Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка урока (урок рассчитан на пару - 1,5 часа)

Серебряного века силуэт

Трифонова Наталья Васильевна

  Цели:

1.      Рассмотреть характерные черты поэзии «Серебряного века», познакомить учащихся с творчеством поэтов этого периода.

2.      Развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме.

3.      Воспитывать любовь к русской литературе, сплоченный коллектив, чувство прекрасного,  нравственно-философское осмысление истории и литературы.

Задачи: определить основные границы явления и его представителей, показать атмосферу “серебряного века”.

Оборудование: репродукции картин художников “серебряного века”, записи музыкальных произведений (музыка фоном), запись чтения   А. А Ахматовой своих стихов, сборники стихов, презентация.

Тип урока – урок первичного усвоения материала

Основополагающий вопрос: «Почему Серебряный век, который длился всего лишь 25 лет, дал такое огромное количество талантливейших людей?»

Эпиграф:  

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

Н.Гумилёв

 

 

Ход урока

Слайд 1

Слово учителя

Мы прослушали только что стихотворение Анны Ахматовой «Муза» в авторском исполнении.

 I. Организационный момент:    Приветствие, сообщение темы и  цели занятия, задачи, запись темы и эпиграфа (3 мин.)

II. Домашнее задание (2 мин)

Написать мини-сочинение на тему

  1. Основные направления модернизма.
  2. Поэтессы Серебряного века.
  3. Ведущие темы поэзии Серебряного века.

Слово учителя  (10 мин)

 Мы не впервые с вами слышим  термин Серебряный век, вы егоуже слышали, когда посетили музей-квартиру  Блока. И имена многих поэтов, о которых сегодня пойдёт речь вы тоже уже слышали не только, конечно, на экскурсии, но и, наверное, на уроках литературы в школе.

 Когда столетие клонится к закату, люди невольно оглядываются на его восход, хотят уяснить себе, чем же всё-таки был век “неслыханных перемен, невиданных мятежей”.

Слайд №2

Говорят, искусство - лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведёт историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, её настроение. Начало прошлого века - истинная загадка истории.

Некоторые специалисты считают, что искусство начала 20 века мы знаем не больше, чем музыку позапрошлого столетия. Оценки потомков никогда не совпадали с самооценками деятелей эпохи, а трагически прекрасный 20 век, наверно, будет переосмысливаться, пока живо человечество. Приходит пора символического осмысления его начала

 Сегодня мы сделаем для себя новые открытия в области русской культуры. Это поможет нам при изучении большой и очень интересной темы “Поэзия Серебряного века”. Во время занятия будет звучать музыка самых маститых композиторов Серебряного века: Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, а репродукции картин художников Серебряного века, таких как Сомов, Серов, Врубель, Бенуа,  вы сможете увидеть сегодня на стенах нашего кабинета.

Слайд № 3.  На фоне музыки  А. Скрябиначтение стихотворения А. Блока Читает студент.

Новая культура проявляется, прежде всего, в новом поэтическом слове. Двадцатые годы были высочайшей приливной волной русской поэзии, такого ”девятого вала” 20 век больше не знал. Ни с чем не сравнимо это время и по разнообразию творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.

   Не правда ли, достаточно сложно найти в  разнохарактерных явлениях искусства некий “общий знаменатель”. Однако еще древнегреческий философ Гераклит сказал, что из контрастов рождается прекраснейшая гармония. Единство искусства “серебряного века” – в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося. Это была гармония противоположностей, рожденная культурой особого рода, культурой грани веков. 

 

 - Если мы говорим сегодня о Серебряном веке, то каким был предыдущий?

Слайд №4

Ответ   учащихся

  “Золотой век”, век русской культуры.

 - Кто относится к золотому веку?

К золотому веку относятся  поэты и писатели 19 века - А.Пушкин, М. Лермонтов и др.

Слово учителя

Правильно, и по аналогии с «золотым веком» был назван другой век, давший немало талантливых и разнообразных по творчеству поэтов. Обратите внимание, как  недолго длился Серебряный век (1892-1917).

Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам,  Андрей Белый, Велимир Хлебников, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Сергей Есенин и другие.  Сейчас кажется невероятным, что Демьян Бедный был известнее Сергея Есенина.

По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением  «золотого века». Так говорил Н. Оцуп, а Н. Бердяев назвал этот период Русским культурным Ренессансом.

