Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Американская «Божественная комедия»

Филоненко Елена Рафаиловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 111
Содержание
  1. Введение.
  2. Структура построения ада по Данте.
  3. Сравнения авторского отношения к героям в «Божественной комедии» «Великом Гэтсби».
  4. Герои романа «Великий Гэтсби» глазами Данте.
  5. Роль цветов и света в «Божественной комедии» и «Великом Гэтсби».
  6. «Великий Гэтсби» как развенчание американской мечты.
Введение
В данной работе будет рассмотрен роман Френсиса Фицджеральда «Великий Гэтсби» в сравнительно сопоставительном анализе с поэмой Данте Алигъери «Божественная комедия».
Образ великого Гэтсби, американского «героя нашего времени», как тип «века джаза», олицетворяет мечтательный идеализм бедных провинциалов и неминуемый крах их мечтаний. Но его «величие» несколько пародийного свойства. Его тяга к утонченному аристократизму обернулась лишь любовью к «помпезной, вульгарной и мишурной красоте». В целом, образ Джея Гэтсби удивительно неоднозначен и загадочен, а отношение к герою поражает своей многогранностью. В связи с этим десятилетиями поднимается спор о величии  героя.
Богатый, обаятельный, загадочный и искренне добрый – так выглядит созданная им самим роль, подкупающая и вызывающая симпатию и сочувствие. Однако, с развитием сюжета, как у читателя, так и у персонажей возникает много противоречий по поводу идеализирования и безгрешности героя. В качестве меры человеческой праведности уже несколько веков неоднократно использовалось всем знакомая поэма Данте Алигьери «Божественная комедия»,  с ее устоявшемся подробным распределением людей по аду, чистилищу и раю. В данной работе я попытаюсь разобраться в образе Джея Гэтсби, сравнив героя с прочими персонажами романа, взглянуть на него глазами легендарного Данте Алигьери и дать ответ на не раз поднимавшийся вопрос «А великий ли Гэтсби?».
Объектом исследования можно считать образ Джея Гэтсби, а целью – оценку черт героя. Задачи работы: детальное изучение психологии образов персонажей и наложение их на каноны, заданные «Божественной комедией».
Данте жил в совершенно другое время, другую эпоху. Он писал в эру, когда не было великих географических открытий. Даже Америки еще не было на карте. У поэта было свое представление о мире: половина земного шара была заполнена водой, где, если провести линию через центр земли, она выведет в другое полушарие, ровно в то место, где находится чистилище. Размышляя об этом, его глазами хочется увидеть другой мир. Где уже свершились великие открытия, где существует Америка, Фицджеральд и вся проблематика, связанная с его романом. 
Произведение называется «Великий Гэтсби». Эпитет «великий» может быть воспринят в дантовском контексте. В своем далеком четырнадцатом веке, поэт четко разделил людей на две группы. Ничтожным закрыты врата даже в загробный мир. Ад, чистилище и рай у Данте предназначены только для великих, в том или ином смысле. Величие Джея Гэтсби, на мой взгляд, заключается в том, что его нельзя «разорвать». Его нельзя поместить в преддверье ада, нельзя прочно привязать к одному кругу. Характер героя сложный, живой, может без идеализации, и все-таки очень многогранный. Как добро, так и зло – это проявление чего-то высокого и чего-то, чем герой платит своему времени и окружению. Он выделяется среди всех судьбой, мировоззрением, даже именем. Позволяет ли это считать эпитет оправданным? Чтобы в этом разобраться, нам нужен взгляд человека, который измерял все своей собственной дантовской меркой. Человека, призиравшего  ничтожество.
Структура построения ада по Данте
Путешествуя по кругам ада, можно увидеть закономерность. Чем дальше, тем грехи людские менее материальны, то есть затрагивают моральные аспекты жизни. Чем грех более вольный, тем он тяжелее. Соответственно, с каждым кругом истязания грешников страшней. По Библии представление ада выражается в семи очищающих души грешников уровнях. Так, Данте в своем произведении опирается на центрическую структуру ада, где группы кругов характеризуются различной тяжестью грехов. Чем ближе к центру, тем тяжелей грех. Аристотель в своем труде "Этика" классифицирует грехи по разрядам: первый - невоздержанность, второй - насилие над другими и над собой, третий разряд - обман и предательство.
