Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Интегрированный урок (литература, биология) 

Живая вода и мёртвая

Хохина Елена Юрьевна
«Наука, страждущее человечество и Родина». 
Разработка урока по теме: «Минеральные источники - живительная сила природы!»
Урок-исследование в 6 классе (Слайд 1).
Учитель биологии: Пронина Марина Владимировна, Краснощёк Светлана Алексеевна
Учитель русского языка и литературы: Хохина Елена Юрьевна
Технологии: учебного диалога, проблемного диалога и работы в группах.
Деятельностная цель: Сформировать понятие о минеральных водах и их целебных свойствах. Воспитывать экономичность в использовании воды. Формирование у учащихся способности делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес к биологии и литературе;
Цели в блоках достижений:
Предметных результатов
Сформировать у учащихся представление о значении минеральной воды в природе и жизни человека. Содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Расширить знания учащихся в историко-культурном контексте.
Метапредметных:
Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (минеральная вода) с выделением существенных признаков.
Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Тип урока: Комбинированный, обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.
Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.
Методы:
по характеру познавательной деятельности
  • частично-поисковый;
по степени активности учащихся
  • продуктивные;
  • творческие, театрализация.
Опережающее задание: подготовить материал по теме «минеральные воды»:
- отношение людей к минеральным ресурсам земли, отраженное в фольклоре; в произведениях искусства;
- Романовы - основоположники бальнеологического применения минеральных источников;
Основные термины и понятия: Вода, минеральные соли, ………
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, канцелярские принадлежности, образцы минеральной воды, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, презентация к уроку; рабочие листы, карточки-информаторы, листы с заданиями.
1.Ход урока: Организационный этап (Слайд №1). Формулировка познавательной цели
Эмоциональное погружение в тему: Создание на уроке условий для эмоционального погружения в тему - весьма важный момент, мультимедийная презентация к уроку (погружение в эпоху Николая II (Романовы)).
Учащиеся заходят в класс, садятся по группам (4 группы), которые произвольно формирует учитель. Каждая группа получает рабочие листы.
Приветствие. (Слайд №1)
Учитель Р.Л: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча не совсем обычная. На уроке присутствуют уважаемые гости, и мы очень надеемся, что и вы, ребята, поработаете с удовольствием, и гости испытают радость и удовлетворение от нашего взаимного общения. Итак, мы начинаем.
Отрывок из сказки «Вода» (Слайд №1) Тема нашего урока «Живая вода и мёртвая». Ключевое слово-вода.
Ребята, какие ассоциации у вас вызывает это слово? Постройте ассоциа тивные цепочки. Подберите эпитеты и метафоры. (Возможно таблица) Слайд № 1
(Зачитывание, обсуждение)
Мы пришли к выводу, что жизнь невозможна без воды В культуре многих народов мира вода считается началом всех начал. В представлении славян вода существовала даже тогда, когда не было ни земли, ни неба, ни Бога. Не случайно именно воде приписывают магические, волшебные свойства. Сейчас вашему вниманию будет представлена сказка, которая так и называется «Волшебная водица»
Инсценирование сказки «Волшебная водица». Слайд № 1
Рассказчик:  Жили-были муж с женой. Когда они были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему — два, он ей — два, а она ему — пять, он — пять, а она — десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай.
А разбираться начнут — никто не виноват.
Старик:
— Что это мы с тобой, старуха, а?
Старуха:
— Да это ты, старый, ты все!
Старик:
— Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?
Старуха:
— Не я, а ты!
Старик:
— Ты, а не я!
Рассказчик:
И снова ссора начинается.
Вот стала старуха думать, что делать? Как быть? Как жить со стариком дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду.
Соседка:
— Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но, смотри, не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится… И все будет хорошо.
Рассказчик:
И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарила и пошла домой.
Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:
Старик:
— Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!
Рассказчик:
Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.
А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.
Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно волшебная!»
Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.
Старик:
— Что это ты там гремишь? Самовар поставить не умеешь!
 