Слайд №5

Не случайно я назвала наш урок “Серебряного века силуэт”: нашей задачей не будет являться охватить все искусство “серебряного века” полностью, подробно, мы постараемся его увидеть, услышать, почувствовать с помощью поэтов и поэзии этого периода.

Слайд  № 6

Начало века дало такое количество

талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд  на черном бархате ночного неба

 

Слайд № 7

Посмотрите, пожалуйста на слайд,(Слайд №7) мы уже упомянули в обзорной теме об искусстве слова конца 19 начала 20 века, что понимание роли  и места человека в мироздании у реалистов и модернистов было разное, что же представляет собой модернизм, что значит этот термин, давайте запишем.(слайд №8)

 

Слайд №8Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) литературное направление, которое  не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.

 

О том, что же собой представляли течения, входившие в модернизм, нам расскажут ребята, которые должны были подготовить небольшие доклады на тему символизма, акмеизма и футуризма, об имажинизме мы поговорим с вами позднее в рамках изучения творчества С. Есенина, который   к этому течению примкнул.Конечно, были и поэты, которые не принадлежали ни какому течению, например, Марина Цветаева, Иван Бунин, они были вне групп, однако большинство поэтов принадлежало тому или иному течению.

Но прежде чем перейдём к этим течениям модернизма, давайте перерисуем табличку

 (Слайд №9)

На фоне музыки С. Рахманинова

IV. Реализация индивидуального задания (55 мин)

Слайд № 10

Итак, символизм, о нем нам расскажет студент.

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ -многозначное иносказание.  

Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Дмитрий Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы: Жизнь, Смерть, Бог.

Тематика произведений:

•         отрицание действительности( мир- зверинец, тюрьма, келья);

•         жизнь- сон, игра теней;

•         самообожествление;

•         метание человека от мрака к свету (мотив качелей);

•         одиночество;

•         Вечная Женственность, Душа мира

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Жизнь этого литературного направления растянулась на два поколения поэтов: «старшие» и «младшие» символисты.

Слайд № 11

К старшим символистам относились Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. Старшее поколение ориентировалось на впечатление читателя, оттенки слова и красоту формы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение  В. Брюсова «Юноша бледный со взором горящим…».

Слайд № 12

Младшее поколение символистов или они называли ещё себя «младосимволистами», основывалось на соловьевской «Метафизике единства», создавало собственно поэтику символа, наполненную конкретным философским содержанием.

 (Слайд  13) К ним относились Александр Блок, Андрей Белый. Философия о Мировой Душе и Вечной Женственности Владимира Соловьева нашла отражение в их поэзии, особенно ярко это выразилось в  творчестве А. Блока. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»  

   Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн.  Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.

Слово учителя:

Мы с вами пронаблюдали одно из направлений в русской литературе – символизм, «туманный и запредельный». Спасибо, а о футуризме нам расскажет студент.

Слайд № 14  На фоне музыки С. Прокофьева

 

ФУТУРИЗМ, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале ХХ века.

  Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее (от лат. “футур”- будущее).

 Футуристы выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором говорили:

•         «Мы отрицаем правописание»;

•         «Мы расшатали синтаксис»;

•         «Нами уничтожены знаки препинания»

•         «Мы новые люди новой жизни»

•         «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности»

Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов ХХ века - “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”.

   Слайд № 15  Давид Бурлюк, Велимир Хлебников вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых составили группу кубофутуристов или   “Гилею”. Игорь Северянин, Александр Вертинский вошли в  группу эгофутуристов.

 Слайд № 16   Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу общества. Они шокируют своим поведением, необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Главная цель творчества футуристов - побуждение к действию,  они экспериментируют, переделывают. Для них нет ничего формального, всё относительно.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова

Слайд № 17 Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.
Наиболее ярко это выражено в стихотворениях Маяковского.   Стихотворная речь Маяковского наиболее приближена к разговорной. Он также первый осмелился ввести грубую речь с улицы в поэзию. И она становится музыкой. И даже самые романтические образы у него звучат по-новому, особо, что сразу даёт нам представление, кто автор этих строк.

Слайд № 18 Стихотворение «Послушайте!» одно из таких.  

  Для футуризма характерно было бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Они полны решимость забыть всё старое и строить новое и светлое, нужное. Так вошёл в Россию футуризм.

