Учебное исследование по литературе. Выбор темы исследования
Ухова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербургской международной
школы Санкт-Петербурга
Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Активно приёмы исследовательской деятельности используются на этапе формирования новых знаний. Перед учащимися ставится проблемный вопрос. Реализуется один из многочисленных способов достижения информации.учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербургской международной
школы Санкт-Петербурга
Начинается исследование с выбора темы. Может показаться, что выбрать тему довольно легко. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного. Нередко учащиеся выбирают слишком масштабные темы, которые могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Случается также, что учащийся выбирает тему, являющуюся неизвестной лишь для начинающего исследавателя.
Тема исследования- это сфера производимой деятельности, ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Существует ряд требований к выбору темы исследования, которые необходимо учитывать. Последовательно рассмотрим каждое из них.
1. Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и востребована в будущем;
2. Тема также должна быть актуальна, соответствовать запросам общества;
3. Важно, чтобы тема была реализуема в имеющихся условиях, при этом у учащегося должна быть возможность найти достаточное количество источников информации;
4.Формулировка темы может содержать спорный момент;
5. Тема должна быть конкретна;
6. Хорошо, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое;
7. Замечательно, если тема будет интересна и научному руководителю;
8. Важно сформулировать тему с самого начала, так как тема - визитная карточка исследования, хотя впоследствии формулировка может неоднократно меняться, корректироваться.
В качестве примера соответствия требованиям, предъявляемым к учебому исследованию, рассмотрим тему "Мое имя в литературе".
Данная тема, без сомнения, будет интересна. Имя человека, с древнейших времен обладающее магической силой, окутано тайной. Оно является объектом различных исследований и теорий. Всякое имя собственное – слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску.
Есть имена, довольно часто встречающиеся в художественной литературе, тогда как другие употребляются крайне редко. Возможно, ученик, выбравший данную тему для исследования, еще не знает имен авторов и произведения, герои которых носят конкретно его имя, поэтому данная работа станет мотиватором для знакомства с новыми писателями, новыми произведениями.
Похожи ли люди с одинаковыми именами? А похожи ли мы на литературных персонажей? Всегда ли соответствует характер героя имени?
Поможет данная работа и учащимся, нацеленным на сдачу ЕГЭ по литературе, так как тема имени (фамилии) значима и нередко встречается в экзаменационных работах. Что значит имя для человека? Почему у того или иного героя нет имени? Что хотел сказать автор, назвав своего героя...?
Тема имени будет актуальна всегда, и это не случайно. Имя окутано завесой тайны, его роль в жизни всегда интересовала и будет интересовать людей. При этом изучение имени - это изучение и истории, и культуры, и языка.
По данной теме, безусловно, можно найти большое количество источников информации: это словари, энциклопедии, различные справочные издания, и, что немаловажно, учащемуся, выполняющему данную работу, придется работать с художественными текстами, знакомство с которыми в этом виде работы не может быть беглым, так как нужно не только познакомиться с героем, но и понять его характер, его натуру, его Имя.
К данной теме можно подобрать и творческое название. "Что в имени тебе моем?" "Как вы яхту назовете, так она и поплывет", эти и множество других интересных цитат могут стать прекрасным эмоциональным заглавием работы, являясь ее визитной карточкой. Можно сформулировать также название, столкнув разные точки зрения. Например, сопоставить судьбы двух писателей с одинаковыми, сопоставить противоположные точки зрения на влияние имени на судьбу.
При большом количестве интересного материала данная тема тем не менее конкретна и будет ограничена рядом произведений и авторов, при этом может быть освещена учащимися разного возраста с различной степенью глубины.
Какое слово все года
Проходит жизнью испытанье,
Вас не оставит никогда
На самых разных расстояньях?
С ним мы пришли в огромный мир
И с ним останемся в эпохах.
Оно даётся нам людьми,
А проверяться будет Богом.
Оно во мне, оно в тебе,
Среди страниц Небесной Книги,
В любом краю, в любой судьбе,
И это слово - наше Имя.
А. Елисов