Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока в 6 классе

Это нужно не мертвым! Это надо живым!

Нестерчук Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №406
Пушкинского района Санкт–Петербурга 

Цель урока: помочь осмыслить важность понятия «историческая память». 
Задачи:

  1. Предметные:

·         формировать умение анализировать художественный текст;

·         показать войну как страшную человеческую трагедию;

·         делать вывод об уроках войны;

·         простой человек в годину испытаний. 

2.      Метапредметные:

·         учить в ходе дискуссии отстаивать свою точку зрения о моральном выборе человека;

·         совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

·         продолжить формирование личной нравственной позиции. 

3.      Личностные:

·         способствовать развитию чувства патриотизма, уважения к истории своей страны;

·         сохранение памяти о людях, подаривших нам жизнь. 


Тип урока:урок - беседа с применением технологии развивающего обучения, технологии критического мышления. 
Оборудование: 
l. А.Александров, В. Лебедев - Кумач «Священная война» 
2. Аедоницкий, Лаубе «Довоенный вальс» 
3. Г. Чухрай «Баллада о солдате» 
4. Мультимедийный проектор. 
Использованная литература: 
1. Учебник «Литература» 6 класс под ред. В.Я.. Коровиной , М. «Просвещение» 2012 год. 

Ход урока


Война - жесточе нету слова. 
Война - печальней нету слова. 
Война - святее нету слова  

В тоске и славе этих лет. 


А. Твардовский 

 
Но в памяти моей такая скрыта мощь, 
Что возвращает образы и множит... 
Шумит, не умолкая, память-дождь, 
И память-снег летит и пасть не может. 


Д.Самойлов 


I. Аедоницкий - Лаубе «Довоенный вальс»

 - Интерактивная доска. Слово «Мир». Какие ассоциации вызывает оно у вас, наполните его содержанием, запишите на доске. Для этого человек появляется на свет. Но мир хрупок, с ним нужно обращаться бережно и осторожно, чтобы не появилось страшное черное слово. На слайде слово «Война».

 Тогда появляются совершенно противоположные ассоциации (на протяжении всего урока идёт заполнение этого слайда). 
Грань между миром и войной была нарушена 22 июня 1941 года.  Что означает эта дата для каждого человека нашей страны? 
Началась Великая Отечественная война.

- Самое важное слово здесь? Выстроить однокоренной ряд. 

Отечественная, отечество, отец, земля отцов, контекстуально хочется назвать еще одно слово - историческая память. Перед нами то, за что пойдет в бой солдат.

«Священная война».

 - Назовите главное слово во 2 эпиграфе! 
Память. Именно она поможет нам вести беседу с теми писателями, поэтами, кинорежиссерами, кто оказался в первые дни войны на передовой. Просмотреть начало фильма «Баллада о солдате». Чем вас поразил этот эпизод? 


Девятнадцатилетний Алеша Скворцов - замечательный человек, навечно останется 
девятнадцатилетним. Оборвется связующая нить, и одинокой будет доживать свой век его мать.

 - Что добавим в нашу запись? «Одиночество, прервавшаяся нить». 
Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (фрагмент), стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель-фантазер».

- Между какими словами можно поставить знак равенства? На каких словах держится все стихотворение? Почему они выделены в короткие строки и поставлены рядом? 
Война=работа. Простота, будничность, каждодневный подвиг людей, не думающих о славе. 
Родина - Бородино. Почему именно в 1942 году Кульчицкий вспомнил об этом историческом событии? Связь веков, поколений, слава русского оружия, I и II Отечественные войны. 
На уроках развития речи мы писали сочинение «Память о войне в моем доме».

 - О чем же помнят в ваших семьях? Зачитайте, на ваш взгляд, наиболее важные строчки. 
II. Анализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

- Нет даты стихотворения. Как вы думаете, когда оно написано, аргументируйте текстом. 

1941 год. Тяжелая, трудная дорога отступления.

 - С помощью каких средств художественной выразительности передастся страшная картина отступления? 
Эмоциональные эпитеты: «бесконечные злые дожди», «усталые женщины»; олицетворение: «мы вас подождем - говорили нам пажити», «говорили леса».  -Определите интонацию начала стихотворения. 

Размышление, монолог, переходящий в диалог, задушевность, теплота, обращение к другу, читаем медленно, размеренно, воспоминания горькие, тяжелые.

 - С одинаковой интонацией вы будете читать все стихотворение, или она будет меняться?

- Каким вы представляете лирического героя произведения? 


Солдат, глубоко чувствующий, переживающий, болеющий душой за свою землю, людей, которых приходится оставлять, любящий свою родину, горькую землю, солдат , прошедший по самым жутким дорогам войны.

 - Какие образы встают перед вами при чтении стихотворения? Что бы вы могли дать крупным планом? 
Женщины, старики, дети, с грустью и тоской провожающие воинов, слова старухи:

...

Родимые, 
Покуда идите, мы вас подождем. 
Образ дороги - извечно русский образ - дорога, путь, земля, тракт, проселки:

Слезами измеренный тракт - что это за образ? 
Земля - мученица, земля,  изначально страдающая, горькая русская судьба.

 -Что открывает для себя лирический герой? Самый важный образ? 
Образ Родины — великая Русь - историческая память - прошлое - предки: 


Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся 
За в бога не верящих внуков своих. 
Образ Родины вбирает в себя все. Это не что-то монументальное, а простые пригорки, деревни с погостами, кресты, прадеды, обычаи, предания, исторические корни, былая слава. Тема Родины и памяти сливаются воедино.

- В последних строфах много повторов. Можно ли без них обойтись? 
Повторение слова «русский». Интонация гордости, надежды, веры в свою горькую, но милую родину.

 - Надо ли финал читать торжественно? 
О самом дорогом читать нужно трогательно, задушевно, лирично. 
 К. Симонов умер 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить последнюю волю: развеять его прах на поле неподалеку от Бобруйска.

 - Почему он так поступил? 
Поэт навсегда хотел остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Так и продолжается тема памяти. 
Чтение стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной...»

 - Какой образ возникает перед вами при чтении стихотворения? Названия нет. Что бы вы предложили? 


Образ памятника человеку, который был на войне, обычному рядовому солдату без звания и наград.

 - Выстроите ряд однокоренных слов к слову «памятник». 
Памятник, памятный, память, беспамятство. Всё ли можно забыть? Почему мы сегодня говорим об этом? Может быть, вовсе и не нужно. Послушайте строчки из стихотворения поэта, который не был на войне, В. Высоцкого:

И когда наши девушки сменят шинели на платьица, 
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

 - Раскройте смысл этих слов. 
Не забыть бы тех, кто завоевал победу ценой собственной жизни, не простить бы тех, кто 
развязывает войны, не потерять бы в беспамятстве себя. 
III. Итог урока.

- Почему нужно говорить, знать, помнить? 

1.      Долг памяти отдавшим жизнь за нас. 

2.      Нельзя не знать свою историю, своих прадедов, свою славу. 

3.      Самое страшное, когда впадаем в беспамятство. 

4.      Но главное, чтобы никогда не повторилась страшная трагедия, унесшая миллионы жизней. 

5.      Все, о чем говорили, не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубокими, искренними переживаниями, но и становится предупреждением. Г. Бакланов писал: 
Меня мог бы заменить на войне мой сын, но, если убьют меня, его не будет. Пуля, убивающая нас сегодня,уходит в глубь веков и поколений,убивая и там еще не возникшую жизнь. 


Домашнее задание: эссе «Мои размышления после прочтения».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»