижению ми­ровоззрения писателя через осмысление фактов его жизни, осоз­нанию идейно-художественных задач, стоявших перед писателем. Именно здесь пробуждается интерес к художнику и произведению, стремление узнать о личности писателя, его идеалах, их воп­лощении в конкретном произведении. Здесь начинает вырабаты­ваться определенное отношение к писателю, его творчеству, которое обогащается и уточняется в течение работы над произ­ведением.
         Овладение учащимися теоретико-литературными  знаниями помогает им понять эстетическую функцию отдельных художественных приемов, оценить мастерство их использования художниками для наиболее глубокого и полного раскрытия худо­жественной идеи.  Очень важно в устных или нарисованных иллюстрациях, воссоздающих портреты, пейзажи, те или иные детали обстановки , увидеть в воссоздаваемых образах «высший смысл» произведения.
       Подводя итог сказанному, отметим, что глубокое влияние искусства и литературы на становление мировоззрения школьников, их со­циальных взглядов, нравственных убеждений  и эстетического идеала возможно только при условии, когда оценочный подход к искусству станет их потребностью.
       Стремясь сформировать эстетический оценочный подход уча­щихся к явлениям искусства, необходимо так строить уроки литературы, чтобы,
 – во-первых, каждый из них непременно либо помогал школьникам усвоить знания, необходимые для оценки художественного произведения, либо включал посильную для школьников эстетическую оценочную деятельность, которая долж­на быть ими осознана, чтобы,
 –  во-вторых, эстетическая деятель­ность учеников, руководимых учителем, осуществлялась на основе целостной эстетической установки. Лишь критическое, оценочное освоение потока художественной информации (радио, телеви­дение, кино, театр, художественная литература), осознание того, в чем сила влияния искусства на людей и конкретного худо­жественного произведения на конкретного читателя, помогают человеку глубже познать жизнь, самого себя, испытать наслаж­дение от встречи с настоящим искусством, отличить реальные и мнимые ценности жизни и культуры, что является одним из показателей духовной зрелости человека.
 
Давайте познакомимся с требованиями к выпускникам.
Требования к выпускникам
Базовый уровень (А)
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литера­турных произведений; основные факты жизни и твор­чества писателей-классиков XIX—XX вв.;
основные закономерности ис­торико-литературного процесса и черты литературных направ­лений;
основные теоретико-литературные понятия
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретиро­вать художественное произве­дение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности компози­ции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анали­зировать эпизод (сцену) изу­ченного произведения, объяс­нять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскры­вать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквоз­ные» темы и ключевые про­блемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произ­ведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изучен­ные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулиро­вать свое отношение к прочи­танному произведению; писать рецензии на прочитан­ные произведения и сочинения разных жанров на литератур­ные темы.
     У неопытного читателя восприятие зачастую бывает поверхност­ным, поэтому необходим  дополнительный анализ, то есть вдумчивое серьёзное вторичное прочтение. При этом можно разграничить первичное (непосредственное) восприятие произведения и вторичное (итоговое) восприятие как результат анализа. В первичном восприятии главным является эмоциональная составляющая - это непосредственная реакция на произведение - те эмоции и мысли, которые пробуждаются в сознании и в душе читателя. Возникшие неясные ощущения, первые впечатления необходимо прояснить. Итоговое восприятие представляет собой личностную интерпретацию, осмысление произведения в результате аналитических операций. Между этими фазами как путь углубления и обогащения, достижения целостности в восприятии текста находится этап анализа произведения, основой которого являются мыслительные процессы. Таким образом, анализ рассматривается нами как необходимый этап в постижении про­изведения, один из составляющих элементов художественного восприятия.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»