Внеклассное чтение как средство формирования
читательской самостоятельности младших подростков
Васильева Ольга Сергеевна
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский.
Младшие подростки – это читатели, которым предстоит долгий путь в становлении личности. Ведь научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок сталкивается с собственным выбором: читать или не читать? И если читать, то что? Что же может повлиять на развитие его читательской самостоятельности?Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский.
1.Предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители. Именно родители решают, что, как и сколько они своим детям дошкольникам будут читать. Станут читать С. Я. Маршака, А. Барто, С. Михалкова – будет так, дадут «Черепашек Ниндзя» и рисованного У.Диснея – будет иначе, просто посадят перед телевизором, получится что-то ещё. Как правило, дети- дошкольники родительскому выбору подчиняются и не в силах его изменить.
2. Начальная школа, поскольку именно она стоит у истоков формирования квалифицированного и самостоятельного читателя, который «привык обращаться за ответом «на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом». Можно привести замечательное высказывание В. А. Сухомлинского: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга» По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению и развитие у него читательской самостоятельности ложится на учителя.
3.Уроки внеклассного чтения, ведь именно они вводят ребёнка в большой мир литературы: знакомят с широким кругом доступных книг, приучают свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формируют у каждого ребёнка читательскую самостоятельность, индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны. Поэтому, значимость уроков внеклассного чтения для развития читательской самостоятельности является неоспоримой. Ведь современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем-словесником стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных и глубоко нравственных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.
В наш информационный век, в котором господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Исследователи (М.П.Воюшина , С.Г.Вершловский , Т.Г.Галактионова , Н.М.Свирина и др.) фиксируют:
• изменение характера чтения;
• возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
• потерю интереса к чтению. Учитывая данные проблемы, необходимо особое внимание акцентировать на развитие читательской самостоятельности посредством внеклассного чтения. Назовём некоторые проблемы уроков внеклассного чтения:
• маленькое количество часов;
• содержание курса мало способствует развитию читательской самостоятельности;
• неинтересная подача материала.
В соответствии с этим, следует пересмотреть список произведений для внеклассного чтения, обратившись к современной качественной литературе. Нужно расширять круг чтения, включая современную качественную литературу, которая направляет современного подростка и способствует развитию его читательской самостоятельности.
Каков он, современный подросток? «Он опережает во многих отношениях мир взрослых, являясь носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий. Можно сказать, что современная культура повседневности складывается во многих отношениях под влиянием подростковой культуры. Происходит в определенном смысле смена ролей: подростки «перевертывают» сложившийся образ жизни семей, привнося в него новые средства информации, развлечения, досуга и обучая взрослых пользованию Интернетом, компьютерными играми, всеми возможностями общения через мобильные телефоны, плеерами... Характерно, что родители даже опережают своих детей в использовании развлекательных форм детской электронной культуры.» . Поэтому так важно понять, что современная литература ближе и понятнее современному подростку. И, используя ее на уроках внеклассного чтения, есть все шансы развивать читательскую самостоятельность.
Нельзя забывать и о подаче материала: чередовать разные виды уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые, индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения).
Система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам
внеклассного чтения, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования. Всё это призвано развивать читательскую самостоятельность!