Метапредметные связи на уроках литературы
и изобразительного искусства в системе ФГОС
Первомайская Анастасия Борисовна
Урок не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. И проживание этой части должно осуществляться на высоком уровне общечеловеческой культуры. На уроке сосредоточивается учебная деятельность учителя и учащегося. Но стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний – конечным результатом является развитие познавательных способностей, творческой активности, духовное обогащение каждого участника процесса.Высшей ценностью на уроке является человек. Гуманизация воспитания – ключевой элемент педагогического мышления, требующий установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
Интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства соответствуют требованиям современной методики, вырабатывают умение планировать работу и ее результаты, формируют навыки рефлексии, развивают творческие способности, память, мышление, речь, повышают интерес к предметам, способствуют деловому сотрудничеству и сотворчеству учителей и учащихся. Поэтому, готовясь к урокам, каждый учитель стремится сделать урок неповторимым, не похожим на другие, и программа по литературе (учебник под редакцией В.Я. Коровиной) дает для этого богатый материал.
Учащиеся 5-6 классов любознательны и активны. При изучении мифов и народных сказок они подбирают иллюстрации к фрагментам произведений, выполняют свои, используя цветные карандаши и краски. В классе устраивается выставка работ, выбираются лучшие, оцениваются соответствие теме, творческое решение, качество выполнения.
К чтению по ролям или инсценировкам басен И.А. Крылова можно добавить элементы костюмов. Проанализировав тексты, обсудить с ребятами, какими отличительными чертами обладают герои, какие детали помогают нам их себе представить. Что хотел сказать автор? Затем распределить роли и поручения: кто будет читать за Автора, Лису, Ворону, а кто сделает ушки и хвост для Лисицы и клюв для Вороны. Можно, например, вырезать их из плотной бумаги, склеить, потом раскрасить. А кусочек сыра? Поступают разные предложения: из картона, пластилина, цветной бумаги. Участвовать хотят многие, причем, для учащихся нет плохих ролей. Как изобразить Ворона, Свинью, понятно. А Дуб? Ведь это тоже действующее лицо. Актер может надеть темную одежду, может держать в руках ствол дерева, выполненный из ткани или раскрашенной бумаги. А может, его изобразят три человека: ствол, корни и ветви? Изготовленные элементы декораций пригодятся и для других постановок. Важно не только принять решение, но и довести работу до конца
К некоторым произведениям, например, сказки Г. Х. Андерсена целесообразно давать задания заранее. Продумать, какие эпизоды подойдут для инсценировок, костюмы, декорации, возможно и музыкальное сопровождение. Учитель контролирует, как продвигается подготовка к уроку и сообщает об этом учащимся. Важна любая мелочь: и эскиз дворца Снежной Королевы, и осколок зеркала, и какого цвета будут башмачки у Герды.
Переходный возраст - сложный период. Подросткам кажется, что их никто не понимает, возникают столкновения с родителями, учителями; снижается успеваемость. Прежде «послушные и старательные» стесняются выходить к доске с устным ответом, выступить с докладом или рассказать заданное наизусть стихотворение. Происходит переоценка ценностей, возникает желание проявить себя, продемонстрировать окружающим свою независимость, оригинальность, способности, таланты и достижения. В этот момент особенно важна роль учителя в формировании личностных качеств и раскрытии творческого потенциала учащихся.
В седьмом классе изучается отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины ». Острый драматический конфликт, сила характера, мужество, решительность молодой княгини Е.И.Трубецкой, ее нравственный выбор увлекают создать нечто большее, чем обычный урок. Прежде всего, нужно воссоздать колорит эпохи – быт русского дворянства первой трети девятнадцатого века. Сразу возникает замысел показать бал во дворце: парты расставить наподобие столов в гостиной, тем самым, освободив место для танца. Продумать костюмы, бальные платья, прически, украшения, подобрать музыкальное сопровождение. (Танцевать никто, как правило, не умеет, но в процессе подготовки учится, т.к. есть необходимость изобразить светскую жизнь княгини Трубецкой). Класс оформить декорацией, воссоздающей интерьер гостиной, треуголки, кивер, эполеты изготовить из цветной бумаги. Тему урока и задания можно написать на свитках (свернутых листах бумаги). В ходе урока декорация меняется: вместо столичного блеска холодный и угрюмый пейзаж Сибири. Княгиню в дорожной одежде встречает губернатор. Во время диалога героев на заднем плане появляются каторжники, которые движутся по кругу, мрачно опустив головы. Подготовка к такому уроку очень велика, но идея захватывает, работают все без исключения. Дружно, слаженно, в атмосфере взаимопомощи и взаимовыручки, понимая значимость своей роли, пусть даже самой незначительной. Учащиеся не представляют себе итога своей работы в полном объеме, поэтому, когда наконец урок проходит, и все фрагменты сливаются в единое целое, результат их просто поражает. Результат совместного творчества дает столько радости, неожиданных открытий, ярких впечатлений, что такие уроки запоминаются надолго. Современные психологи рекомендуют чаще хвалить детей, не бояться лишний раз сказать доброе слово. А подростки нуждаются в нем особенно остро. Подводя итоги, учитель отмечает ответственность, трудолюбие, оригинальные идеи. Есть за что похвалить абсолютно каждого участника. На таких уроках нет, и не может быть «лишних людей ». И исполнители главных ролей это понимают, пусть они, например, замечательно прочитали текст, но кто смастерил треуголку для губернатора или принес тюлевую занавеску для юбки княгини? Одноклассники открываются совсем с других сторон, проявляя прежде незаметные качества характеров.
Так взаимодействие разных видов искусства: литературы и изобразительного создает картину полноты жизни, помогает преодолеть время, разделяющее нас и героев, раскрыть авторский замысел, духовно-нравственную основу произведений.