Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок литературы в 10 классе

Двойники Раскольникова в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Четверикова Виктория Константиновна,
учитель
Цели урока:
- развитие мыслительных, аналитических способностей учащихся, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитание нравственных качеств – гуманности, милосердия как противоядия от жестокости и эгоизма.
Компетенции:
- Ценностно-смысловые, 
- Общекультурные,
- Учебно-познавательные,
- Информационные,
- Коммуникативные -
на протяжении всех этапов урока.
Формы работы:
- коллективная (фронтальная) при обсуждении,
- индивидуальная (при ответах на опросных листах)
- личностно-ориентированные
Применяемые методы:
- словесный (на основе высказывания учащихся),
- практический (работа с опросными листами),
- метод исследования – сопоставления образов.
Средства обучения:
- образная схема на доске,
- индивидуальный раздаточный материал для анализа и выбора эпиграфа к уроку,
- мини-проекты и презентации, созданные учащимися.
Проблема:
1. Доказать двойственность, «расколотость» характера главного героя, которую усиливает сопоставление с двойниками.
2. Разрешить вопрос: как тема сегодняшнего урока связана с пониманием основной идеи романа?
3. Выбрать эпиграф к уроку.
 
Ход урока:
I. Вступление. Слово учителя (задача перед учениками на уроке)
На предыдущих уроках увлеченные сюжетом, судьбами героев, спорами о теории Раскольникова, мы совсем упустили главное – что хотел донести до читателей автор? Какова главная идея романа? Сегодняшний урок позволит нам перейти к пониманию главной идеи романа «Преступление и наказание». Дома вы должны были выразить свое отношение к теории Раскольникова с помощью эссе, презентации или плаката.
II. Проверка домашнего задания
– опрос-отчет учащихся об отношении к теории Раскольникова.
- Выступление ученицы 10 класса с отрывком из собственной исследовательской работы по теме «Роль картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертый Христос во гробу» в романе Достоевского «Идиот» и в фильме Павла Лунгина «Дирижер». Рассказ о картине.
 
Проблемная ситуация: как эта презентация связана с содержанием сегодняшнего урока?
 
 
III. Беседа о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
- Верна или ошибочна теория Раскольникова? Этот вопрос все еще остается открытым. Мы продолжим поиск ответов на него, пытаясь рассмотреть основных персонажей романа через призму теории Раскольникова.
Задание для учащихся. Перечислить, какими личными качествами может обладать  абстрактный преступник. (Предполагаемые ответы: жестокий, хладнокровный, расчетливый и т.п.)
Аналитическая беседа:
На доске в столбик выписываются наиболее частые ответы учащихся, затем все эти качества поочередно примеряются на Раскольникова, Лужина, Свидригайлова.
Каждый ответ подтверждается примерами из текста (говорят учащиеся, опираясь на домашнее задание).
В результате такого анализа приходим к парадоксальному выводу: Раскольников, совершивший в романе преступление, не вписывается в рамки «преступника», тогда как «добропорядочный» Лужин подходит практически по всем пунктам. Более сложно обстоит дело со Свидригайловым, поскольку доподлинно не доказаны его преступления и о его нравственных качествах можно много дискутировать.
Вопросы к классу: Каково значение такого сопоставления героев? На какие выводы оно нас наталкивает? (Лужин и Свидригайлов, согласно теории Раскольникова, «сильные мира сего», но они отвратительны Раскольникову. Тогда к чему же он стремится? Готов ли он стать таким же? Самостоятельные выводы ребята записывают в тетради).
IV. Беседа об антиподах Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Вопрос к учащимся. Кого из персонажей романа, согласно теории Раскольникова, мы должны отнести к «тварям дрожащим»? (Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Разумихин, Порфирий Петрович). Можно ли этих персонажей назвать антиподами? Или они двойники  другой стороны души главного героя?
Задание для учащихся. Перечислить, какими личными качествами может обладать  человек, которого мы назовем слабым.
На доске в столбик выписываются наиболее частые ответы учащихся, затем все эти качества поочередно примеряются на Соню, Дуню и опять же на  Раскольникова. Каждый ответ подтверждается примерами из текста (говорят учащиеся, опираясь на домашнее задание). В результате анализа выясняется, что Соню, Дуню к слабым, к «тварям дрожащим», отнести нельзя, поскольку их личные качества (способность к состраданию и самопожертвованию, доброта, искренность, способность любить) больше соответствуют понятию «сильный» человек.
- Почему образ Раскольникова анализируется и среди двойников, и среди «антиподов»?
Какое значение заключается в фамилии Раскольникова?
 
