Урок литературы в 10 классе с применением технологии «обучение в сотрудничестве»
Перерождает ли Базарова приближение смерти?
Королькова Светлана Львовна
Тип урока: урок, обобщающий работу над произведением.
Цели и задачи урока:
1. Использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие и сострадание.
2. Вовлечь учащихся в размышления о назначении жизни.
3. Научить видеть позицию автора в художественном тексте.
4. Формировать умение выстраивать взаимоотношения с людьми, сотрудничать в группе.
Эпиграфы:
«Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти». (Платон)
«Не удивляйтесь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я и сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал. Тут был какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то не зависимое от него». (И.С.Тургенев)
Этапы урока:
1. Вступительное слово учителя.
Смерть литературного персонажа значима. Мы знаем немало примеров художественных произведений, завершающихся гибелью героя. Человек перед смертью начинает иначе смотреть на жизнь. Он задает себе вопросы вечные, потому что перед лицом смерти человек беззащитен. Мы с вами на протяжении всего романа следовали за Евгением Базаровым. Были рядом с ним во время его странствий и теперь окажемся рядом с героем в такой трудный для него момент.
2. Аналитическая беседа.
Выступление 1 группы.
- Давайте вспомним, каким мы видели Базарова в первых главах романа, во время его первого круга странствий.
- Что происходит с ним во второй приезд к родителям?
(Чтение и комментарий 27 главы).
«Лихорадка работы с него соскочила…». Слово «соскочила» - характерное для лексикона самого Базарова.
- С чем связаны изменения, произошедшие с Базаровым?
Обобщение: Тургенев проводит своего героя дважды по тем же местам. Однако во время первого круга странствий Базарова мы видим его дерзким, решительным, даже озлобленным. После разрыва с Одинцовой герой меняется, он как бы затихает, догорает.
3. Роль художественной детали в тексте.
Выступление 2 группы.
- Обратите внимание на художественные детали, дающие нам дополнительную информацию.
• Лихорадка работы соскочила.
• Тоскливая скука.
• Глухое беспокойство.
• Странная усталость.
- Походка была твердая и стремительно смелая, а теперь? Дорисуем вместе (вялая, неуверенная).
Обобщение.
Итак, Базаров изменился. С чем это связано? Что такое любовь и смерть в понимании Тургенева?
(Роковые силы, которые вмешиваются в жизнь человека, разрушая ее).
- Задумывается ли Базаров о смерти и смысле человеческой жизни до болезни? (главы 21, 24).
- Мы говорили, что заражение Базарова происходит из-за неосторожности. Неизбежность это или закономерность?
(Любовь приводит к смерти. Возможно, Базаров понимал, когда затеял игру с судьбой).
4. Символика имени.
Индивидуальное сообщение ученика.
Имя Евгений означает «благородный, высоконравственный, самоотверженно честный, открытый». Попечителем Базарова был святой Евсевий, чье имя означает «благочестивый, соблюдающий предписания религии, церкви». Есть разница в символике имен. Праведник Евсевий боролся за веру. Оба они умирают от раны, нанесенной женщиной. Рана, нанесенная Одинцовой, приводит героя к смертельной болезни.
- Каким мы видим Базарова во время болезни? (текст 27 главы)
5. Комментированное чтение.
- Что сообщает Тургенев о физическом состоянии героя?
(«Не вставал, с усилием открывал глаза, попытался встать, голова закружилась, кровь пошла»).
- Это болезнь тела. Каким было душевное состояние героя?
(Он мужествен, спокоен, но только внешне, потому что не хотел умирать, храбрился).
- Что характерно для прозы Тургенева?
(Тайная психология).
- В тексте нет внутренних монологов Базарова. Мы можем только представить, о чем в эти минуты думает герой.
6. Творческое задание.
- Постарайтесь представить состояние Базарова и воспроизведите внутренний монолог героя, используя характерную для него лексику.
(…Я не могу уходить сейчас, столько еще не сделано, нет, дудки, не сдамся без боя, меня не возьмешь просто так, я не распластанный червяк, не мягкотелый аристократишка…)
- Можно ли увидеть героя по-другому? У кого не такое представление о нем?
(…Мои бедные старики, им тяжело, я ничем не могу помочь, но ведь есть еще она…необыкновенная, не такая, как все…)
- Можно ли говорить о перерождении Базарова перед смертью? Возможно ли назвать тот кризис, который произошел в душе Базарова, перерождением?
(Перерождение – это и обновление, преображение, и утрата прежнего мировоззрения).
- Следовательно, не только любовь дала толчок к перерождению, но и смерть. Опять те же две роковые силы.
7. Семантика слова.
Выступление 3 группы.
- Что такое смерть в нашем понимании? Давайте обратимся к значению этого слова. Сделайте записи в тетрадях.
