Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Театральные уроки

 Зверева Райса Габдельбаровна, 
учитель ГБОУ № 242 с углублённым
изучением физики и математики
Красносельского района Санкт-Петербурга
с. т.8 921 790 68 32( Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Театр...Любите ли Вы театр?
Редкий учитель русской литературы ответит отрицательно. Мы любим театр, и это понятно.
А как приобщить своих воспитанников к театру, не заставлять организованной толпой идти из-под палки под строгим надзором «всевидящего ока», а полюбить театр всей душой, чувствовать необходимость свой жизненный опыт сопоставить с поисками литературного героя, увидеть на сцене то, что где-то было внутри, неосознанно, но заставляло беспокоиться, искать ответ на многие вопросы?
«...театр есть искусство отражать жизнь”, - утверждал К. Станиславский. А вот знаний жизни у подростка и не хватает, поэтому хочется обратиться к школьникам: спешите в театр! Скажем словами Гюстава Флобера, «воспитание чувств» происходит в театре.
          Но как открыть двери царства Мельпомены? Когда встреча с прекрасным должна произойти? Под чьим руководством?
         Конечно, в детстве! Мамы, папы, бабушки и дедушки ведут за руку крошечку в детский театр, предварительно подготавливают к  встрече с литературными героями, читают сказки, мифы, увлекательные истории. И партер, и ярусы, и бельэтаж – эти слова ненавязчиво входят в жизнь ребёнка.  Не просто весело провести время в театре, подольше задержавшись в буфете, а должна быть предварительная подготовка, а затем и обсуждение, очень осторожное направление  неокрепшего сознания в нужное русло. Так, например, ребёнок  6-ти лет, выйдя из Мариинского театра после просмотра балета«Лебединого озера»  П.И.Чайковского, на вопрос , заданный отцом, кто ему больше всего понравился, ответил: «Коршун! Только зачем ему оторвали крыло?» Понятно, что ребёнка не подготовили, не прочитали ни сказку, ни либретто, он увидел прекрасный,  расшитый золотом костюм чародея Ротбардта и высоко оценил работу вышивальщиц из швейной мастерской, а понять историю любви, положительную концовку, когда происходит снятие колдовских чар с девушек-лебедей, всепобеждающую любовь – всё осталось закрытым для ребёнка, непонятым, необъяснённым. Крыло, одно только яркое крыло злодея Ротбардта поразило воображение ребёнка!
         С музыкальными спектаклями вообще очень сложно. Детские театры Санкт-Петербурга оказывают родителям неоценимую помощь. Художественное  слово, танец, музыка – всё это мы можем увидеть в замечательном театре «Зазеркалье». Небольшая просветительская лекция и концерт в БЗФ и МЗФ, выступления детских музыкальных коллективов в Капелле. Интересные познавательные спектакли в Детской Филармонии, к сожалению, коллектив вынужден был переехать из центра на окраину, труднее стало добираться.(Можно приглашать актёров-чтецов в школу, а также есть возможность показать выездной спектакль с декорациями, если есть актовый зал(составляется договор, детям даются билеты),вся параллель 5-х классов посмотрит спектакль «Соловей» по одноимённой сказке Г.Х Андерсена.
Театров в Санкт- Петербурге много- на все вкусы. Иногда трудно сориентироваться родителям. На помощь придут сами родители: родители, объединяйтесь! На школьных сайтах есть есть возможность поделиться информацией о просмотренных спектаклях: какие стоит посмотреть, а какие – нет. Казалось бы, ТЮЗ поставил музыкальный спектакль «Алые паруса», разрекламирован театральным кассиром (к сожалению, у них свои задачи), а сами дети 6-7 классов вышли в недоумении: откровенная сцена. У автора и режиссёра могут быть свои взгляды, но отнюдь не искажение. Если бы знали родители и педагоги об этом новом прочтении, не повели бы на постановку, достаточно насмотрелись на телевидении.
Чтобы избежать досадных промахов в выборе спектакля, мы, учителя школы, составили программу по параллелям «Театры Санкт-Петербурга школам», и это было полезно, к работе привлекли и родителей, и учеников, и даже родителей-актёров, студентов, знакомых. Но надо было обновлять, спектакли снимаются с репертуара, новые ставятся, а времени не хватает на всё (как всегда).Сейчас на помощь пришёл Интернет – помогает.
Безусловно, учителя агитируют родителей водить детей в театр, а родители заняты, в фирмах молодых не жалеют, работают с утра до вечера. Одна надежда – бабушки и дедушки, но и их не бывает. И опять  и опять всё воспитание подрастающего поколения возлагается на учителя. И мы ведём детей в театр, а кто ещё, кроме нас? Повела десятиклассников в БДТ, были такие, которые впервые в знаменитом театре(в период расцвета театра Товстоногова, когда он лично присутствовал на каждом спектакле ) К слову, именитые театры тоже могут преподнести сюрпризы. Пошли с мужем в Театр Европы на спектакль «Платонов» (по Чехову).Фильм Н Михалкова видели не раз, и сегодня он не устарел, вызывает восхищение игра актёров, режиссура и многое другое. Актёры игрой завораживали.  На сцене в тот период часто постановщики обнажали женщин, показывали красивые тела иногда и излишне часто, но тут мы увидели и мужское обнажённое тело, оказывается, мужские гениталии выполняли скрытый замысел режиссёра с мировым именем. Хорошо, что рядом  не было моих учеников. Надо знать не только автора, но и посмотреть предварительно спектакль, а то можешь оказаться в неловком положении перед учениками.
Общаясь с учителями из других регионов,  рассказываю с гордостью об опыте Мариинского театра:  раз в год каждую школу приглашают бесплатно  на прослушивание оперы, знакомят с мастерскими, гримёрными, устройством сцены. Привозят и развозят на собственном автобусе, кормят детей—более 40 человек. И мы слушаем оперу! Конечно, потом уже по собственной инициативе не раз бываем и на исторической сцене, и на новой. Какое благое дело!
Хочется несколько слов сказать о подготовительной работе перед просмотром спектакля. Познакомить заранее с автором, с пьесой, рассказать об истории театра, даже о поведении,  ведь дети не знают, что нельзя шелестеть шоколадом, включать телефон, фотографировать, есть и пить во время спектакля, как проходить к своему месту(только передом!).Ребята наши часто забывают о школьной форме,  на занятия приходят, как на стадион или пляж. Предупреждаю: мы сегодня идём в театр, всем прийти нарядными( сама обязательно в театральном наряде), будем фотографироваться в фойе. А как иначе?
Непременно делимся впечатлениями в устной и письменной форме. И рецензии пишут, лексические диктанты, придумывают словосочетания, простые предложения с однородными предложениями, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Сравнивают авторский и режиссёрский замыслы, отзывы об актёрской игре и об оформительской работе художника-декоратора.
Всегда приглашаю и родителей на совместное посещение театра,  отзываются немногие-единицы, но все с восторгом вспоминают такие походы и благодарят учителя. А как было бы замечательно в доверительной беседе с родным человеком обсудить просмотренное! В классе некоторым просто не хватает смелости высказать своё мнение.  
Не будем забывать о семейных традициях и ценностях. Ходят сами мамы и папы в театры, приучат и детей.
Итак, чтобы привить детям  любовь к театру, нужна большая совместная работа родителей со школой.
 
        

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»