В первом круге ада страдания грешников безболезненны. Наказание здесь - вечная скорбь, а выпало оно на долю тех, кто не был крещен.
«Так знай же: их вина – не преступленье.
Но обошла их Неба благодать,
Поскольку вечным таинством Крещенья
Грехов житейских смыть им не пришлось
И зерна христианского ученья
До них священный ветер не донес.
И вера в души свет не заронила.
Что делать – я и сам в незнанье рос,
В дохристианской тьме, что нас сгубила».
* * *
Я догадался: так бывает светел
Высоких душ укромный островок.
«Учитель мой! Прошу, чтоб ты ответил
И тех назвал, кому всесильный рок
Дал светлую, особую обитель
И в бездну тьмы с другими не увлек!»
«Их слава, – объяснил мне мой спаситель, —
Минуя смерть, дошла до наших дней,
И потому Небесный Вседержитель
Их отличил в обители теней».
Во втором круге, созданном для наказания при жизни невоздержанным в любви - постоянная тьма, в которой буйствует ураган.
«И души падших грешников, дрожа,
Ругательствами Бога осыпали,
Ответ, за страсть преступную держа,
За блуд и срам, в котором пребывали…
Как стаи птиц, спасаясь от зимы,
Взмывают к небу с криком, так летали,
Верней сказать, метались в царстве тьмы,
Встревоженные тени. В их полете
Надежды нет и не было… И мы
Смутились: вот итог бесчинства плоти…»
В третьем круге находятся те, кто при жизни был не сдержан в еде. Здесь поливает холодный дождь, под ногами вечная грязь. Стражем приставлен адский пес с тремя головами - Цербер. Те грешные души, что попадаются ему в лапы, он обгладывает.
«Всё без разбора, дождь стекал на льдины;
Его сменяя, черный, крупный град
И грязный снег летели на вершины
Угрюмых скал. Невыносимый смрад
Мешался с тьмой. Там Цербер, зверь опасный,
Рычал в три пасти, кровожадный взгляд
В того вперяя, кто с мольбой напрасной
Тонул в пучине, ужасом гоним.
И цвет зрачков его, кроваво-красный,
Казался жертве пламенем сплошным.
Дрожа огромным безобразным чревом,
Вонзал он когти, злобой одержим,
В плоть грешников стенающих и с гневом
Их кожу на лоскутья разрывал».
В четвертом кругу находятся души тех, кто был жаден в разных сферах жизни. Выглядит наказание так: на обширной равнине две души толкают навстречу друг другу громадные камни. Когда линии сталкиваются, приходится расходиться снова и начинать работу.
«Погибельны Фортуны искушенья,
Хотя за них людской безумный род,
Не ведая в раздорах насыщенья,
Сражается и кровь напрасно льет.
Все золото и все богатство света
Людей не избавляют от забот
И не вернут покой в обитель эту».
Пятый круг представляет собой широкое болото. Буйные и ленивые души беспрестанно дерутся, плавая в болотной воде.
«Я разглядел, – о, жуткая минута! —
Толпу нагих дерущихся людей,
В болоте смрадном завывавших люто,
Что с кровожадной дикостью зверей,
Ощерясь, друг на друга нападали
И отгрызали мясо от костей.
«За ярость эти люди пострадали».
Круг шестой. Лжеучители и еретики. Они мучаются в открытых горячих могилах.
«Тех голосов мучительные звуки
Услышав, я учителя спросил:
«Чьи тени, поднимающие руки,
Томятся здесь средь огненных могил?»
«Еретики оттенков всевозможных,
Отступники, – мой спутник говорил, —
Лежат в гробницах этих придорожных,
Где пламя беспрестанно будет жечь
Безумцев, лжеучителей безбожных».