Рассказчик:
А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.
Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и… замолчал.
И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас — за волшебную водицу.
Вот, сила-то в ней какая! Не зря про нее говорят, живая она.
Учитель Р.Л
Можно ли назвать эту сказку притчей?  Какой иносказательный смысл здесь таится?
Почему в финале сказки говорится, что вода живая?
(В этой сказке живая вода – символ человеческого общения. Бранные слова – мертвые. Живое слово, как ключевая чистая вода, несет здоровье, добро, счастье.)
Какой нравственный урок мы можем извлечь из этой притчи.
(Надо ценить друг друга и не загрязнять реку своей жизни)
 
Учитель РЛ: Ребята а знаете ли вы в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде? (Общее обсуждение, ответы учащихся) Слайд № 2
- «Иван- царевич и Серый волк»
- «Марья Моревна»
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван и чудо - юдо»
- «Иван - мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван - Горох»
- «Иван - царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство».
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Учитель РЛ
Ребята, вода – жизнь, а литература отражение жизни. Тема живой и мертвой воды нашла отражение и в литературе. Сейчас вашему вниманию будет представлен отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Слайд № 3 -4
(Дети читают наизусть фрагмент поэмы) 
Учитель РЛ
    Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. В русских народных сказках черный ворон является хранителем источников с живой мертвой водой. Он предоставляет возможность душе умершего человека вернуться в мир яви (мир людей), чтобы завершить деяние, прерванное внезапной смертью.
  Тему волшебства продолжат учителя биологии. Они помогут нам узнать: живая и мертвая вода существуют в природе или это миф? Возможно, именно в нашем прагматичном 21 столетии минеральная вода может быть наделена магическими свойствами? Я передаю слово Марине Владимировне и Светлане Алексеевне. 
Учитель Б. Учитель Б: Тема нашего урока сегодня «Минеральные источники -  живительная сила природы!».  Слайд № 4
Ребята давайте вспомним понятие воды с точки зрения биологии?
Вода - жизненно необходимое природное вещество, которое, выполняет не только привычные для нас функции, но и является структурой, способной запоминать и передавать информацию. При этом является главным компонентом в жизни человека. Поэтому необходимо знать, какая вода благотворно влияет на организм, а какая, возможно, даже вредна. Если существует живая и мёртвая вода, то какие возможности она даст человеку.
Не зря в народе говорят: «Мать – водица, всему царица».
Учитель Б: И сегодня нам предстоит путешествие во времени: мы погружаемся в историческую эпоху правления династии Романовых. 
Романовы являются основоположниками применения минеральных источников в России; Карта времени, дети заполняют таблицу. Учитель называет события произошедшие в определённом временном периоде, дети называют имя императора в эпоху правления которого это событие происходило заполняя таблицу). Слайд №5
1. В 1717 году, когда лейб-медик доктор Шобер был послан царём для отыскания и исследования горячих вод на Тереке, известных потом под именем Брагунских и сообщил об источниках, имеющихся в земле пятигорских Черкесов (кабардинцев). (Пётр I) Слайд № 6
2. В 1793 г. Кавминводы посетил известный естествоиспытатель П.С. Паллас. Описывая источник, он с восторгом отмечал, что совершенно чистая вода вытекает с большой силой - поднимает человека, купающегося в ней. Ехали в то время на воды в собственных экипажах, с припасами и мебелью, с целой свитой лакеев, поваров, певиц, танцовщиц и музыкантов. (Екатерина II). Слайд № 7
3. В 1803 году Кавказские Минеральные Воды были включены в круг медицинских учреждений и поставлены под правительственный надзор, прямая цель которых - «давать облегчение страждущим». (АлександрI).  Слайд № 8 
4. В 1837 император посетивший Пятигорск и убедившись в богатстве и пользе вод, приказал отпускать ежегодно на их устройство по 200 000 рублей. В 1863 году основано Русское Бальнеологическое Общество, впервые созданы химическая лаборатория, организованы постоянные наблюдения за режимом источников, выпаривание солей из воды «Ессентуки №17» и розлив минеральных вод. (Николай I). Слайд № 9
5. В мае 1875 года произошло событие, которое внесло в развитее курортов заметное оживление. Владикавказская железная дорога была доведена до станции Минеральные воды. Между курортными “группами” стали ходить омнибусы, перевозившие пассажиров и почту.  
(Александр II). Слайд № 10
Давайте посмотрим какая таблица у нас получилась. Слайд №11. В эпоху правления какого императора мы погружались в прошлом году? Верно, в эпоху Александра III.
6. В 1890 г министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, высказал мысль о том, Правительство может смотреть на Минеральные воды не как на доходную оброчную статью, а как на ценный дар природы, предназначенный для облегчения страждущего человечества, хотя бы для этого и пришлось нести известные материальные жертвы».  (Александр III). Слайд № 12
7.  Благодаря крупным ассигнованиям правительства России, выделенным в конце XIX - начале XX века, Кавказские Минеральные Воды получили возможность создать удобства для больных. Были созданы условия для соперничества с курортами Западной Европы. Введение строгого санитарного надзора и разработка плана дальнейшего развития Кавказских Минеральных Вод. (Николай II). Слайд № 13
 
