Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Использование межпредметных связен на уроках русского языка и литературы

Николаева Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
школы №110 города Санкт-Петербурга.

Уроки русского языка и литературы - это уроки, которые неразрывны между собой.

Уроки литературы - уроки человековедения, уроки постижения прекрасного, восхищения им, уроки гуманизма. На уроках русского языка мы, в первую очередь, изучаем слово, без которого не было бы ни литературы, ни истории, ни других предметов.

На уроках литературы большое внимание мы обращаем не только на сюжетную сторону произведений о героях и героическом времени, но и на язык авторов. При изучении сказок, былин, исторических художественных произведений («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капи-танская дочка» А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого и др.) мы сталкиваемся с уста-ревшими словами или оборотами речи, которые либо совсем выпали из нашей речи, либо претерпели со временем изменение и в произношении и даже в лексическом значении. Ес-ли не объяснить учащемуся тот или иной оборот речи, ему не понятен будет смысл произ-ведения.

Письменная речь русских писателей богата тропами и фигурами. Анализ таких слов и обо-ротов, как «Русь могучая, Родина-мать, земля-матушка, Волга-реченька, поле чистое, луж-ки зелёные» прививает учащимся бережное отношение к родному слову. И на уроках русского языка и на уроках литературы мы изучаем эпитеты, метафоры, сравнения : «Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас моря зелёные, реки синие, у нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые»

Изучение фольклора происходит в музее «Русская изба», где мы видим предметы быта 18-19 веков. Здесь мы проводим литературные мероприятия: Святки, Рождество, Пасха - знакомимся с колядками святочными и рождественскими, разбираем слова: крашенки, писанки, -откуда пришли к нам слова : святки, пасха, рождество, -чем отличаются праздники Ро-ждество и Новый год. На уроках русского языка пишем сочинения о происхождении праздников и сочинения-описания помещения («Русская изба» на примере нашего музея, домика няни А.С.Пушкина, избы Самсона Вырина (А.С.Пушкин «Станционный смотритель») На уроках русского языка в 10 классе повторение орфографии идёт по текстам русских пи-сателей первой половины 19 века. В 11 классе при углублённом изучении пунктуации мы берём тексты русских писателей второй половины 19 века и тексты И.А.Бунина, А.А.Блока, М.Горького, М.А.Шолохова.

Так же хорошо прослеживается межпредметная связь не только уроков русского языка с уроками литературы, но и с уроками истории. Например, при изучении «Повести временных лет» или «Слова о полку Игореве» на уроках литературы наблюдаем тесную взаимосвязь истории с повестью и словом.

Очень жаль, что изучение художественных произведений происходит гораздо раньше знакомства учащихся с историей того времени, которое нарисовано мастером слова. На учителя словесности падает двойной груз: прежде чем начать анализ прочитанного, необходимо рассказать о писателе, о том времени, когда он творил, и о тех событиях, кои запечатлены в произведении. Не зная истории происходящего, невозможно понять произведение, понять, почему так, а не иначе поступил тот или иной герой (или герои).

А говорить о значении произведения 18-20 в.нельзя, если плохо разбираешься в современ-ной жизни.

- Нужно ли изучать комедию Н.В.Гоголя «Ревизор»?

- Да, так как она злободневна и в наш 21 век.

Межпредметная связь литературы и истории очень хорошо прослеживается и во внеурочных мероприятиях: «Поэты-декабристы», «А.С.Пушкин и декабристы», литературно-исторические викторины.

Изучение литературы тесно связано и с музыкой. Когда мы знакомимся с поэзией А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, обязательно слушаем музыкальные произ-ведения, созданные на слова этих поэтов. Было проведено литературно- музыкальное мероприятие «Поэзия А.С.Пушкина в музыке».

На уроках русского языка и на уроках литературы мы знакомимся и с живописью : на уроках РР пишем сочинения по картинам, соответственно знакомимся с биографией художника, с историей написания полотна, посещаем, по возможности, музеи, где находятся картины этого художника. На уроках литературы рассматриваем иллюстрации к художественным произведениям, разбираем их, создаём свои иллюстрации (на уроке, домашнее задание, на уроке ИЗО), делаем выставки.

На уроках русского языка мы много отводим времени на словарно-орфоэпическую работу. Словарные и орфоэпические диктанты состоят из трудных слов, часто встречающихся в нашей жизни, и терминов, слов, которые употребляются на других предметах: лаборатория, параллель, сюита, композитор, интерьер, сиреневый, президент, Государственная Дума и тД.

Какие же задачи обеспечиваются межпредметными связями в содержании образования?

Дать учащимся целостную картину мира, сформировать качества личности, которые позво-ляют успешно адаптироваться в обществе.

Межпредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, способствуют выделению, как главных элементов содержания- образования, так и взаимосвязи между учебными предметами, предполагают не только согласованность программ, но и их взаимопроникновение.

Исследователи выделяют следующие критерии отбора межпредметных связей:

1. Факты и явления, без которых невозможно изучить предмет (например, для повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» это история пугачёвского восстания, для философской лирики Ф.И.Тютчева - представление о натурфилософии Шеллинга).

2.Факты и явления, поясняющие или иллюстрирующие материал (например, изучая классицизм, учащиеся обращаются не только к произведениям литературы, но и к живописи, скульптуре, архитектуре и т.д.).

З.Факты и явления, оказывающие эмоциональное воздействие (например, знакомство с творчеством С.А.Есенина можно начать с кадров фильма «Завтра была война». Они спо-собствуют более глубокому пониманию трагедии непонятости поэта, более сильному воз-действию на читателя).

4.Использование приёмов учебно-продуктивной деятельности и навыков, сформированных на уроках по другим предметам.

Межпредметные связи реализуются по двум основным направлениям:

1 .Содержааие учебного процесса

2.Организация учебно-познавательного процесса.

В современной школе достаточно широко применяют следующие формы организации учебно-познавательного процесса на основе межпредметных связей:

- редактирование текста;

- анализ поэтического синтаксиса;

- стилистический и комплексный анализы художественного текста;

- сравнительно-сопоставительный анализ текста перевода и оригинала;

- подстрочный и художественный перевод иноязычных текстов;

- исторический комментарий к художественному тексту;

- тестирование на основе художественного текста;

- сравнение произведения словесного творчества и его музыкального воплощения;

- оркестровка художественного текста;

- подбор музыкальных иллюстраций к художественному тексту;

- словесное рисование;

- иллюстрирование художественного текста.

В средних и старших классах возможно применение коммуникативно-группового метода обучения. Групповой метод позволяет при минимальном количестве времени выполнить максимальный объём работы, формирует навыки общения, способствует самореализации

каждого ученика, снимает психологический синдром тревожности, создаёт эмоциональный комфорт. Его реализация возможна в следующих формах:

* дискуссия

* игра

* ролевая игра

* литературная гостиная

* урок-посиделки

* викторина

* «Умники и умницы»

* презентация.

Таким образом, следует ещё раз обратить внимание на то, что использование межпредметных связей на уроках поможет не только заинтересовать учащихся, но и углубить их знания по данному предмету и расширить знания по предмету, с которым ведётся тесная взаимосвязь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»