Седьмой круг – место, где мучаются души убийц и самоубийц. Они находятся посреди степи, над которой льется огненный дождь. Он опаляет грешников, также здесь их раздирают собаки, ловят и мучают гарпии.
«В моем ответе утешенья мало.
Знай: всякий раз, когда, покинув грудь,
Душа самоубийцы вылетала, —
К седьмому кругу Ада жуткий путь
Указывал ей Минос. И тогда-то
Она, спеша, боясь передохнуть,
В лес этот направлялась без возврата».
Круг восьмой. Обманувшие. 10 рвов, в которых идут гадатели и предсказатели, провинившиеся на должности священники, лицемеры, колдуны, лжесвидетели, алхимики. Грешников варят в смоле, бьют баграми, заковывают в скалы и обдают ступни огнем.
«…Я заглянул туда, где чернота:
Из каждой ямы ноги жертв торчали,
А тел не видно было… Нагота
Ступней меня смутила. И вначале
Я не увидел, что подошвы ног
Огнем объяты. Грешники кричали
И так рвались отчаянно».
* * *
«Подобно жабам, что глядят из тины,
Здесь грешники торчали из смолы
И вновь ныряли – нет мрачней картины!»
В центре ада, по поэме Данте, находится вмерзший в ледяное озеро Люцифер. Его лицо обращено вниз. Он истязает предателей.
Сравнения авторского отношения к героям в
«Божественной комедии» и «Великом Гэтсби».
Мы все время сталкиваемся с личным отношением Данте к героям. Он спорит с ними, испытывает разные чувства. Это может служить как оправданием грешников, так и двойной карой: адской мукой и осуждением поэта. Как я уже сказала, Данте беседует с душами умерших. Он сохраняет в загробном мире всю присущую ему политическую страстность и при виде страданий своих врагов не удерживается от осуждений в их адрес. Особенное отношение у поэта к грешникам, которые обидели его при жизни лично.
«Безрадостно возникший на пути,
Кто ты?» – «Я тот, кто мается, стеная».
И я сказал: «Тогда стенай, плати,
За тяжкий грех, спокойствия не зная!
Пить воду скорби – вечный твой удел.
Мне вспомнилась твоя гримаса злая,
Которой и при жизни ты владел».
Я замолчал…  А мерзкий грешник руки
Тянул к челну так, будто он хотел
Передохнуть от нестерпимой муки».
В «Аду» находятся все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех, кто был другой веры или жил не по-христиански. Для друзей же поэт отвел место в раю и чистилище. Так, римские папы во главе с Николаем III мучаются в аду, а для императора Генриха VII приготовлено место рядом с Богом.
Соглашаясь с официальной церковной идеологией, Данте во многом не поддерживает ее догматы. Например, он помещает Паоло и Франческу в круг сладострастных, но сочувствует их любви. Ведь Франческу насильно выдали замуж за Джанчотто. Выслушав их историю, Данте на время лишается чувств. Наказание кажется ему слишком жестоким.
«Тень женщины прекрасной заступиться
Посмела за тебя. И с этих пор
Она передо мною, как живая:
Высокий лоб, незамутненный взор.
Как звезды, в душу глянули, сверкая,
Ее глаза, а голос зазвучал,
Как пенье херувимов в царстве Рая».
Поэт восхищается могучей волей и героизмом главы флорентийских сторонников империи, который спас Флоренцию от разорения. Несмотря на то, что Данте – его политический противник. Поэт признает не только великодушие, но и мужество.
Однако, не стоит забывать, что по мнению автора, большинство умерших не окажется ни на одном их этих кругов. Ведь души ничтожных людей не достойны даже нахождения в аду. Здесь нам вновь следует вернуться к произведению Фицджеральда и рассмотреть его глазами Данте, чтобы ответить на главный вопрос: преодолеют ли герои «Великого Гэтсби» преддверье ада?
