ГБОУ СОШ № 277 Санкт-Петербург
Рыкунова Елена Львовна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока
«Изображение светского общества в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
10 класс
Цель:
1.Определить идейно-художественное значение эпизодов, в которых идет речь о светском обществе Петербурга и Москвы начала 19 века.
2. Выявить принципы изображения Толстым светского общества.
3. Показать неоднородность светского общества Петербурга и Москвы. 4. Определить авторское отношение к салону Шерер.
Задачи:
1. Проанализировать первые главы первого тома романа-эпопеи «Война и мир».
2. Сопоставить изображение светского общества романа-эпопеи «Война и мир» с высшим светом того же временного периода в других литературных произведениях.
3. Сравнить высшее общество Петербурга и Москвы.
4. Выявить внешние и внутренние (истинные и ложные) черты представителей светского общества.
Тип урока:Комбинированный урок с элементами беседы, дискуссии, практикума.
Технологии: технологии развивающего обучения, информационно–коммуникативные технологии, технология развития критического и аналитического мышления.
Оборудование:компьютер, мультимедийная установка, презентация, видеофильм.
План урока:
1. Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Беседа.
2. Проверка домашнего задания (т. 1, ч. 1).
3. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи.
4. Практикум: работа над сопоставительной таблицей «Высшее общество Петербурга и Москвы».
5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».
6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Беседа.
Слово учителя.
Здравствуйте! Мы продолжаем изучение романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На прошлом уроке речь шла об истории создания этого произведения, об этапах работы над романом, о смене автором идейно-художественного замысла, отраженного в вариантах названия. Сегодня мы обратимся непосредственно к тексту романа-эпопеи и окунемся в сложный мир взаимоотношений, характеров, образов светского общества двух столиц начала 19 века – Петербурга и Москвы.
Запишите в тетрадях число, тему и эпиграф урока. (Слайд 1)
Всмотритесь в содержание слайда. Нет ли в его композиции каких-либо несоответствий, странностей, алогизмов? Как вы можете это объяснить?
(Предполагаемые и желаемые ответы учеников: Несоответствие между названием темы, эпиграфом, картиной – с одной стороны и портретом графа Льва Толстого ( «мужицкая» рубаха, плохо причесанные волосы, неухоженная борода, вальяжная поза) – с другой. Внешний вид автора романа спорит с его социальным происхождением, пренебрегая правилами приличия дворянского общества).
Вспомните, какой образ жизни был принят в семейном укладе графов Толстых?
(Краткий рассказ учеников о «простой» бытовой жизни Толстых в Ясной Поляне и весьма сложной, напряженной духовной).
Как же Лев Толстой относился к высшему обществу? Как его отношение проявилось в описании высшего света в романа - эпопее?
(Предполагаемые очевидные устные ответы учеников).
После устной работы (беседы) учитель дает 2-3 минуты ученикам для записи в тетрадь тезисов проведенной беседы.
2. Проверка домашнего задания – вопросы на знание и понимание текста романа (первых глав тома 1).
Ответьте на вопросы:
1. В каком году был написан роман-эпопея «Война и мир»?
2. Какие исторические события описываются в романе – эпопее?
3. Какой эпизод открывает первый том романа-эпопеи?
4. Перечислите имена героев, с которыми вы познакомились в первой части романа?
5. Чем заканчивается первый том романа - эпопеи?
3. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи.
1) Актуализация знаний:
- Вспомните литературных персонажей первой половины 19 века, которые относились к высшему обществу обеих столиц ( Евгений Онегин, Александр Чацкий и Григорий Печорин). - Каковым было их отношение к балам, приемам, званым вечерам, светским раутам?
- От чего они бежали в деревню, на Кавказ, за границу?
- Каким же изображен высший свет Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым?
(Составление таблицы по сообщениям учащихся – слайд № 2)
- А как изображает высшее общество, приближенное к императорским кругам, Лев Толстой? Как выглядит сам император Александр Первый?
2) Вспомните страницы истории начала 19 века, рассмотрите слайд № 3 и составьте краткую справку.
