Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Рассказ Гузели Яхиной «Винтовка»
Малышева Татьяна Юльевна
Несколько причин побудили выбрать для обсуждения на уроке литературы рассказ Г.Яхиной «Винтовка»:
-  заставляет волноваться и следить за сюжетом;
- утверждает вечные ценности в их противоречии: разум-чувства, жизнь-смерть, добро-зло, война-мир, дом-бездомье;
- художественные особенности маленького рассказа.
 
Вопросы, предложенные учащимся.
- О чём рассказ?
- В чём особенность маленького рассказа?
- Какие мотивы, смыслы развиваются в рассказе?
- Какие стилистические особенности обнаружили в рассказе?
 
В прошлом году обсуждали роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза», поэтому имя и факты биографии автора ученикам знакомы.

 
  1.       Рассказ Г. Яхиной о войне. Эпизод из жизни восемнадцатилетней медсестры Майи, которая выполняет задание – найти и вынести раненых солдат, «пока немцы опять не заняли дом» («На одной улице были наши, на другой – немцы»).
Рассказ о нравственном выборе девушки, находящейся в эпицентре смерти. Готова убивать врагов, хотя ни разу не стреляла в человека, а пытается спасти немецкого солдата- «совсем ребёнка».
Видит убитых  («пару наших, пару немцев»),  первый раз спрашивает себя: «А вот интересно: если бы какой-нибудь немец оказался живым, потащила бы она его на себе? Или оставила бы умирать здесь, на ступенях…Неужели смогла оставить?»
События развиваются так, что ей приходится стрелять, она ранит («Мамочка, да он совсем ребёнок») солдата. И теперь надо решать, как поступить («…разве не выстрелила бы. Или он в меня. А что теперь – добить? Майя опускает оружие. Нет, не могу. Никто не узнает, что она оставила его живым»).
Она вытащила с передовой 14 солдат, этот – 15. Жалость, сострадание, врождённый женский инстинкт переживания за ребёнка побеждают («Шея тонкая, кадык не прорисован. Волосы – как сосновая стружка. Подумалось, до чего же похожи на мои…»).
  1.        Происходящее в рассказе автор доверяет восприятию девушки - «сестрички», которая успела научиться «волочь раненых с линии огня, как упрямый муравей тащит длинные тростинки». Обыденность и повседневность случившегося  в доме разрастаются до масштабов «большой» войны: кровь («словно краску из тюбика выдавили красную»), грохот взрывов, ожидание смерти, страх, трупы, бессилие, жертвенность («Сестричка-а-а!»),  озверевшие фашисты. Майя выберется из дома (её тоже спасёт «незнакомый капитан, прикрыв своим телом) - «Садится на землю, смотрит назад, на дома. А домов на улице нет. Ни одного из двенадцати». Ужас войны: «Лязгало железо, щёлкали затворы, железным дождём лились на пол гильзы. От запаха дыма и пороха щипало глаза. Грохотало так долго, что заболели виски».
  2.       В рассказе явно возникает и мотив Дома – вечного символа жизни, тепла, семьи, уюта. Героиня привычно замечает (из мирной жизни) «…солнечный свет бил сквозь кружево занавесок, освещая большой овальный стол, перевернутый вверх ногами, разбросанные венские стулья…», «специальные бархатные ленты». Ассоциации у Майи тоже из «нормальной» жизни: комнаты «нанизаны как бусины на нитку», запах кофе с молоком, «я никогда не красила губы маминой помадой». Дом в рассказе – модель не только «родного гнезда», места, «…где человек встречается с любовью, трудностями, историей. Это крепость и опора. Война не проходила через дом, она уничтожала Дома и всё с ними связанное» (Ф. Искандер).
  3.    Интересны сквозные детали, символы, которыми автор добавляет новые смыслы, воздействующие на читателя.
      Название рассказа обусловлено символической связью с героиней. Появляется винтовка в первом предложении рассказа - «Эту винтовку Майя сняла с убитого, у стены дома» (По Чехову – должна выстрелить). И на протяжении всего рассказа винтовка - единственная «спутница» героини, которая «волоклась следом, отстукивая по полу». «Обнимая винтовку», девушка прячется от немцев, целится в фашиста – «…чувствует холод винтовки – вот для чего она таскала её с собой весь день!», тащит раненого- «винтовка бьёт по лопаткам». Валяются автоматы убитых немцев…». Нет, эта винтовка уже стала близкой, столько всего пережили вместе за утро. Может, это счастливый талисман? Пойду вместе с ней». «А сказал же как-то замполит: «Человек на войне должен быть как винтовка. Надо – стреляет. Не надо – ждёт, когда надо будет». Падая с пожарной лестницы, теряет винтовку «…винтовка зацепилась за лестницу…покачивается. Как маятник. Жалко винтовку, сроднились уже с ней». В конце рассказа героине «кажется, что сквозь дым и пыль по-прежнему видна та самая стена, та самая лестница, та самая перекладина, на которой качается тяжёлым неустанным маятником оставленная ею винтовка». Маятник исторического времени, и исчезнувшего из жизни героини эпизода, для неё не героического, не последнего  на войне. «Счастливый талисман!»
    Обращаешь внимание на лаконичность, зримость, «жёсткость» деталей. Традиционно в литературе, описывая героев, писатели выделяют глаза. В рассказе героиня встречается глазами с немцем, который целится в неё – «она видит блестящие жёлто-коричневые глаза с крупными чёрными горошинами зрачков. Вот горошины сжимаются, глаза немца превращаются в тигриные – он жмёт на спуск». И глаза раненого ею мальчишки:
«…огромные, полные ужаса серые глаза в дрожащих ресницах, зрачки – как монетки», «красивые глаза, в длинных ресницах – как подведённые». Запоминается.
   Волнуешься, когда читаешь «диалог» героев: они говорят на разных языках, но понимают друг друга. Она по-матерински уговаривает его потерпеть, называя нежно и снисходительно «шкетом, пацаном, салагой зелёной», болтуном», «Силы береги, кому сказано!» Он на немецком рассказывает ей о братьях, погибших на войне. И это непонимание слов не мешает возникновению самого главного в жизни – если «Просит о помощи?» - «За шею меня держи – крепче», а он – «У тебя волосы, как у моей мамы».
      Уходя (немцы на этаже), она оборачивается на мальчика – «Смотрит на неё        внимательно. Запоминает?.. Майя моргает – он моргает в ответ».
Конечно, героиня запомнит его навсегда, ведь и в память о нем качается, как маятник –метроном, её винтовка.
      Г. Яхина в интервью говорила, что её привлекают «простые истории», что рассказ родился из привычного представления о санитарках, медсестрах на полях боев.
Рассказ о войне, о человеке на войне и вообще о Человеке. Как сохранить человеческое в наше время? Все времена похожи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»