В произведении Фицджеральда носителем честности, моралистом оценивающим поступки героев и свои выступает Ник Каррауэй.  Введение в роман повествователя сокращает дистанцию между автором и читателем, «но какие бы позиции не занимал этот… персонаж по отношению к протагонистам произведения, ставшими его побратимами, он, одновременно проецируя в себе волю художника, становится его маской, его искаженной тенью, неспособной к более активному, по сравнению с другими персонажами, вмешательству в канву повествования. А полноправным организатором художественного материала остается сам писатель, даже пребывая вне рамок жизненной драмы, разыгранной в произведении. Будучи одновременно постановщиком и суфлером, комментатором и зрителем, взволнованно переживающим перипетии, через которые должны пройти его герои, он руководит по заранее намеченному плану движением, каждым поступком, каждой мыслью своих персонажей», - писал сам Фицджеральд.
Когда Ник Каррауэй вовлечен в действие, он - либо участник событий, либо рассказчик-наблюдатель. Когда же Каррауэй оценивает события ретроспективно, то его голос гораздо чаще сливается с авторским и представляет собой иную точку зрения, отличающуюся от его собственной во время непосредственного восприятия происходящего.
Например, рассказ Гэтсби о своей жизни легко делится на две части: реальную и выдуманную. Правда - учеба в Оксфорде, участие в войне, получение ордена всех союзных держав и звания майора. Однако, история приобретения своего состояния – ложь. По его словам, он получил его в наследство, но в реальности оно - результат сомнительных сделок и незаконной торговли спиртными напитками. Именно благодаря тому, что Ник Каррауэй осведомлен и как рассказчик, и как герой, читатель уже знает, где Гэтсби говорит правду, а где - нет.
В «Великом Гэтсби» показан процесс создания Ником из Гэтсби романтического героя. Если обычно в реалистическом произведении характер героя наиболее полно раскрывается на публике, во взаимоотношениях с другими персонажами, личные качества Гэтсби остаются почти полностью «за кадром». Фицджеральд показывает, что узнать какого-либо человека в реальности - это нечто, находящееся почти за гранью возможностей нашего воображения и почти всегда недостоверно.
Воображение Ника и его попытки истолкования поступков Гэтсби - это то, чем он занимается с самого начала. Ник работает при помощи «если»: он пытается реконструировать настоящего Гэтсби по «скелету» его публичного поведения, и у него получается некий почти байронический герой, в каждом жесте которого сквозит романтическая безнадежность и отчаяние. Если бы на месте Ника оказался кто-нибудь другой, то и образ Гэтсби в романе получился бы иным (не романтический герой, а банальный бутлеггер, живущий под чужим именем - в то время как читатель видит перед собой благодаря Нику все же скорее первого, чем второго).
Тайна у Фицджеральда никогда не бывает скрыта мистической дымкой, которая не рассеивается, а наоборот, становится едва ли не основной предпосылкой для многозначного прочтения произведения, а сдвиг реальности почти незаметен.
По ходу повествования, как и в произведении Данте, можно различать ступени духовно роста Ника, не такие отчетливые, как у Гэтсби, ведь взор Ника сосредоточен больше на внешнем мире, чем на внутреннем. Когда он догадался, кто «подставил» Гэтсби, при встрече с Томом он рассуждает: «Я не мог не простить ему, ни посочувствовать, но я понял, что в его глазах то, что он сделал, оправдано вполне». Оценивая Бьюкененов, он заключает: «Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги.
Но как же, в таком случае, Ник оценит главного героя, ведь не напрасно Фицджеральд не просто сосредоточил на нем внимание, но и наградил эпитетом «великий». Для Ника, главный герой до знакомства с ним воплощал все заслуживающие презрения черты, но позже он не может не признать, что в Гэтсби есть «нечто поистине великолепное». «Должно быть, и в самом деле было что-то романтическое в этом человеке, если слухи, ходившие о нем, повторяли шепотом даже те, кто мало о чем на свете считал нужным говорить, понизив голос». Когда рассказчик впервые своими глазами видит Гэтсби, перед ним - влюбленный, романтик, разглядывающий усыпанное звездами небо. Позже оценка рассказчиком образа Гэтсби сильно колеблется. «И тут улыбка исчезла - и передо мною был просто расфранченный хлыщ, лет тридцати с небольшим, отличающийся почти смехотворным пристрастием к изысканным оборотам речи».