Лента времени (на доске и слад № 13)

 
                           
     
   
             
 
 
  
 
Пётр I Екатерина II Александр I    Александр II Николай I Александр III  Николай II
 
Учитель биологии. Слайд № 15.
В 1894 возобновило свою деятельность Русское Бальнеологическое Общество (научный подход в использовании и применении минеральных вод на Кавказе).
Девиз общества: «Наука, страждущее человечество и Родина». (Слайд № 15)
Так развивалось в России одно из приоритетных направлений в здравоохранении России.
Проблемный вопрос: слайд № 16
Какие воды называют минеральными? (Предположения уч-ся, общее обсуждение, работа с рабочим листом № 1) Что такое минеральные воды? И они образуются?
Возьмите на столах перед вами рабочие листы № 2. Задание «А» Заполните колонку №1
Ответы детей. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о минеральной воде?  Заполните колонку № 2.  (Рабочий лист № 2, индивидуальная работа)

 
Рабочий лист №2 Группа №
1. Что я знаю или думаю, что знаю о минеральной воде 2. Что я хочу узнать? 3. Что я узнал на уроке? 4. Какой вывод я сделал сегодня из вышесказанного на уроке? Оцените насколько продуктивно вы поработали, была ли это действительно командная работа. Дайте оценку по совместной работе всей группе по 5 бальной системе.
         
 
Сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным минеральным богатствам (ресурсам нашей планеты), познакомимся с некоторыми её свойствами, правилами применения, поговорим о проблеме загрязнении и охране минеральных источников.
Учитель Б. Ребята, вспомните основные свойства воды (не имеет запаха, бесцветная, не имеет вкуса) Слайд № 17
Чтобы вспомнить ещё одно свойство проедем опыт.
Проведение опыта.
Возьмите стакан с водой и опустите туда кусочек сахара и соды. Что стало с сахаром и содой? Верно, они растворились. Правильно - вода замечательный растворитель.
Слайд № 17
Точно такие же процессы происходят и глубоко под землей. В водопроницаемом слое очень часто содержатся минеральные вещества, соли, он насыщен газами. Вода приобретает определенный вкус, запах, нагревается. Слайд № 18
 (Учёные установили, что с погружением на каждый километр, температура земли повышается на 1 градус.) Вода становится минеральной, благодаря содержанию минералов и полезных элементов и ее можно пить. Такую подземную воду называют минеральной. Слайд № 19
При том, чтобы вобрать в себя самое лучшее, вода должна течь через горные породы несколько сотен лет.
Через наземные выходы на поверхности земли бесцельно изливается огромное количество воды.
Что можете сделать для экономного расходования минеральных вод? Слайд № 20
Сформулируйте решение проблемы в рабочем листе №3 задание «Б» (групповая работа).

 
Рабочий лист № 3
Проблема Решение
Через наземные выходы на поверхности земли бесцельно изливается огромное количество воды.  
    
Физкультминутка. (Слайд № 21)
Мы к источнику спустились,
Наклонились и умылись. 
И неспешно прогулялись
Потянулись, улыбнулись
И отправились домой.
                          
 
Лабораторная работа. Слайд № 22
 
Учитель Б. Итак, вода играет огромную роль в жизни человека. Люди все чаще для утоления жажды отдают предпочтение минеральной воде, и всё реже употребляют водопроводную воду. Обосновано ли такое решение, какой состав имеет такая вода, насколько полезна она для нашего организма?
 