 Слово учителя:

  Об акмеизме нам расскажет студент

Слайд №19. На фоне музыки А. Скрябина

 АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению.    Основные принципы акмеистов:

•          отказ от мистической туманности, приятие мира во всем        его многообразии, звучности, яркости;

•          четкость образов;

•          обращение к прошлому (образы из мифов, из русской истории)

Слайд № 20 В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
Собственно акмеистическое объединение было не велико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также Анна Ахматова, Осип Мандельштам,   Владимир Нарбут и др. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение “областью неведомого”.

Слайд № 21 Отрывок из стихотворения  Н. Гумилёва «Озеро Чад»  

Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях
.  

 Слайд № 22. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…» в исполнении автора.

 Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем - то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.  

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

Слово учителя:

Спасибо. Итак, мы с вами познакомились с основными направлениями в модернизме, увидели их представителей, основные темы, прослушали произведения поэтов таких разных направлений. Давайте теперь кратко подведём итог. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

 Слайд № 23

 V. Закрепление( 15 мин)

Вопросы:

  1. Когда возник акмеизм? (1913-1914)
  2. Кто из поэтов принадлежал к этому направлению? (Н.Гумилёв и С.Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам,   Владимир Нарбут)
  3. Почему акмеисты противопоставляли себя символизму? (Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, как у символистов)
  4. Каково значение термина “акмэ”? (остриё, вершина, ясность)
  5. Как ещё называли акмеизм? Какой термин использовали? (адамизм, подразумевающее “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”)

6.      Какие принципы акмеизма можете назвать? (отказ от мистической туманности, приятие мира во всем        его многообразии, звучности, яркости; четкость образов; обращение к прошлому (образы из мифов, из русской истории)

  1. Кто дал теоретические основы символизма? (Д.Мережковский)
  2. Какова цель символизма, по мнению Д.Мережковского?( По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу )
  3. Назовите основные темы символизма? (На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.)
  4. Кто из поэтов относился к «старшим символистам»? (К старшим символистам относились Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус )
  5. Кто составлял группу «младосимволистов» ? (Андрей Белый, Александр Блок и др.)

12.  Когда появился футуризм, кем он представлен? (ФУТУРИЗМ, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале ХХ века.    Давид Бурлюк, Велимир Хлебников вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых составили группу кубофутуристов или   “Гилею”. Игорь Северянин,  Александр Вертинский вошли в  группу эгофутуристов.

  1. Какую идею выдвигают футуристы? (Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир)
  2. Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала? (Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу общества,  поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. )  
  3. В чем суть статьи футуристов “Пощечина общественному вкусу”? Что предлагают футуристы и о чём они там говорят? (Футуристы выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором говорили: «Мы отрицаем правописание». «Мы расшатали синтаксис». «Нами уничтожены знаки препинания».«Мы новые люди новой жизни». «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности»)

Слово учителя:

В смене направлении модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов до отрицания её у акмеистов и преобразования у футуристов.

  VI. Подведение итогов урока, выставление оценок (5 мин)

 

 


Приложение

5. Рефлексия:

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

Давайте с вами подвёдем итог и сравним по отношению к миру, к слову, к предназначению поэта три модернистских течения,  о которых сегодня говорили. Слайд № 25(10 мин)

 

 

Коровин, Васнецов - москвичи; Бенуа, Грабарь, Сомов - петербуржцы; ещё - Врубель, Нестеров, Серов, Кустодиев и др


План открытого урока по литературе «Серебряного века силуэт» в группе 171 ,место проведения каб. 300 Давыдовой Н. В.(2 урока)

Цели:

  1. Рассмотреть характерные черты поэзии «Серебряного века», познакомить учащихся с творчеством поэтов этого периода.
  2. Развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме.
  3. Воспитывать любовь к русской литературе, сплоченный коллектив, чувство прекрасного,  нравственно-философское осмысление истории и литературы.

Задачи: определить основные границы явления и его представителей, показать атмосферу “серебряного века”.

Оборудование: репродукции картин художников “серебряного века”, записи музыкальных произведений (музыка фоном), запись чтения   А. А Ахматовой своих стихов, сборники стихов, презентация.

Тип урока – урок получения нового материала

Основополагающий вопрос: «Почему Серебряный век, который длился всего лишь 25 лет, дал такое огромное количество талантливейших людей?»