И на первый взгляд это так: Гэтсби, человек явно незаурядный, растерял себя в погоне за ничтожной целью - богатством. Ничтожным оказалось и его божество - Дэзи, к чьим ногам положена вся его жизнь, ничтожен и пуст весь оплаченный Гэтсби «праздник жизни». Но, все же, доверившись Фицджеральду, оставим последнее слово, за Ником Каррауэйем. Ответом на заданный нами в начале вопрос послужат слова, сказанные им во время последней встречи с Гэтсби: « - Ничтожество на ничтожестве, вот они кто! - крикнул я, оглянувшись. - Вы один стоите их всех, вместе взятых».
Несмотря на то, что автор искренне презирал все, что воплощал в себе Гэтсби, он считал, что только его одного можно назвать великим, так как герой сумел сохранить искренность, верность романтической мечте в мире разврата и бездушия. Все эти черты выделяли героя в обществе. Однако, окружающая жизнь захватила Гэтсби и превратила в афериста. Хотя и не смогла отнять мечту, что ей часто удавалось проделывать с другими. И все же, исключительность героя погубила его. Великий Гэтсби умирает, когда ничтожные люди, описанные Фицджеральдом, продолжают жить.
Выходит, все персонажи, кроме главного героя, ничего собой не представляют. Разумеется, мы не берем в рассмотрение самого рассказчика. Он видится мне в этом произведении своеобразным аналогом Данте с одним лишь отличием: ему суждено наблюдать людские грехи уже при жизни. И так же, при жизни, многие за них уже наказаны автором. Мир Фицджеральда не так бинарен, как это показал несколько веков назад Данте Алигьери. Я возьму на себя ответственность самостоятельно оценить поступки главного героя. Во многом, я согласна с Ником: Гэтсби один чего-то стоит из всех, кто описан в романе. И, на мой взгляд, он вовсе не заслуживает ада.
Герои романа «Великий Гэтсби»  глазами Данте.
Роман  ведется  от  лица  Ника  Каррауэя, который выступает в роли повествователя.  Он сам  того  не  ожидая,  становится  частью  городка, в который переезжает. Каждый  герой  произведения одержим своим  пороком. Главного героя произведения - Джея Гэтсби – можно охарактеризовать как человека образованного и не  испорченного  своим  богатством. Он  одержим  не  деньгами,  а  женщиной, даже скорее  образом,  который  он  создал. Охваченного  любовью  к  замужней      женщине,  Гэтсби,  можно  отнести  к  грешникам  второго  круга            Данте Алигьери.
Так  как  главный  герой  нажил  свое  богатство  подпольной  продажей             алкоголя и  наркотиков и тратил  его  на  развлечения  и  вечеринки,  его  также  можно  отнести  к  грешникам,  одержимым  жадностью. Четвертый  круг  ада -место  пребывания  жадных  людей,  которые  нечестно  зарабатывали  и           бездумно  тратили  деньги  на  ветер. 
Дэйзи Бьюкенен  –  воспитывалась  в  роскоши, как отмечает автор «бесконечно  далекая  от  изнурительной  борьбы  бедняков». Ей  необходима   «какая-то  сила  –  любви,  денег,  неоспоримой  выгоды,  – Ее  чувства  в  расчет  не  шли».  И  когда  Том  Бьюкенен  сделал  ей                  предложение, она согласилась, так как его  богатство  и  статус  льстили  ее  тщеславию.  Сожалеть о  совершенном  выборе она начинает только узнав о огромном материальном состоянии Джея Гэтсби.  Тогда же он  становится  ее  любовником.  И  она  дважды  предает  его,  бросая  на          произвол   судьбы. Таким  образом,  Дэйзи  Бьюкенен  можно  отнести  к            грешникам  второго  и  девятого  кругов,  в  которых  пребывают  зависимые  от любви  и  предатели.
Миртл  Уилсон,  является  носительницей тех же пороков, что и Дэйзи: она  прямо  объявляет  мужу,  что  у  нее  есть  любовник  богаче.