В этом мы сейчас будем разбираться. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут две исследовательские лаборатории.
 
Что будет предметом исследования?
 
Дети. Минеральная вода.
 
Учитель. Каждая лаборатория получает исследовательскую карту Рабочий лист № 2, в которой указан развёрнутый план работы. После проведения исследования, один из сотрудников отчитается о проведённых исследованиях, что позволит всем нам сделать правильные и точные выводы.
Для исследования вам выдаются образцы воды «Ессентуки 4», «Ессентуки 17» и «Нарзан».
 
План работы нашего исследования (на доске и на рабочих листах №). Слайд № 22
 
Карта исследования физической лаборатории
 
Цель работы: проведение органолептического анализа минеральной воды.
 
К органолептическим свойствам воды относятся вкус, цвет, запах. Свойства эти определяются органами обоняния и осязания.
 
Вашей группе предлагается оценить прозрачность, цвет, вкус, запах, насыщенность воды углекислым газом. Полученные данные занесите в таблицу.
 
1. Определение насыщенности двуокисью углерода.
 
Откройте бутылку с минеральной водой. Налейте небольшое количество в стакан. Определите визуально количество пузырьков углекислого газа (отсутствуют/небольшое количество/большое количество)
 
2. Определение запаха и вкуса.
Понюхайте воду в стакане и оцените запах (отсутствует/присутствует небольшой/ярко-выраженный запах).
Сделайте небольшой глоток, определите степень солености, горечь (опишите свои вкусовые ощущения: нет вкуса/слабосоленая/сильносоленая/горькая и др.).
 
3. Определение прозрачности и цвета.
Возьмите чистый стакан. Налейте небольшое количество исследуемого образца. Визуально определите наличие в воде посторонних частиц, осадка, её прозрачность, цвет.
Занесите данные в таблицу (прозрачная/непрозрачная/мутная; есть осадок/нет осадка; бесцветная/желтый оттенок/белый оттенок)
 
Слайд № 23.                                                                                           Рабочий лист № 4. Таблица 1.
Органолептические свойства минеральной воды
Показатель Ессентуки №17 Ессентуки №4 Нарзан
Содержание взвешенных частиц, наличие осадка      
Прозрачность воды      
Запах      
Вкус      
Количество углекислого газа      
 
Карта исследования биохимической лаборатории
Цель: определить химический состав воды по этикеткам, выделить вещества, содержащиеся в наибольшем количестве, определить кислотность среды, дать рекомендации по употреблению.
1. Ознакомьтесь с информацией о химическом составе воды на этикетках.
2. Занесите данные о количестве различных солей в воде в таблицу.
3. На основании этих данных составьте диаграммы и определите соли, присутствующие в воде в наибольшем количестве.

 
Слайд № 24.                                                                                         Рабочий лист № 5.  Таблица2.
Химический состав минеральной воды
Название соли Ессентуки 17 Ессентуки 4 Нарзан
Гидрокарбонаты      
Сульфаты      
Хлориды      
Магний      
Кальций      
Натрий + Калий      
Минерализация, г/л      
Показатель рН      
Назначение воды      
Рекомендации по употреблению      

 
 
 
            Ессентуки 17                                    Ессентуки 4                                      Нарзан           
 
5.На этикетке найдите назначение исследуемой воды. Используя информационный лист (приложение 1), дайте краткие рекомендации по их употреблению. Запишите в таблицу.
 
Лечебная вода. Название говорит само за себя. Вода применяется исключительно в лечебных целях. Самостоятельно принимать решение об употреблении такой воды неразумно.
 
Учитель: работа лабораторий завершена, давайте посмотрим, всё ли у нас получилось верно, сравним данные работы ваших групп с результатами на доске.
(Слайд № 23-24 заполненной таблицы на доске, общее обсуждение)
 
Таким образом, мы убедились, что минеральный воды качественно очень сильно отличаются от обычной водопроводной воды, в них содержится большое количество разнообразных минеральных веществ, способных оказывать влияние на работу организма. Давайте попробуем сформулировать что же такое минеральная вода.
 
