Методическая разработка урока в 6 классе
Это нужно не мертвым! Это надо живым!
Нестерчук Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №406
Пушкинского района Санкт–Петербурга
Цель урока: помочь осмыслить важность понятия «историческая память».
Задачи:
- Предметные:
· формировать умение анализировать художественный текст;
· показать войну как страшную человеческую трагедию;
· делать вывод об уроках войны;
· простой человек в годину испытаний.
2. Метапредметные:
· учить в ходе дискуссии отстаивать свою точку зрения о моральном выборе человека;
· совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
· продолжить формирование личной нравственной позиции.
3. Личностные:
· способствовать развитию чувства патриотизма, уважения к истории своей страны;
· сохранение памяти о людях, подаривших нам жизнь.
Тип урока:урок - беседа с применением технологии развивающего обучения, технологии критического мышления.
Оборудование:
l. А.Александров, В. Лебедев - Кумач «Священная война»
2. Аедоницкий, Лаубе «Довоенный вальс»
3. Г. Чухрай «Баллада о солдате»
4. Мультимедийный проектор.
Использованная литература:
1. Учебник «Литература» 6 класс под ред. В.Я.. Коровиной , М. «Просвещение» 2012 год.
Ход урока
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
А. Твардовский
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Д.Самойлов
I. Аедоницкий - Лаубе «Довоенный вальс»
- Интерактивная доска. Слово «Мир». Какие ассоциации вызывает оно у вас, наполните его содержанием, запишите на доске. Для этого человек появляется на свет. Но мир хрупок, с ним нужно обращаться бережно и осторожно, чтобы не появилось страшное черное слово. На слайде слово «Война».
Тогда появляются совершенно противоположные ассоциации (на протяжении всего урока идёт заполнение этого слайда).
Грань между миром и войной была нарушена 22 июня 1941 года. Что означает эта дата для каждого человека нашей страны?
Началась Великая Отечественная война.
- Самое важное слово здесь? Выстроить однокоренной ряд.
Отечественная, отечество, отец, земля отцов, контекстуально хочется назвать еще одно слово - историческая память. Перед нами то, за что пойдет в бой солдат.
«Священная война».
- Назовите главное слово во 2 эпиграфе!
Память. Именно она поможет нам вести беседу с теми писателями, поэтами, кинорежиссерами, кто оказался в первые дни войны на передовой. Просмотреть начало фильма «Баллада о солдате». Чем вас поразил этот эпизод?
Девятнадцатилетний Алеша Скворцов - замечательный человек, навечно останется
девятнадцатилетним. Оборвется связующая нить, и одинокой будет доживать свой век его мать.
- Что добавим в нашу запись? «Одиночество, прервавшаяся нить».
Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (фрагмент), стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель-фантазер».
- Между какими словами можно поставить знак равенства? На каких словах держится все стихотворение? Почему они выделены в короткие строки и поставлены рядом?
Война=работа. Простота, будничность, каждодневный подвиг людей, не думающих о славе.
Родина - Бородино. Почему именно в 1942 году Кульчицкий вспомнил об этом историческом событии? Связь веков, поколений, слава русского оружия, I и II Отечественные войны.
На уроках развития речи мы писали сочинение «Память о войне в моем доме».
- О чем же помнят в ваших семьях? Зачитайте, на ваш взгляд, наиболее важные строчки.
II. Анализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
- Нет даты стихотворения. Как вы думаете, когда оно написано, аргументируйте текстом.
1941 год. Тяжелая, трудная дорога отступления.
- С помощью каких средств художественной выразительности передастся страшная картина отступления?
Эмоциональные эпитеты: «бесконечные злые дожди», «усталые женщины»; олицетворение: «мы вас подождем - говорили нам пажити», «говорили леса». -Определите интонацию начала стихотворения.
Размышление, монолог, переходящий в диалог, задушевность, теплота, обращение к другу, читаем медленно, размеренно, воспоминания горькие, тяжелые.
- С одинаковой интонацией вы будете читать все стихотворение, или она будет меняться?
- Каким вы представляете лирического героя произведения?
Солдат, глубоко чувствующий, переживающий, болеющий душой за свою землю, людей, которых приходится оставлять, любящий свою родину, горькую землю, солдат , прошедший по самым жутким дорогам войны.
- Какие образы встают перед вами при чтении стихотворения? Что бы вы могли дать крупным планом?
Женщины, старики, дети, с грустью и тоской провожающие воинов, слова старухи:
...
Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
Образ дороги - извечно русский образ - дорога, путь, земля, тракт, проселки:
Слезами измеренный тракт - что это за образ?
Земля - мученица, земля, изначально страдающая, горькая русская судьба.
-Что открывает для себя лирический герой? Самый важный образ?
Образ Родины — великая Русь - историческая память - прошлое - предки:
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Образ Родины вбирает в себя все. Это не что-то монументальное, а простые пригорки, деревни с погостами, кресты, прадеды, обычаи, предания, исторические корни, былая слава. Тема Родины и памяти сливаются воедино.
- В последних строфах много повторов. Можно ли без них обойтись?
Повторение слова «русский». Интонация гордости, надежды, веры в свою горькую, но милую родину.
- Надо ли финал читать торжественно?
О самом дорогом читать нужно трогательно, задушевно, лирично.
К. Симонов умер 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить последнюю волю: развеять его прах на поле неподалеку от Бобруйска.
- Почему он так поступил?
Поэт навсегда хотел остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Так и продолжается тема памяти.
Чтение стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной...»
- Какой образ возникает перед вами при чтении стихотворения? Названия нет. Что бы вы предложили?
Образ памятника человеку, который был на войне, обычному рядовому солдату без звания и наград.
- Выстроите ряд однокоренных слов к слову «памятник».
Памятник, памятный, память, беспамятство. Всё ли можно забыть? Почему мы сегодня говорим об этом? Может быть, вовсе и не нужно. Послушайте строчки из стихотворения поэта, который не был на войне, В. Высоцкого:
И когда наши девушки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.
- Раскройте смысл этих слов.
Не забыть бы тех, кто завоевал победу ценой собственной жизни, не простить бы тех, кто
развязывает войны, не потерять бы в беспамятстве себя.
III. Итог урока.
- Почему нужно говорить, знать, помнить?
1. Долг памяти отдавшим жизнь за нас.
2. Нельзя не знать свою историю, своих прадедов, свою славу.
3. Самое страшное, когда впадаем в беспамятство.
4. Но главное, чтобы никогда не повторилась страшная трагедия, унесшая миллионы жизней.
5. Все, о чем говорили, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубокими, искренними переживаниями, но и становится предупреждением. Г. Бакланов писал:
Меня мог бы заменить на войне мой сын, но, если убьют меня, его не будет. Пуля, убивающая нас сегодня,уходит в глубь веков и поколений,убивая и там еще не возникшую жизнь.
Домашнее задание: эссе «Мои размышления после прочтения».