Методическая разработка урока литературы в 5 классе
П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Сказ как жанр литературы
Парфенова Любовь Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №159 «Бестужевская» Санкт-Петербурга
Цель урока: раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
Задачи:
- познакомить с особенностями сказа как эпического жанра;
- развивать критическое мышление, умение анализировать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом, навыки оценки и самооценки;
- воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Технологии:
Проблемно - диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развитию критического мышления, формированию коммуникативной культуры.
Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа, созданию проблемно - диалогической ситуации, формированию исследовательских умений школьников.
Оборудование: Мультимедиа-проектор, учебник. рабочая тетрадь по литературе, рабочая карточка учащегося.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Мы познакомились со сказом «Медной горы хозяйка».
Один из исследователей творчества Бажова сказал:
"Молчаливые уральские люди в его сказах заговорили, и оказалось, что язык их странен, но по-своему красив и выразителен" (Елена Харитонова)
- В чем же особенность языка сказов Бажова? Именно об этом вы должны были подготовить рассказ.
Ученик:
Сказ ведется от первого лица. Повествователем является простой рабочий человек, свидетель описанных в сказе событий. Поэтому и язык сказа напоминает устную разговорную речь.
Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: видать (видно), слыш-ко, малость, даровщина, своротить (повернуть) в сторону, цельный (целый), , хворый, обробеть, зазорно, вдосталь.
Встречаются слова с суффиксами, характерными для разговорного стиля речи, в том числе с суффиксом –ТО: «думка-то», «ящерки-то», «в лесу-то», «траву-то», «чаша-то», «чертежу-то», », «малахитом-то», «жена-то», «языком-то»)
Действие происходит на Урале и в сказе много диалектных слов: «шибко» - то есть очень; «нарядить» - отправить на ученье; «худо» - плохо; «выгораживать» - защищать, отговаривать; «сперва» - сначала; «протча» - прочее; «взъедаться» - возражать, сердиться; «маленько» - немного; «ровно» - словно; «чисто» - словно; «привечать» - жалеть )
Действие сказа происходит во времена крепостного права, поэтому мы встречаем много устаревших слов: приказчик, нарядить (назначить), оказать (обнаружить), урок (работа).
Повествователем и героями сказа являются рабочие люди, горные мастера, поэтому много слов, обозначающие горные породы: малахит, медь , алмаз. Но среди названий камней есть и русские разговорные слова: слюдка, желтяка, серебряка,змеевик, королёк, лазоревка.
В сказе простой разговорный язык переплетается с языком приданий и легенд, поэтому много народно-поэтических слов: дума горькая, запечалиться, молвить, не минучей, пол узорчатый, пташки поют - радуют, родимый, сине небушко, скорёхонько и другие.
Язык сказа – живой народный язык.
III. Объявление темы: «Сказ как жанр литературы».
Изучая литературу, посвящённую творчеству П.П.Бажова, можно заметить, что в некоторых критических статьях Бажова называют чудесным сказочником, а в других – сказителем. Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель? Что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос? ( сопоставить сказ и сказку)
- Что нам необходимо сделать, чтобы сопоставить сказ и сказку? ( выявить сходства и различия)
Цель урока: раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
IV. Работа по теме урока.
1. Словарная работа. Сказ и сказка… Насколько близки эти жанры литературы и чем они отличаются?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к глаголу «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И.Даль.
(На карточках: Ска́зывать, сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать.)
Обратите внимание на корни слов «сказ» и «сказка». Сделайте вывод.
Таким образом, «сказ» и «сказка» однокоренные слова, однако есть существенные отличия у этих терминов.
2. Формулировка определения.
Мы хорошо знакомы с таким жанром, как сказка. Сопоставим уже знакомый нам жанр сказки со сказом, используя сказ «Медной горы хозяйка». И начнем с определений.
- Что такое сказка?
Давайте попробуем сформулировать определение сказа (опора на схему).
Сказ – это ____________ жанр, сочетающий элементы ___________ и ______________.
К какому роду литературы относится данный жанр? О каких событиях говорится в сказе? Все ли герои и события сказа реальны?
Запись определения: Сказ – это эпический жанр, сочетающий элементы реальности и народных преданий.
3. Составление таблицы.
Сравнивая место действия в данных произведениях, образы повествователей, героев, язык, мы убеждимся, что сказ и сказка, имея определённое сходство, очень отличаются друг от друга.
П. П. Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».
сказка |
сказ |
вымысел |
«быль с элементами сказочного» |
Кто является автором сказок? Какой можно сделать вывод
Высказывания П.П.Бажова показывают, были ли его сказы только «восстановлением по памяти» или всё же созданием автора. Например, о сказе «Серебряное копытце» писатель говорил: «Рассказы о том, что есть такой козёл с серебряным копытцем, я слышал от Булатова, охотника». Когда Павла Петровича спрашивали о «Огневушка-?»: «А сюжета в таком виде, как в Вашем сказе, Вы не встречали?» Бажов отвечал: «Пожалуй, нет. Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где».
- Какой вывод можно сделать об авторстве сказок и сказов?
авторство |
народные и авторские |
- Образы повествователей
- Кто является рассказчиком сказки? ( сказка передается «из уст в уста»)
В сказке повествователь не свидетель и не участник повествования. Он рассказывает о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой».
- Каким вы представляете повествователя в сказе? (Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей).Какие слова сказа позволяют нам сделать это вывод?
Сделайте вывод, в чем же отличие повествователя сказки и сказа?
повествователь |
|
не является свидетелем или участником повествования |
свидетель или участник действий |
- место действия
- Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь»
«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею»
«За морями, за горами…»
Действие в сказках происходит в вымышленной волшебной стране, в далеком от реальности .