Обсуждение, формулировка определения
 
Учитель Б: Ребята, мы убедились, что минеральная вода качественно отличается от воды обычной, которую мы привыкли пить каждый день, она содержит различные соли, газы в различной концентрации. Эту информацию следуют помнить при посещении различных курортов, не употреблять лечебно-столовые и лечебные минеральные воды в неограниченных количествах. Только грамотное использование минеральной воды дает здоровье.
Давайте подведём итог нашей лабораторной работы
На основе полученных знаний заполните таблицу в Рабочем листе № 6

 
Рабочий лист № 6
Ответьте на вопросы
Были ли вы на минеральном источнике? Какая была там вода?
         ____________________________________________________________________
(Ответы детей)
Какие воды называются минеральными?
______________________________________________________________________________
(Вода, содержащая биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами)
Какими Свойствами обладают минеральные воды и где они применяются? ____________________________________________________________________________
(Целебными, в медицине для санаторно – курортного лечения и как столовая вода).
Почему вода эта имеет такой вкус? ______________________________________________
 
                       (Так как содержит биологически активные минеральные и органические компоненты)
Можно ли их пить, готовить на них обед, почему? ___________________________________
______________________________________________________________________________
(Нет, так как содержат соли, а полезные минеральные вещества при нагревании разрушатся)
Лечение минеральными водами можно проводить только _____________________________  (под наблюдением врача)!  
(Общее обсуждение)
 
Учитель Б. Пришло время передать слово учителю Р.Я и Л - Е.Ю Хохиной,Лечение на водах в Николаевскую эпоху было очень популярно в России. Помимо процедур, отдыхающие получали духовное общение.
 Салон «Водное общество», эмоциональное погружения: светское общество на водах.
Слайд № 25- 34.
 
 
 
Стекает минеральная вода
в бюветы пятигорского бульвара.
Когда-то здесь гуляли господа,
поэзия духовная звучала.
Учитель РЛ. Итак, дамы и господа, давайте приоткроем завесу времени, перенесемся в 1895 год, время правления Николая II, и посмотрим, как проводило время на минеральных водах светское общество, которое столь удачно окрестил на страницах своего романа «Герой нашего времени»   М.Ю. Лермонтов, как «Водяное общество».
   Пятигорск. Гостиная местной светской львицы княгини Верчинской. Семнадцать часов пополудни.
Салон «Водяное общество»
Интерьер: диванчики, столик, бокалы, ваза с фруктами, графин, подсвечники.
Участники:
Алена Рыбак – княгиня Элен Верчинская(хозяйка дома)
Романов – князь Верчинский
Исправников А. – князь Левковский
Короленко С. – княгиня Левковская (СофИ)
Шавокшина П. – княжна ПуховскАя
Сован В. – княжна   Оболенская
 Иванов И.  (музыкант)
АР- Здравствуйте(фр), господа, я счастлива видеть вас у себя. Право, я успела соскучиться по вас  с прошлой весны.
Алёна Рыбак- вы очаровательны, Полина.
Алёна Рыбак - прекрасно выглядите, Николя
Соня К- воды вам на пользу, у вас прекрасный цвет лица
Романов- я слышал, у вас повышение по службе
Арсенй- да, теперь я статский советник
Романов- чудесно
АР присаживайтесь, дорогие мои, до ужина еще есть время, позвольте представить вам восходящую звезду из Петербурга виолончелиста Иванова Игоря.
Алёна Рыбак - Пожалуйста, мой дорогой, исполните для нас пьесу…
(Игорь играет, аплодисменты)
Влада- Как здесь замечательно, совсем не хочется в дождливый Петербург. Господа, я здесь впервые, приехала вчера поздно вечером. Расскажите мне, как вы здесь проводите время
 
