Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Интерпретация стихотворения Ивана Бунина «Одиночество»
Тищенко Лидия Ивановна,
ГБОУ лицей 554
Приморского района Cанкт-Петербурга
 
"Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России" (Б.Зайцев), "…один из последних лучей какого-то чудного русского дня" (Г.Адамович). Таким представляют, так оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в литературе своей эпохи. "Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам",- писал Бунин Н.Телешову (1900). И тут же: "Как ни кинь, всё тяжко одиночество…"
Одиночество... А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» - именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: "Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество, посвящённое художнику Нилусу".
 И сразу же встаёт вопрос: почему столь "осеннее" стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (коненц1902-начало 1903 года):"Душевного покоя у И.А. не было"; "Он стал чувствовать свое литературное одиночество". А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: "Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое". Не забудем и о разрыве с женой - А.Цакни, - который очень болезненно переживал Бунин.
 Необходимо также посмотреть и на "литературное окружение" стихотворения «Одиночество». О чем стихи Бунина 1902-1903 годов?
 И только ночью, когда бушует
 Осенний ветер. всё чуждо снова...
 И одинокое сердце тоскует:
 О, если бы близость сердца родного!
 («Как всё спокойно...», 1902)
… и веет на вершине
 Дыханьем смерти, холодом пустыни.
 («Кондор», 1902)
 Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
(«Проснулся я внезапно, без причины...», 1903)
Далее изобразительное начало уступает место медитативному:
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
 Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно ("темно", "дует"). Мольберт- атрибут художника. Но и творчество не спасает.
 Таким образом, определяющее состояние героя, и природы – холод, опустошенность (запустение). Что же здесь причина, что - следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)
 В последующих строках мы легко находим ответ:
 Вчера ты была у меня…
 Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался  по-другому, потому что "она была" и "казалась женой". Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причем за этими многоточиями –противоположные  думы: первая - что было бы, если бы она осталась? Вторая - что теперь будет и как прожить одному?
 И опять возникает этот верхний предел опустошенности, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.
 А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас еще только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)... Образ "сегодня" в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
 Сегодня идут без конца
 Те же тучи - гряда за грядой…
И вдруг - от туч, от неба, от бесконечности - к совершенно конкретной земной детали:
 Твой след под дождем у крыльца
 Расплылся, налился водой.
 Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот тонущий" след. Это страшно, когда и следа не остается. А остается только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в "серую тьму". Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
 Тотальные тьма и холод! - и внутри, снаружи…
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!"
 "Сроднился". А ведь это сильнее, чем "люблю"… "Воротись" - не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернется. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной - чужой). Но целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
 Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется е действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:
 Что ж! Камин затоплю, буду пить…
 И уж совсем, казалось бы, прозаичное:
 Хорошо бы собаку купить.
 Давайте подумаем: затоплю камин... Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю - заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и воду...  А дом, усадьба - остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?.
Лирическая ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаше, правда, это соотношение гармонично).
 Именно в общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков) лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок Лермонтову: «Выхожу одни я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая нива»). Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта неизбежная (экзистенциальная скорбь):
…Как эта скорбь и жажда быть вселенной!.
 (1916)
…я обречен
 Познать тоску всех стран и всех времён.
(1909)
 На лирическую ситуацию стихотворения «Одиночество» можно посмотреть с другой стороны: прощание с любимой (правда, без самой любимой). Как нам кажется, до такого глубокого трагизма подобная ситуация в лирике Бунина не доведена нигде. Причина этого, вероятно, в состоянии самого поэта 1903 году (об этом говорилось выше)-стечение обстоятельств, определенное распутье, которое ощущал поэт, переживавший личную драму.
 Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы (мысль о том, что земная любовь имеет предел).
А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:
Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мёртвый стук часов
 В молчании осенней долгой ночи
 Мне самому внимать нет больше мочи!
Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
(«Запустение»)
Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.
Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.
О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
Стихотворение состоит из  четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:
И ветер, и дождик, и мгла...
И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывностъ. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и..., и..., и...) и точно выбранному размеру - амфибрахию.
Огромную роль играют здесь и ключевые слова «ветер», «дождь», «мгла», создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется «холодной» метафорой «пустыня воды». Третья строка, кажется, звучит трагичнее:
Здесь жизнь до весны умерла...
“Жизнь умерла" - какой оксюморон. Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: до весны. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.
Почему же современникам Бунина так понравилось именно это стихотворение? Может быть, потому, что это «песня последней встречи». А может современникам Бунина близким оказалось именно состояние души лирического героя – это ощущение перепутья ( или распутья?), то смятение, возможно неясное, которое испытывали многие в смутное предгрозовое время накануне страшных потрясений.  
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»