- Как об этом говорится в сказе? Прочитайте.
О месте действия в сказах Бажова мы упоминали — это окрестности существовавших медеплавильных заводов — Полевского и Сысертского (Екатеринбургский уезд Пермской губернии), знаменитое медное месторождение Гумешки.
Сообщение ученика: Гумешки – старейшее на Урале месторождение меди и богатейшее месторождение малахита, открытые крестьянами- рудознатцами в 1702г. В сказах, когда говорится о Медной горе, имеется в виду Гумешевский рудник, который приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня — малахита. Именно этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. Месторождение до наших дней остается действующим.
-Сделайте вывод.(Где происходит действие в сказке? В сказе?)
место действия |
|
Фантастическое, нереальное |
окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки. |
- время
- Теперь постарайтесь самостоятельно устно заполнить данный пункт таблицы.
- Что в сказках говорится о времени событий? («Давным - давно», « Жил когда-то», «долго ли, коротко ли», « однажды…») Можем ли мы определить время действия?
Такое неопределенное время называется абстрактным.(работа со словарной статьей на карточке)
- В какие времена происходит действие сказов? Докажите(отрывки сказа).
Ученик:Сказы переносят читателя во времена крепостного права, когда люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти помещиков, владельцев рудников и заводов. Приказчики, руководившие подневольным трудом рабочих, жестоко обращались с рабочими.
время |
|
абстрактное |
Конкретное: времена крепостного права |
Физкультминутка
- Герои
- Герои сказок очень разные. В сказке мы можем встретить крестьянина и царя, Баба Ягу и Кощея Бессмертного, говорящего ворона и колобка. Что их всех объединяет? (это вымышленные герои)
-Какими качествами обладают главные герои сказок, побеждающие злодеев?
Положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре и справедливости.
-Кто является главным героем сказа?
- Какими качествами характера он отличается? Аргументируйте свой ответ. ( Честность, искренность, смелость, верность)(Чтение эпизодов)
Сделайте вывод. Чем отличаются герои? Что общего?
герои |
|
Вымышленные герои |
реальные люди |
нравственные качества |
Вывод: в сказке и в сказе наиболее ценными представляются такие человеческие качества, как честность, верность, искренность, трудолюбие.
- Фантастические образы
-Какие фантастические существа вам встречались в сказках?
- На какие две группы их можно разделить? ( Положительные-отрицательные)
-Что олицетворяют? (добро-зло)
- Есть ли фантастические существа в сказе?
Вывод: наличие этих фантастических существ, вмешивающихся в жизнь человека, скорее роднит сказ со сказкой, нежели служит отличительной чертой.
- Можем ли мы разделить волшебных героев сказа на положительных и отрицательных? Почему? Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы? Многие боятся её, почему?
Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра? Почему встреча с ней не делает человека счастливым?
(Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.)
- Как помогала Хозяйка Степану? Прочитайте.
-Что олицетворяет? Справедливость.
- В чем отличие волшебных персонажей сказа?
Ученик: Сказы Бажова тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр. Например, сокровищами Медной горы ведает могущественная чародейка, которую так и именуют — по месту обитания - Хозяйкой Медной горы. Всё золото Урала находится во власти огромного змея - Великого Полоза.
Они воплощают несказанную мощь и богатство природы с её бесчисленными загадками и тайнами. Лишь немногим дано понять «душу» природы, только избранные способны «говорить» с грозной стихией на её «языке» и получить «доступ» к ее сокровищам.
Фантастические образы |
|
Добро-зло |
Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр |
Получившаяся таблица.
сказка |
сказ |
вымысел |
описание реальных событий, но с элементами фантастики. |
авторство |
|
народные и авторские |
|
повествователь |
|
не является свидетелем или участником повествования |
свидетель или участник действий |
место действия |
|
Фантастическое, нереальное |
Реальное географическое место: окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки. |
время |
|
абстрактное |
Конкретное: времена крепостного права |
герои |
|
Вымышленные герои |
реальные люди |
нравственные качества |
|
Фантастические образы |
|
Добро-зло |
Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр |
финал |
|
|
|
язык |
|
|
|
4. Выделение общих черт жанров.
- авторство
- волшебство
- фантастические существа
- нравственные идеалы
V. Итог урока.
Продолжите высказывание: Сказ- это…… Сказ и сказка имеют много…… Но в отличие от сказки….
- Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель?
- Какова была цель урока? Достигнута ли она?
-Что вызывало наибольшие затруднения на уроке?
Выставление оценок (самооценка).
VI. Домашнее задание.
1. Заполнить разделы таблицы «Финал», «Язык».
2. Подготовить устный рассказ о сказе как о литературном жанре.
3. По желанию:
- Нарисовать иллюстрацию к одному из сказов П.П.Бажова, подготовиться к ее защите.
- Подготовить устный рассказ о героях одного из сказов П.П.Бажова.
Рабочая карточка учащегося.
Сказ как жанр литературы
СКАЗЫВАТЬ - сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать
|
Сказ – это ______________________ жанр, сочетающий элементы ___________________ и
_________________________________________.
АБСТРАКТНЫЙ - слишком общий, неопределённый, лишённый конкретности, жизненности. |
Сравнительная таблица
сказка |
сказ |
|
|
авторство |
|
|
|
повествователь |
|
|
|
место действия |
|
|
|
время |
|
|
|
герои |
|
|
|
|
|
фантастические образы |
|
|
. |
финал |
|
|
|
язык |
|
|
|