Формирование нравственных приоритетов шестиклассников на уроках литературы
Мельникова Валентина Борисовна
ЦЕЛЬ:- способствовать формированию системы жизненных ценностей учащихся через осмысление поступков и характеров героев литературных произведений;
ЗАДАЧИ:
- найти способы и виды работы на уроках, помогающие формированию нравственных приоритетов учащихся
- провести анкетирование и проанализировать систему нравственных ценностей пятиклассников на основе полученных данных;
- по итогам письменных творческих работ учащихся ( сочинение-миниатюра, сочинение по изученному произведению) проследить, в какой мере изучение произведений художественной литературы влияет на духовно-нравственнное воспитание школьников;
- используя работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов), закрепить понимание учащимися лексического значения слов, обозначающих морально-нравственные категории;
- применяя различные виды деятельности, выявить наиболее оптимальные, способствующие формированию ценностных ориентиров учащихся.
В начале учебного года на первом уроке литературы традиционно учащимся было предложено рассказать о том, какие из прочитанных летом произведений вызвали наибольший интерес, какие герои понравились или вызвали осуждение и почему, а также какие человеческие качества, поступки привлекли внимание. В пятом классе большинство учащихся рассказывали о сказочных и фантастических произведениях, в которых чудеса и волшебство помогают героям преодолеть различные препятствия. Шестиклассники же называли рассказы Алексина, повести Железникова, Жвалевского и Пастернак, книги современных зарубежных авторов: Э.Файн и М.Парр. Были выделены как положительные герои, обладающие честностью, смелостью, силой воли, так и те, в характере которых присутствуют зависть, трусость, лень.
В результате данной беседы мною был сделан вывод о том, что для учеников шестого класса актуальными являются проблемы взаимоотношений в среде подростков, отношений между взрослыми и детьми, поиск последними нравственных ориентиров и ответа на вопрос, « каким быть?» Программа шестого класса по литературе как раз включает в себя произведения, в которых раскрываются вышеуказанные проблемы.
Так, изучая творчество А.С.Пушкина, было важно обратить особое внимание на представление поэта о дружбе и его взаимоотношения с лицейскими друзьями, Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом. Учащиеся выступили с сообщениями о Лицее и лицеистах, сохранивших дружеские отношения в течение всей жизни, и обратили внимание на то, что в любой трудной ситуации настоящие друзья всегда окажут друг другу помощь, где бы они ни были.
Ярким примером верности лицеистов послужило стихотворение « Пущину»,
которое было проанализировано на уроке. Работая в группах, шестиклассники находили лексические и синтаксические средства выразительности, помогающие понять, как поэт выразил свое понимание дружбы ( эпитеты: « бесценный»,« уединенный», « печальным снегом»; восклицательные предложения, ряды однородных членов, обращения..). Учащиеся смогли верно понять идею стихотворения : поэт признателен другу за поддержку в трудную минуту и сам в ответ ободряет его, находящегося в заключении.
К проблеме дружбы мы вернулись на уроке по изучению повести М.М. Пришвина « Кладовая солнца». Шестиклассникам была предложена анкета со следующими вопросами:
1. Каким, по-твоему, должен быть друг?
2. Что мешает дружбе?
3. В каких произведениях говорится о настоящей дружбе?
В 6-А классе на вопросы анкеты отвечали 23 человека. При ответе на первый вопрос были названы такие качества:
- верность (9 человек) 39 %
- честность ( 5 человек) -21 %,
- доброта ( 15 человек) - 65 %,
- смелость ( 8 человек) -35 %
- ум ( 2 человека) - 9%,
- веселый нрав, общительность ( 17 человек) - 73 %
При ответе на второй вопрос учащиеся указали, что дружбе могут помешать родители, не принимающие друга( 5 человек-21%), отсутствие свободного времени или чрезмерная занятость ( 9 человек-39%) , отсутствие интернета ( 16 человек-69%).
Отвечая на третий вопрос, шестиклассники называли прежде всего программные произведения: « В дурном обществе» В.Г.Короленко, « Робинзон Крузо»Д. Дефо, « Том Сойер» М. Твена, а также « Три мушкетера» А. Дюма, « Гарри Поттер» Дж. Роуллинг.
Анализ ответов анкеты в данном классе позволил сделать следующие выводы:
- Далеко не все учащиеся понимают, какие качества необходимы для дружбы, считая общительность и веселый нрав более ценными, чем верность и честность.
- Многие подменяют понятия « дружба» и «приятельство» и виртуальное общение считают дружбой.
При изучении произведений В.Г. Распутина « Уроки французского» и В.П.Астафьева « Конь с розовой гривой» на переднем плане оказалась проблема, поставленная шестиклассниками на первом уроке литературы –роль взрослого человека в жизни ребенка и подростка. В рассказе Астафьева герой, благодаря любви бабушки и ее умению прощать, понимает, насколько он должен быть ответствен за каждый свой поступок. Учащиеся обращают внимание на то, насколько герой был благодарен бабушке за прощение, и понимают ценность благодарности в жизни. В рассказе Распутина учитель помогла мальчику преодолеть одиночество, своим отношением научила доброте и самоотверженности, помогла понять, каким должен быть человек.
После разбора изученных произведений учащиеся писали сочинение на предоставленные на выбор темы:
- Какие жизненные уроки извлек герой рассказа Астафьева?
- Почему рассказ Распутина называется « Уроки французского»?
Анализ работ показал, что большинство учащихся обоих классов поняли, что взрослый человек – это не только родной человек или учитель, но и наставник, который может помочь ребенку в формировании личности.
Результаты проверки сочинений:
Оценки | 6»А» (26человек) | 6 «Б» (23 человека) |
«5» | 4( 15%) | 3 (17%) |
«4» | 12 (54%) | 14 (60%) |
«3» | 10 (27%) | 6 (21%) |
«2» | 0 | 0 |
Один из наиболее важных нравственных приоритетов - патриотическое воспитание подростков. При изучении произведения Б.Полевого « Повесть о настоящем человеке» учащимся предлагается задуматься над тем, какие качества необходимы как для победы над врагом, так и для победы над собой. Главный герой повести, летчик Алексей Мересьев - обычный человек, который испытывает боль и страх .Он же является примером проявления мужества, любви к Родине, самоотверженности, силы характера. Ради того, чтобы вернуться в строй и воевать с фашистами, Мересьев смог преодолеть и боль, и страх, и слабость.
После анализа произведения учащимся был предоставлен вопрос, отвечая на который , дети писали сочинение-миниатюру для выявления рефлексии : « Какую цель я могу поставить перед собой и что для ее достижения готов преодолеть?» Большинство учащихся продемонстрировали понимание важности работы над собой , самокритично отнеслись к своим поступкам.
Результаты проверки сочинений:
Оценки | 6»А» (26человек) | 6 «Б» (23 человека) |
«5» | 6( 23%) | 3 (13%) |
«4» | 10 (38%) | 15 (65%) |
«3» | 10 (38%) | 5 (21%) |
«2» | 0 | 0 |
Таким образом, в течение всего года была проведена важная работа по формированию нравственных приоритетов шестиклассников, позволяющая учащимся адаптироваться к постепенному взрослению, переходу из мира ребенка в мир взрослого человека, когда необходимо принимать решения, брать на себя ответственность , перенимать опыт старших ,преодолевать трудности ,быть хорошим ,верным другом, ведь именно это является залогом того, что ребенок станет личностью. Надеюсь, что опыт, приобретенный на уроках литературы, поможет моим ученикам ориентироваться в мире.