Джордан  Бейкер собиралась нажить состояние  нечестной  игрой  в  гольф. Она избегает проницательных  людей, чувствуя  себя  уверенней  среди  тех,  кто  ни в чем не сможет ее заподозрить. Джордан  Бейкер,  согласно Данте  обладает  пороком                     бесчестности  и относится к  8  кругу  ада.
Том  Бьюкенен  –  муж  Дэйзи -  как и почти все персонажи, также попадает  во  второй  круг  ада, тайно встречаясь с Миртл Уилсон. Кроме  того,  как и  все  герои  романа,  он  одержим желанием  богатства и  славы,  из-за чего также попадает на 4 круг ада Данте.
Выходит, изменена была, рискну сказать, «популярной» для времени Фицджеральда. Она не воспринималась как грех и даже просто как нечто непозволительное. Многие герои даже не скрывают этой части собственной жизни. Что полностью рознится с моралью дантовского времени.
Роль цветов и света в
«Божественной комедии» и «Великом Гэтсби»
В произведениях Данте Алигьери содержится попытка осмысления цвета как важнейших явлений, лежащих в основе мироздания и воздействующих на человека. Направленность движения в «Божественной комедии» от мрака к свету символизирует стремление к духовному совершенствованию. Наиболее мрачными и тёмными являются краски Ада. В первом круге Ада пребывают те, кто жил до христианского ученья - Гомер, Овидий, Вергилий, Гораций, Фалес, Зенон, Эмпедокл, Сократ, Платон, Сенека. Их окружают не только мрак, но и огонь, освещающий тьму. В последующих кругах Ада тьма сгущается. Грешников окружают «воздух чёрный» и непроглядная мгла.
«Мы плыли, в черном воздухе кружась,
Но я, охвачен беспросветной мглою,
Движения почти не замечал».
Последний, девятый круг Ада наполнен «тьмой предельной». В представлениях поэта о человеке порок и добродетель ассоциировались со светом или тьмой, с определённым цветом. Так в «Чистилище» каждый из представленных цветов символизирует порок человека, требующий преодоления: коричневый цвет означает чревоугодие, зелёный - сладострастие, тёмно-серый - скупость, жёлтый - уныние, чёрный -гнев, серый (тусклый) - зависть, белый (с примесью серого) - гордость. Все цвета Чистилища слабо освещены. Большая их часть поглощена тенью. Лишь в белом и жёлтом цветах ощутимо стремление к свету.
Особое значение приобрели у Данте цвета Рая. В воспроизведении картин райской жизни выделяются красный, розовый, золотой и ослепительно-белый цвета. Они обозначают стремление к мудрости (красный цвет), стойкость в вере (розовый цвет), созерцательность (золотой цвет) и небесную чистоту (белый цвет). Каждый из этих четырёх цветов присущ определённому кругу Рая. Так, в красном круге сосредоточена мудрость мира. В нём прибывают христианские философы, среди которых выделяется Августин Блаженный. В «огнезарном» (красно-розовом) круге находятся воители за веру. Цвет этого круга рождает у Данте музыкальные ассоциации: в пятом круге Рая слышны звуки райских арф и лир. Золотым светом и цветом освещено в «Божественной комедии» Седьмое небо, наполненное праведниками и созерцателями. Особенно отчётливо выделены среди многих фигур образы Франциска Ассизского и апостола Петра. Ослепительно белый, чистый цвет присущ девятому кругу Рая и Эмпирею. Этим цветом окрашены одеяния ангелов и Девы Марии, райская роза и лучезарная река. Белый цвет, сливаясь с божественным светом, символизирует высшее озарение. Кристально-чистый белый цвет вызывает у Данте ассоциации со звучанием гимна «Ave Maria, gratia plena!».