«Смерть – прекращение человеческого существования» (Ожегов).
«Смерть – конец земной жизни, кончина, разделение души с телом. Смерть человека – конец плотской жизни, переход к вечной, духовной» (Даль).
- Чем различаются эти толкования?
(Смерть в первом толковании – это итог, конечная точка, то, после чего уже ничего не остается, страшно становится от этого осознания. Второе толкование дает понятие смерти как физической кончины, но за ней есть другая жизнь – духовная).
- Что для Базарова значила смерть?
(Понимание окончания всего).
- Изменяет ли приближение смерти взгляды Базарова? Обратите внимание на текст романа: «Да, поди, попробуй отрицать смерть…», «Голос старика прервался…», «Проползло что-то страшное…»
- Какие меры предпринимали верующие родители во время болезни сына для его спасения?
(Мать хотела надеть на шею сына ладанку. Василий Иванович «так и рухнул перед образами». Автор говорит, что Арина Власьевна «сидела на низенькой скамеечке и только по временам уходила молиться»).
- Изменилось ли отношение Базарова к родителям? Проявляет ли он свои чувства теперь?
(Да, «он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала». «поцеловал у нее руку». Он становится нежен с матерью. То, что раньше прятал глубоко в себе, теперь уже не в силах скрывать. Появляется «настоящий» Базаров).
8. Комментированное чтение.
- Сам Базаров просит послать за Одинцовой. В последние часы он обращается к тем силам, которые раньше отрицал. Боролся с любовью, подавлял ее в себе, теперь же призывает Анну Сергеевну к себе.
(Чтение эпизода со слов «Станемте говорить правду…»).
- Таким ли мы видели Базарова раньше? Почему он стал другим?
(Теперь он откровеннее, человечнее, потому что знает, что умирает. Он не может вести себя иначе).
- Характерны ли некоторые выражения для лексикона Базарова? Что нас удивляет?
(«Дуньте на умирающую лампаду», - говорит Базаров. Это не его стиль, он сам просил Аркадия не говорить красиво).
- Раскроем идейно-художественный смысл этого высказывания.
Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконой.
Лампада – это метафора. Заканчивается человеческое существование, угасает жизнь. Знак христианской кончины.
(Возможно, герой в этот момент чувствует, что ему уже не суждено будет говорить с той, кого он любил).
Запись в тетрадях.
Последние минуты важны: Базаров такой же человек, как и другие. Любовь, смерть, красота – важнейшие законы и для Тургенева, и для Базарова. Герой позволил себе книжную фразу, так как нет впереди того, от чего отказывался прежде.
- Стал ли Базаров другим?
- Кто же умирает нигилист или романтик?
- Состоялось ли его перерождение?
(Да, мы видим его другим, абсолютно незачем теперь притворяться. Убеждения тоже никому в такие минуты не нужны. Наверное, Базаров меняется).
Чтение и комментарий: «Базарову уже не суждено было просыпаться…»
- Какие чувства мы испытываем к герою?
- Как воспринимаем смерть Базарова? Только ли как смерть литературного персонажа?
- Когда он стал нам ближе и понятней?
(Конечно, нам жалко Базарова, его смерть случайна и нелепа. Мы переживали за него, забывая, что он придуман Тургеневым. Казалось, что он был живым человеком. Понятен этот образ стал только в финале).
9. Слово учителя.
Профессор М.М.Дунаев в книге «Вера в горниле сомнения» дает такую оценку образа героя: «Да, Базаров обладал мощным разумом, и пока его мозг мог владеть ситуацией, он помогал гордецу достойно и мужественно противостоять надвигающемуся концу. Но стоило рассудку отступить – и проявилось то, что он так упорно подавлял. И ужас душевный проявил себя в момент совершения таинства, когда душа помимо собственной воли оказывается ближе к тому неведомому, что в обыденной обстановке она может и не ощущать».
Смерть всегда трагична, тем более в молодом возрасте. Она заставляет о многом задуматься. Вот и стихотворение М.И.Цветаевой о тех, кто уже ушел, исчез.
(Ученица читает стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…»)
- Запишите в тетради ключевые слова и словосочетания, которые созвучны роману «Отцы и дети».
(«Исчезну, но что-то останется», «любовь и вера»).
- Есть даже общие символы: виолончель, звук колокола.
10. Подведение итогов.
- Размышления о смерти заставляют человека пристальнее вглядеться в свою жизнь, помогают осмыслить поступки и оставляют надежду на перерождение.
11. Домашнее задание.
1. Ответить письменно на вопрос, поставленный в названии темы урока.
2. Почему Тургенев заканчивает свой роман смертью героя?
3. Как отвечает на эти вопросы в своей статье «Базаров» Д.И.Писарев?