Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование нравственных приоритетов шестиклассников на уроках литературы

Мельникова Валентина Борисовна
  ЦЕЛЬ:
- способствовать формированию системы жизненных ценностей учащихся через осмысление поступков и характеров героев литературных произведений;
  ЗАДАЧИ:
- найти способы и виды работы на уроках, помогающие формированию нравственных приоритетов учащихся
- провести анкетирование и проанализировать систему нравственных ценностей пятиклассников на основе полученных данных;
- по итогам письменных творческих работ учащихся ( сочинение-миниатюра, сочинение по изученному произведению) проследить, в какой мере изучение произведений художественной литературы влияет на духовно-нравственнное воспитание школьников;
- используя работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов), закрепить понимание учащимися лексического значения слов, обозначающих морально-нравственные категории;
- применяя различные виды деятельности, выявить наиболее оптимальные, способствующие формированию ценностных ориентиров учащихся. 
  В начале учебного года  на первом уроке литературы  традиционно учащимся было предложено рассказать о том, какие из прочитанных летом произведений вызвали наибольший интерес, какие герои понравились или вызвали осуждение и почему, а также  какие человеческие качества, поступки привлекли внимание.  В пятом классе большинство учащихся рассказывали о сказочных и фантастических произведениях, в которых чудеса и волшебство помогают героям преодолеть различные препятствия.  Шестиклассники же называли рассказы Алексина, повести Железникова, Жвалевского и Пастернак,  книги современных зарубежных авторов: Э.Файн и М.Парр.  Были выделены  как положительные герои,  обладающие честностью, смелостью,  силой воли, так и те, в характере которых присутствуют  зависть, трусость, лень.
  В результате данной беседы мною был сделан вывод о том, что для учеников шестого класса актуальными являются проблемы взаимоотношений в среде подростков, отношений между  взрослыми и детьми,   поиск последними нравственных ориентиров и ответа на вопрос, « каким быть?»  Программа шестого класса  по литературе как раз включает в себя произведения,  в которых раскрываются вышеуказанные проблемы.
 Так, изучая творчество А.С.Пушкина,  было важно обратить особое внимание на представление поэта о дружбе и его взаимоотношения  с лицейскими друзьями, Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом. Учащиеся выступили с сообщениями о Лицее и лицеистах, сохранивших дружеские отношения в течение всей жизни, и обратили внимание на то,  что в любой трудной ситуации  настоящие друзья всегда окажут друг другу помощь, где бы они ни были.
 Ярким примером верности лицеистов послужило стихотворение « Пущину»,
которое было проанализировано на уроке.  Работая в группах, шестиклассники находили лексические и синтаксические средства выразительности, помогающие понять, как поэт выразил свое понимание дружбы ( эпитеты:  « бесценный»,« уединенный»,  « печальным снегом»; восклицательные предложения,  ряды однородных членов, обращения..). Учащиеся смогли верно понять идею стихотворения : поэт признателен другу за поддержку в трудную минуту и сам в ответ ободряет его, находящегося в заключении.
  К проблеме дружбы мы вернулись на уроке по изучению повести М.М. Пришвина « Кладовая солнца». Шестиклассникам была предложена анкета со следующими вопросами:
1. Каким, по-твоему, должен быть друг?
2. Что мешает дружбе?
3. В каких произведениях говорится о настоящей дружбе?
  В 6-А классе на вопросы анкеты отвечали 23 человека.  При ответе на первый вопрос были названы такие качества:
- верность (9 человек) 39  %
- честность ( 5 человек) -21   %,
- доброта ( 15 человек) - 65  %,
- смелость ( 8 человек) -35   %
- ум ( 2 человека) -    9%,
- веселый нрав, общительность  ( 17 человек)  - 73  %
При ответе на второй вопрос  учащиеся указали, что дружбе могут помешать родители, не принимающие друга( 5 человек-21%), отсутствие свободного времени или чрезмерная занятость ( 9 человек-39%) , отсутствие интернета ( 16 человек-69%).
  Отвечая на третий вопрос, шестиклассники называли прежде всего программные произведения: « В дурном обществе» В.Г.Короленко, « Робинзон Крузо»Д. Дефо, « Том Сойер» М. Твена, а также « Три мушкетера» А. Дюма, « Гарри Поттер» Дж. Роуллинг.
 Анализ ответов анкеты в данном классе позволил сделать следующие выводы:
  1. Далеко не все учащиеся понимают, какие качества необходимы для дружбы, считая общительность и веселый нрав более ценными, чем верность и честность.
  2. Многие подменяют понятия « дружба» и «приятельство» и виртуальное общение считают дружбой.  
Эта же анкета проводилась и в 6-Б классе.  Ее результаты оказались несколько иными. Среди ответов на первый вопрос появились такие понятия, как « благородство»  и « самоотверженность». Их назвали 3 и 7 человек соответственно из 22 писавших. При ответе на второй вопрос лишь 4 человека назвали отсутствие интернета причиной, мешающей дружбе.  Разницу в результатах можно объяснить, я думаю, тем,  что коллектив 6-Б класса более дружный и сплоченный.  В обоих классах была проведена словарная работа с использованием Толкового словаря Ожегова и объяснены все встретившиеся в анкетах понятия.
 При изучении произведений В.Г. Распутина « Уроки французского» и В.П.Астафьева « Конь с розовой гривой»  на переднем плане оказалась проблема, поставленная шестиклассниками  на первом уроке литературы –роль взрослого человека в жизни ребенка и подростка.  В рассказе Астафьева  герой, благодаря любви бабушки  и  ее умению прощать, понимает, насколько он должен быть ответствен за каждый свой поступок. Учащиеся обращают внимание на то, насколько герой был благодарен  бабушке за прощение, и понимают ценность благодарности в жизни. В рассказе Распутина учитель помогла мальчику преодолеть одиночество,  своим отношением научила доброте и самоотверженности, помогла понять, каким должен быть человек.
 После разбора изученных произведений учащиеся писали сочинение на предоставленные на выбор темы:
- Какие жизненные уроки извлек герой рассказа Астафьева?
- Почему рассказ Распутина называется « Уроки французского»?
Анализ работ показал, что большинство учащихся обоих классов поняли, что взрослый человек – это не только родной человек или учитель,  но и  наставник, который может помочь ребенку  в формировании личности.
 