В «Великом Гэтсби» цветам и свету также отведена важная роль. Так, например, мир жителей долины шлака резко контрастирует с мирами Гэтсби и Дэйзи. Долина шлака описывается в серой гамме, как и ее обитатели. Серый цвет ассоциируется со старостью, скукой, отсутствием жизни. Серый цвет обозначает нечто скучное, неинтересное и не имеющее отличительных черт. Это относится и к жителю долины шлака, мистеру Уилсону. Он словно сливается с цветом стены, в нем, как и в самом этом месте, отсутствует жизнь. Единственной достопримечательностью места является рекламный щит, на котором изображены гигантские голубые глаза доктора Эклберга, но и этот щит давно выцвел и потускнел. При описании этого места и его жителей автор использует слова, обозначающие оттенки серого: свинец, зола, цемент, пыль. Однотонность цветовых эпитетов описывает психологическое состояние героев.
Мир главной героини романа, Дэйзи - иллюзия, которую она осознанно создает, чтобы соответствовать принятым в обществе нормам. Дом Дейзи и ее мужа Тома резко отличается от  долины шлака. В этом описании мы видим сочетание белого и красного цветов, где белый цвет ассоциируется с Дэйзи, а красный с Томом. Красный - цвет агрессии и действия, и он как нельзя лучше отражает характер Тома. Белый - это цвет Дэйзи. Его второе значение в английском языке - это чистота и невинность. Дэйзи стремится предстать перед людьми именно такой, для этого окружает себя белым цветом, создавая образ непорочности и искренности.
Мир Гэтсби характеризуется обилием цветов: яркие огни, вечеринки, которые проходят  в доме Гэтсби, создавая атмосферу карнавала, полноты жизни и вечного праздника. К этому стремится главный герой. Эти цвета являются воплощением века джаза в его стремлении к удовольствиям и беззаботной, праздной жизни. Однако следует обратить внимание и на другие цветовые эпитеты, которые использует автор. Так в начале описания вечеринки в доме Гэтсби мы встречаем словосочетание синий сад (blue garden). Второе значение слова “blue” в английском языке “грустный и меланхоличный”. С помощью данного эпитета автор заставляет читателя с другой стороны взглянуть на мир Гэтсби. За внешней праздностью кроется тоска и неопределенность, свойственная веку джаза. Цвета нарядов гостей вечеринки автор, кроме прочего, сравнивает с цветом опалом. Но этот камень не имеет определенного цвета, а лишь отражает цвета вокруг. Здесь автор проводит параллель с людьми, посещающими вечеринки: они пусты и ничего собой не представляют, а лишь подстраиваются под общую атмосферу. Также, говоря о нарядах, Фицджеральд использует желтый цвет, символизирующий зависть и подозрение. Так и гости Гэтсби завидуют его богатству и образу жизни, всему, чем они жаждут обладать. Но вместо обладания они могут лишь прикоснуться к миру праздника. При этом, когда одна из девушек порвала на вечеринке платье, Гэтсби прислал ей в качестве подарка другое платье: «сине-голубое с лавандовыми бусинками». Слово “лаванда” ассоциируется с утонченностью и аристократизмом, а “синий” с грустью. Этот выбор характеризует психологическое состояние главного героя. Он окружает себя яркими красками, для того чтобы привлечь людей на свои вечеринки, создавая праздник, однако это не приносит ему счастья. В глубине души он стремится не к шумным сборищам людей, а к утонченности и аристократизму. Это он видит в Дэйзи, в созданном ею образе высшего существа из мира поэзии и света.
Отдельно следует отметить зеленый огонек, на который так любит смотреть Гэтсби. Огнек, являющийся символом мечты главного героя о Дэйзи. Автор не случайно выбирает здесь зеленый цвет. Он имеет следующие значения в английском языке: сильный и решительный, неувядающий (о памяти). Таким образом, зеленый цвет характеризует Гэтсби, который, несмотря на время и объективные препятствия, продолжает верить в свою мечту о счастье с Дэйзи.
С помощью цветов автор создает емкие, но оценочно богатые эпитеты, а также яркие символы, без понимания которых невозможно в полной мере понять героев и произведение в целом.
«Великий Гэтсби» как развенчание американской мечты
Фрэнсис Фицджеральд – крупнейший представитель «потерянного поколения» в литературе. Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, которые после войны часто не могли адаптироваться к мирной жизни. Характеристика эпохи: желание ухватить сиюминутные радости, немедленный успех. Люди стремятся израсходовать жизнь и сбережения.