Соня К- встаем мы рано, с 8 до 16 у нас ванны, процедуры, а затем мы приятно проводим время, светская жизнь здесь особенная, со своим неповторимым флером.
Полина- чаще всего мы бываем у Елизаветинского источника, уж очень там красиво
Соня К- Там можно встретить людей самых разных сословий. Кто только не прогуливается у фонтанов: и военные в разных мундирах, и разжалованные, и статские, и купцы, и чиновники, и, конечно же, светские модницы. Романы завязываются, страсти кипят, почти как в столицах.
Арсенй- Княжна, на водах можно не только лечиться. Ездим мы на пикники, на прогулку в колонию Каррас или Шотландку к удивительному творению природы – Провалу на склоне Машука, чтобы полюбоваться озером минеральной воды. Провал – это угасший кратер, горные породы постепенно разрушились, и свод пещеры рухнул, образовав воронку с гротом и озером внутри.
Влада- Как интересно, а где находится Провал?
Романов-Недалеко, не более одного километра от города. Чтобы его осмотреть, приходится взбираться по осыпающимся каменистым тропинкам к его воронкам, это небезопасно. Но затем открывается зрелище неописуемой красоты, можно бесконечно всматриваться в бездонную таинственную пропасть.
Соня К- Обязательно там побываем, не правда ли, дорогой?
Влада- А по балам не скучаете?
Романов- Они здесь проходят, причем, под открытым небом.  Сегодня с утра на площадке у грота Дианы в парке Цветник, у искусственной пещеры вся молодежь дружно помогала устройству бала. Свод грота убрали разноцветными шалями, стены обтянули персидскими коврами, повесили импровизированные люстры. Снаружи грота на огромных деревьях аллей развесили более 2500 разноцветных фонарей.  Так что вечером, в 20 часов, встретимся на балу.
Полина- Как это мило. Господа, наша пекрасная Элен не только гостеприимна, ее салоны – украшение наших вечеров, но и чудесно поет, у нее великолепное сопрано. Пожалуйста, исполните для нас романс.
Арсенй-Просим (аплодисменты)
-Алена исполняет романс.
Раздается звук колокольчика.
Алёна-Ужин подан, прошу пройти в залу (уходят в лаборантскую).
 
Прошло три столетия , а курортная жизнь не замирает. Представляем Вашему вниманию фрагмент фильма «Пятигорск».
 
Учитель: Развивая курортное дело, Пётр I приказал своим медикам составить правила пользования минеральными водами, которые были утверждены особым указом в 1719 году и вошли в историю под названием «Дохтурских правил Петра I»
 (общее обсуждение, толкование пп.2,7,13)
Затем правила были доработаны в конце 18 начале 19 века и до нашего времени являются основным путеводителем в применении и лечении минеральными водами. Давайте посмотри как это было…Слайд № 36,37,38
 
Обсуждение проблемы загрязнения и охраны минеральных источников.
Учитель Б. Минеральная вода бесценный дар природы. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, минеральным водным источникам сегодня угрожает опасность из-за активной деятельности человека которая может привести даже к исчезновению источников.
Добыча минеральной воды в регионе КМВ ведется уже несколько столетий. Что изменилось с тех пор и какие проблемы испытывают сейчас минеральные источники, давайте подумаем вместе?  
(общее обсуждение) Слайд № 38
- Выбросы и сбросы от стационарных источников загрязнения.
- Транспортные выбросы.
- Некорректная утилизация бытовых и промышленных отходов, объем которых увеличивается с каждым годом.
- Сокращение удельных параметров потребления минеральной воды в бальнеологических целях. Более 400 наблюдательно-эксплуатационных и эксплуатационных скважин требуют капитального ремонта (возраст 20-30 лет).
- Антропогенная нагрузка на окружающую среду выражается в том, что численность населения в регионе приближается к отметке в один миллион человек. Этот аспект экологической проблемы во многом связан с нерегулируемым миграционным процессом.                                                           - Низкий уровень экологической культуры населения. Экономически хищническое.  Слайд 39
 
Мы предлагаем Вам снова поработать в группах и составить кластер на тему:
«Минеральные источники в опасности, как сохранить минеральную воду для наших потомков?»
(Творческая работа. Дети в группах составляют кластеры. Общее обсуждение, рисунок на доске).
Слайд № 40.
Учитель. Помните, что запасы целебной минеральной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду экономно, относиться к ней бережно. Иначе целебная минералка превратится в неаппетитный набор химических элементов, приправленный бактериями. Полезные источники могут исчезнуть навсегда!!!
 
Рефлексия учебной деятельности

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»