Результаты проверки сочинений:

 
Оценки 6»А»    (26человек)                                                                   6 «Б»  (23 человека)                                                                                     
«5» 4( 15%)                                                                  3 (17%)           
«4»  12 (54%) 14 (60%)
«3» 10  (27%)                                                                  6  (21%)
«2» 0 0

  Один из наиболее важных нравственных приоритетов  -  патриотическое воспитание подростков. При изучении произведения Б.Полевого « Повесть о настоящем человеке»  учащимся предлагается задуматься над тем, какие качества необходимы как для победы над врагом, так и для победы над собой. Главный герой повести, летчик Алексей Мересьев - обычный человек, который испытывает боль и страх .Он же является примером проявления мужества,  любви к Родине,  самоотверженности, силы характера. Ради того, чтобы вернуться в строй и воевать с фашистами, Мересьев  смог преодолеть и боль, и страх, и слабость. 
  После анализа произведения учащимся был предоставлен вопрос, отвечая  на который , дети писали  сочинение-миниатюру для выявления рефлексии :  « Какую цель я могу поставить перед собой и что для ее достижения готов преодолеть?»   Большинство учащихся  продемонстрировали понимание важности работы над собой , самокритично отнеслись к своим поступкам. 
Результаты проверки сочинений:

 
Оценки 6»А»    (26человек)                                                                    6 «Б»  (23 человека)                                                                                     
«5» 6( 23%)                                                                  3 (13%)           
«4»  10 (38%) 15 (65%)
«3» 10  (38%)                                                                 5  (21%)
«2» 0 0
 
 Таким образом, в течение всего года была проведена важная работа по формированию нравственных приоритетов шестиклассников, позволяющая учащимся адаптироваться к постепенному взрослению, переходу из мира ребенка в мир взрослого человека, когда необходимо принимать решения, брать на себя ответственность , перенимать опыт старших ,преодолевать трудности  ,быть хорошим ,верным другом, ведь именно это является залогом того, что ребенок станет личностью. Надеюсь, что опыт, приобретенный на уроках литературы, поможет моим ученикам ориентироваться в мире. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»