Роман «Великий Гэтсби»  является типичным представителем «Века Джаза», где выразился и его трагизм, и особая красота. Действие романа происходит на «золотом побережье» Лонг-Айленда, среди вилл богачей. Вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в полосу процветания: экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Восхищаясь богатыми и их очарованием, Фицджеральд в то же время порицает неограниченный материализм и отсутствие морали Америки того времени.
Главная цель Фицджеральда – развенчание американской мечты в романе «Великий Гэтсби». Американская мечта - это желание молниеносного успеха. Счастье и богатство не разделимы для людей, которые исповедуют постулаты «американской мечты», заключающиеся в свободе личности, предпринимательства и самовыражения, труд во благо для достижения успеха.
  Этот миф включает в себя равные возможности для всех. А главное, что все это возможно лишь в одной стране - Америке. Фицджеральд же доказывает, что человек, который всю свою жизнь посвятил получению материальных благ, не становится счастливее от этого, а наоборот, теряет свой духовный мир, а его жизнь неполноценна. Автор показывает трагедию человека, который всю жизнь стремился к богатству, что, в конце концов, привело к его гибели.
Гэтсби – романтик и верит в американскую мечту. Этот герой, на протяжении всего романа очень разный: мечтательный (любуется звездами, ведет себя как мальчишка), но в то же время практичный (планы на будущее, работа). Он чувствует, что это не его мир (на собственном балу не хозяин, находится в стороне, порой робок). И все -таки судьба Гэтсби трагическая. Успех, признание, даже любовь зависят в буржуазном мире от денег. Но вспомним, что один из постулатов американской мечты - равенство возможностей для всех независимо от материального статуса.
Фицджеральд в романе обращается к серьезной критике общества, которое искажает человеческие чувства и взаимоотношения, толкает человека на преступление. Но главное, он иллюстрирует, что американскую мечту невозможно воплотить в жизнь. Она неизбежно ведет к преступлениям, грехам. Если бы Данте жил и писал во время Фицджеральда, герои романа, так или иначе, либо оказались в аду, либо были слишком пусты и не достойны даже этого. Но Гэтсби нельзя причислять к основной массе. Смотря на него глазами современного человека, я могу оправдать  все его действия. Но измерив героя дантовской меркой, я заметила некоторую иронию. Джей Гэтсби, Великий Гэтсби – не мелочен и ничтожен. Он достоин внимания Данте. Однако, в глазах поэта, не всякому великому человеку место в раю. Так и Гэтсби, велик и грешен одновременно. И это непременно делает его достойным. Но достойным лишь ада.
 
Используемые информационные ресурсы
  1. Ионин Герман «Данте» поэма, Санкт-Петербург, 1996 год
  2. Великий Гэтсби
  3. Божественная комедия
  4. Фицджеральд  Ф.С.  Портрет  в  документах:  художественная  публицистика  /  Пер.  с  англ.  –  М.:  Прогресс,  1984.  –  334С.
  5. Великий  Гэтсби  //  Википедия.  –  2012.  –  [Электронный  ресурс]  –  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Великий Гэтсби  (дата  обращения  08.01.2018).
  6. Сазанович Е. «Фрэнсис Скотт Фицджеральд: «Великий Гэтсби» и американская трагедия» // Красноярское время -  2017 – URL : http://krasvremya.ru/frensis-skott-ficdzherald-velikij-getsbi-i-amerikanskaya-tragediya/ (дата обращения к источнику 02.03.2018)
  7. Гончарова С. П. Нравственное падение личности как обратная сторона финансового успеха в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 635-638. — URL https://moluch.ru/archive/65/10705/(дата обращения: 18.01.2018).
  8. Емельянова В.И. “Грешники” в романе «Великий Гэтсби» Френсиса Фицджеральда в сравнительно-сопоставительном анализе с 9 кругами ада в произведении «Божественная Комедия» Данте Алигьери // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 18.02.2018)
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»