Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебное исследование по литературе. Выбор темы исследования

Ухова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербургской международной
школы Санкт-Петербурга
 
      Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Активно приёмы исследовательской деятельности используются на этапе формирования новых знаний. Перед учащимися ставится проблемный вопрос. Реализуется один из многочисленных способов достижения информации.
     Начинается исследование с выбора темы. Может показаться, что выбрать тему довольно легко. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного. Нередко учащиеся выбирают слишком масштабные темы, которые могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Случается также, что учащийся выбирает тему, являющуюся неизвестной лишь для начинающего исследавателя.
   Тема исследования- это сфера производимой деятельности, ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
   Существует ряд требований к выбору темы исследования, которые необходимо учитывать. Последовательно рассмотрим каждое из них.
1. Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и востребована в будущем;
2. Тема также должна быть актуальна, соответствовать запросам общества;
3. Важно, чтобы тема была реализуема в имеющихся условиях, при этом у учащегося должна быть возможность найти достаточное количество источников информации;
4.Формулировка темы может содержать спорный момент;
5. Тема должна быть конкретна;
6. Хорошо, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое;
7. Замечательно, если тема будет интересна и научному руководителю;
8. Важно сформулировать тему с самого начала, так как тема - визитная карточка исследования, хотя впоследствии формулировка может  неоднократно меняться, корректироваться.
      В качестве  примера соответствия требованиям, предъявляемым к учебому исследованию, рассмотрим тему "Мое имя в литературе".
      Данная тема, без сомнения, будет интересна. Имя человека, с древнейших времен обладающее магической силой, окутано тайной. Оно является объектом различных исследований и теорий. Всякое имя собственное – слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску.
   Есть имена, довольно часто встречающиеся в художественной литературе, тогда как другие употребляются крайне редко.      Возможно, ученик, выбравший данную тему для исследования, еще не знает имен авторов и произведения, герои которых носят конкретно его имя, поэтому данная работа станет мотиватором для знакомства с новыми писателями, новыми произведениями.
    Похожи ли люди с одинаковыми именами? А похожи ли мы на литературных персонажей? Всегда ли соответствует характер героя имени?
    Поможет данная работа и учащимся, нацеленным на сдачу ЕГЭ по литературе, так как тема имени (фамилии) значима и нередко встречается  в экзаменационных работах. Что значит имя для человека? Почему у того или иного героя нет имени? Что хотел сказать автор, назвав своего героя...?
      Тема имени будет актуальна всегда, и это не случайно. Имя окутано завесой тайны, его роль в жизни всегда интересовала и будет интересовать людей. При этом изучение имени - это изучение и истории, и культуры, и языка.
      По данной теме, безусловно, можно найти большое количество источников информации: это  словари, энциклопедии, различные справочные издания, и, что немаловажно, учащемуся, выполняющему данную работу, придется работать с художественными текстами, знакомство с которыми в этом виде работы не может быть беглым, так как нужно не только познакомиться с героем, но и понять его характер, его натуру, его Имя.
      К данной теме можно подобрать и творческое название. "Что в имени тебе моем?" "Как вы яхту назовете, так она и поплывет", эти и множество других интересных цитат могут стать прекрасным эмоциональным заглавием работы, являясь ее визитной карточкой. Можно сформулировать также название, столкнув разные точки зрения. Например, сопоставить судьбы  двух писателей с одинаковыми, сопоставить противоположные точки зрения на влияние имени на судьбу.
      При большом количестве интересного материала данная тема тем не менее конкретна и будет ограничена рядом произведений и авторов, при этом может быть освещена учащимися разного возраста с различной степенью глубины.
 
Какое слово все года
Проходит жизнью испытанье,
Вас не оставит никогда
На самых разных расстояньях?
С ним мы пришли в огромный мир
И с ним останемся в эпохах.
Оно даётся нам людьми,
А проверяться будет Богом.
Оно во мне, оно в тебе,
Среди страниц Небесной Книги,
В любом краю, в любой судьбе,
И это слово - наше Имя.
А. Елисов

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»