V. Идея романа (чтение пометок Достоевского из черновика).
- Как вы думаете, что хотел сказать своим читателем автор романа «Преступление и наказание»?  Какова главная идея этого произведения?
- Какие из предложенных цитат могли бы стать эпиграфом к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.
- Как содержание сегодняшнего урока связано с презентацией о картине Ганса Гольбейна Младшего?
 VI. Заключительное слово. Оценки. Домашнее задание. Сбор листов с ответами.
Домашнее задание:
  1. С помощью каких приемов автор высказывает основную идею романа?
  2. Символика романа «Преступление и наказание»: говорящие имена и фамилии, цветовые и цифровые символы.
 
 
 
 
К части V «Размышления над идеей романа»
 
Какое из предложенных ниже высказываний могло бы стать эпиграфом к сегодняшнему уроку и почему.
 
«Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя».
Ф.М. Достоевский
«С какой лёгкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит доброе дело».
Б.Паскаль
«Мысль эта, доведённая до конца (в романах Достоевского), - все за всех виноваты, я виноват за всё дурное, что только есть в мире».
А.В. Чичерин
«Всяк о себе сам помышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть».
Свидригайлов - Раскольникову
«Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, - невозможно. Закон личности на Земле связывает. Я препятствует. Между тем высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна».
Ф.М. Достоевский
 «Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, т. е., не приносил любовью жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и называет это состояние грехом».
Ф. М. Достоевский (запись в день смерти жены).
 «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание <… > приобретается опытом prо и contra, которое нужно перетащить на себе страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания».
Ф.М. Достоевский
в черновике романа «Преступление и наказание» под словами «идея романа».
 
Ф.М. Достоевский в черновике «Преступления и наказания» последняя строчка романа имела вид. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».
 
«Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Евангелие от Иоанна XII,24.
Эпиграф к "Братьям Карамазовым"
слова, высеченные на могиле Достоевского
 
«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».
Ф.М.Достоевский
«Если Бога нет, то все дозволено».
Ф.М.Достоевский
 
 
 
 
 
Приложения к уроку
 
Опросные листы
 

 
Образ Ключевые слова Что я чувствую?
   Микротема 1(……………………………………………………….)
 
 
«Сильные мира сего»
 
 

 
 
 
 

 
 
Микротема 2(………………………………………………………….)
 
 
«Твари дрожащие»
 
 
 
 

 
 
  Микротема 3(…………………………………………………………)
 
 
Раскольников
 
 
 
 

 
 
Вывод  
 

 
 
Задание к уроку
  1. Выразить свое отношение к теории Раскольникова «крови по совести»: это может быть эссе (эмоциональное мини-сочинение), презентация, видеоролик, листовка, плакат и т.д. Работу можно выполнять как самостоятельно, так и группой.
  2. Прочитать указанные ниже эпизоды и составить цитатную характеристику Лужина и Свидригайлова.
Эпизоды о Лужине:
- ч.1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери)
 - ч.2, гл. 5 (1-я встреча Лужина с  Раскольниковым)
- ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней а Петербурге)
- ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки).
 
Эпизоды о Свидригайлове:
- ч.1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Свидригайлове из письма матери)
- ч. 4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым); Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать из текста романа)
- Зачем Свидригайлов добивается встречи с Дуней? Как распоряжается своим «наследством»? В какое путешествие собирается и почему? Какие сны видит накануне «путешествия»?
- Почему Свидригайлов считается одной из самых загадочных фигур романа?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»