(Чтение составленных текстов – представлений эпохи начала 19 века)
3) Работа с иллюстрациями и текстом первой главы первого тома.
- Посмотрите на слайд № 4 и определите, на какой иллюстрации художник изобразил Московское высшее общество, а на какой - Петербургское? Объясните, почему?
- Давайте остановимся на изображении высшего общества Петербурга – новой европейской столицы. Поясните, опираясь на текст первых глав, авторский замысел в описании салона Анны Павловны Шерер. (Ответы двух – трех учеников)
- Выберите из текста цитаты для иллюстрации с изображением знати Петербурга («высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили»; «Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам,
прохаживается по заведению… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной… заводила равномерную, приличную разговорную машину»).
Эти цитаты мы расположим на слайде № 5.
4. Практикум: работа над сопоставительной таблицей «Высшее общество Петербурга и Москвы».
1) После внимательного домашнего чтения первых глав романа и расставлении в них важных акцентов, составьте схему (таблицу, опорный конспект), демонстрирующую внешний и внутренний мир людей высшего общества Петербурга. Сделайте вывод.
2) Озвучьте, что у вас получилось (по цепочке учащиеся зачитывают подмеченные ими внешние и внутренние стороны мира петербургской знати и формируют содержание слайда № 6).
3) А теперь вглядитесь в лица, вслушайтесь в речи каждого гостя, назовите их имена, загляните в их души. Что вы увидите там?
- Как изображает Лев Толстой гостей в салоне Шерер? - Какие литературные приемы использует, описывая их? Рассмотрите слайды №№ 7, 8
Ответы учащихся.
3) Запись в тетрадь:
- Особенности портрета у Толстого
1. Первое знакомство с героем дается через его внешность.
2. Глубокое психологическое наполнение портрета.
3. Выражение через портрет смены чувств и настроений.
4. Выделение 1-2 постоянных признаков у персонажа.
- Художественные приемы:
1. «Срывание масок»,
2. Противопоставления и сопоставления.
3. Ирония в авторских оценках.
4. Сложные метафоры и параллели.
5. Обилие французского языка в речи посетителей салона. А в авторском языке – разговорные обороты.
5) Работа над портретами героев.
- Какие постоянные признаки выделяет Толстой в своих героях?
- Кого выделяет среди гостей Шерер Толстой? ( Пьера и Андрея). - Свои ли они в этой гостиной, если судить только по портрету и манере поведения героев? - Как показывает Толстой их чужеродность?
6) Запись в тетрадь. Писателем постоянно подчеркивается разница между тем, что говорят и как говорят герои. Толстой показывает героев в такие моменты, когда само собой проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Писатель как бы срывает со своего героя внешнюю маску.
5. Дискуссия. Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям? Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике.
1) Тезисы дискуссии записываются в тетрадь).
2) Постановка проблемных вопросов.
- Можно ли ограничиться разговором лишь о знати Петербурга? Почему?
- Как вы думаете, о чем еще должна идти речь? (О высшем обществе Москвы)
Рассмотрите слайд № 9.
- Подберите цитаты из гл. 7 – 11 о том, как изображено светское общество Москвы. Запишите свои ассоциации, рассматривая иллюстрацию со слайда. Отличается ли ваше восприятие московского общества от петербургского? Чем?
6. Выводы (закрепление изученного материала):
Светское общество в романе-эпопее Л.Н.Толстого изображено достаточно неоднородным, так как состоит из двух культур Петербурга и Москвы. Иронизируя по поводу морали, царящей в высшем свете, автор остается реалистом, а не сатириком и знакомит читателей не только с нечистоплотными в нравственном отношении людей, но и вполне достойными, порядочными представителями своего круга.
7. Домашнее задание.
1) Перечитать том 1, части 2 и 3.
2) Рассказать о взаимоотношениях в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных.
3) Начать составление цитатной таблицы на тему «Мысль семейная».
Стороны сопоставления |
Болконские |
Ростовы |
Курагины |
? |
|
|
|
? |
|
|
|
? |
|
|
|