Эпиграф

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

Н.Гумилёв

 

 

Ход урока

I. Организационный момент(3 мин): приветствие, сообщение цели занятия, задачи, запись эпиграфа, постановка основополагающего вопроса.

II. Домашнее задание (2 мин)(на доске)

Написать мини-сочинение на тему

  1. Основные направления модернизма.
  2. Поэтессы Серебряного века.
  3. Ведущие темы поэзии Серебряного века.

III. Слово учителя (10 мин) – вступительное слово, знакомство с терминами «модернизм», «Серебряный век»

IV. Реализация индивидуального задания (55 мин.) – сообщения учащихся о символизме, футуризме, акмеизме, чтение стихов.

V. Закрепление (15 мин)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок (5 мин.)


Приложение

Рефлексия

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл  для себя…

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …


 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл  для себя…

 

 

 

 

 

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл для себя…

 

 

 

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…

 

 

 

 

 

 

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…

 

 

 

 

 

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…

 

 

 3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…

 

 

 

 

 

 

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл  для себя…

 

 

 

 

 

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

 

 

 

 

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл для себя…

 

 


СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ -многозначное иносказание.  

Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Дмитрий Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы: Жизнь, Смерть, Бог.

Тематика произведений:

•         отрицание действительности ( мир- зверинец, тюрьма, келья);

•         жизнь- сон, игра теней;

•         самообожествление;

•         метание человека от мрака к свету (мотив качелей);

•         одиночество;

•         Вечная Женственность, Душа мира

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Жизнь этого литературного направления растянулась на два поколения поэтов: «старшие» и «младшие» символисты.

К старшим символистам относились Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. Старшее поколение ориентировалось на впечатление читателя, оттенки слова и красоту формы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение  В. Брюсова «Юноша бледный со взором горящим…», его прочитает Горбов Александр.

Младшее поколение символистов или они называли ещё себя «младосимволистами», основывалось на соловьевской «Метафизике единства», создавало собственно поэтику символа, наполненную конкретным философским содержанием.

К ним относились Александр Блок, Андрей Белый. Философия о Мировой Душе и Вечной Женственности Владимира Соловьева нашла отражение в их поэзии, особенно ярко это выразилось в  творчестве А. Блока. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А Блока «Вхожу я в темные храмы…» , которое нам прочитает Юрий Елизаров.

   Поэзия символистов- это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн.  Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.

ФУТУРИЗМ, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале ХХ века.

  Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее (от лат. “футур”- будущее).

 Футуристы выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором говорили:

•         «Мы отрицаем правописание»;

•         «Мы расшатали синтаксис»;

•         «Нами уничтожены знаки препинания»

•         «Мы новые люди новой жизни»

•         «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности»

Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов ХХ века - “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”.

   Давид Бурлюк, Велимир Хлебников вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых составили группу кубофутуристов или   “Гилею”. Игорь Северянин, Александр Вертинский вошли в  группу эгофутуристов.

 Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу общества. Они шокируют своим поведением, необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Главная цель творчества футуристов - побуждение к действию,  они экспериментируют, переделывают. Для них нет ничего формального, всё относительно.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова, его прочитает Александр Новичков.

Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.
Наиболее ярко это выражено в стихотворениях Маяковского.   Стихотворная речь Маяковского наиболее приближена к разговорной. Он также первый осмелился ввести грубую речь с улицы в поэзию. И она становится музыкой. И даже самые романтические образы у него звучат по-новому, особо, что сразу даёт нам представление, кто автор этих строк.

Стихотворение «Послушайте!» одно из таких. Его прочитает Рамиль Маметов.

  Для футуризма характерно было бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Они полны решимость забыть всё старое и строить новое и светлое, нужное. Так вошёл в Россию футуризм.


АКМЕИЗМ- модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению.    Основные принципы акмеистов:

•          отказ от мистической туманности, приятие мира во всем        его многообразии, звучности, яркости;

•          четкость образов;

•          обращение к прошлому (образы из мифов, из русской истории)

В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
Собственно акмеистическое объединение было не велико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также Анна Ахматова, Осип Мандельштам,   Владимир Нарбут и др. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение “областью неведомого”.

Отрывок из стихотворения  Н. Гумилёва «Озеро Чад» прочитает нам Селиванов Ваня

Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях
.  

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…» в исполнении автора.

 Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем - то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.  

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»