Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок литературы в 10 классе

«Я песни Родине слагал …»

(Народность и гражданственность лирики Н.А.Некрасова)
Голод Софья Степановна,
учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга


 
                                                                                     Я лиру посвятил
                                                                                     народу своему …
                                                                                              Н.А.Некрасов
Предмет: литература
Класс: 10
Цели урока:
- раскрыть понятия гражданственности и народности в поэзии Н.А.Некрасова;
-  развить навыки исследовательского чтения, анализа лирических произведений;
- способствовать формированию нравственных ценностей, любви к историческому прошлому, чувства сострадания и сопереживания.
Оборудование:
          портрет писателя, слайдовая презентация, художественные тексты.
Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, беседа, анализ).
 
Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делает процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Урок подобного типа позволяет обобщить изученный материал по теме, создать мотивацию для диалога и монолога по проблемам, поднятым в классической литературе и актуальным на сегодняшний день.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя о содержании предыдущих уроков. Актуализация опорных знаний.
Как вы понимаете слова В.А.Жуковского, который задолго до Некрасова писал:
       Кто есть поэт?
       Искусный лжец.
       Ему и слава, и венец.
3. Тему урока формулируют учащиеся, прослушав данный отрывок.
Ответы учащихся сводятся к тому, что Н.А.Некрасов не был певцом красоты, искусным лжецом, избранным счастливцем, который «пленительные сны лелеет наяву» и «порывается к заездам, где пышно и светло».
Нет, муза Некрасова – муза мести и печали, сестра народа.
Звучит в исполнении ученика стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» (1848 г.)
Муза Некрасова кровно связана своими страданиями с народом. Она «печальная спутница печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков».
Свой гений поэт отдал русскому народу, такой музы до сих пор русская поэзия не знала:
       Не небесами чужой отчизны –
       Я песни Родине слагал.
4. Моделирование проблемной ситуации.
    А) Как одним словом можно определить суть поэзии Некрасова (народность)
    Б) Что значит народный поэт?
    Предлагаются разные трактовки данного понятия (ответы учащихся записываются на доске)
    1) Пишет о народе
    2) Пишет для народа
    3) Решает проблемы с позиции народа
    4) Использует народный язык (т.е. заговорил крестьянин)
 
Вывод:
Некрасов – народный поэт, потому что им говорил народ. По словам Чуковского, Некрасов сделал «мужицкие очи» своими.
Записываем определение народности в тетради.
 
Другой России, кроме мужицкой, у Н.Некрасова не было. Какие свойства национального характера увидел поэт в народе?
 
5. Задание: по ходу урока оформляем таблицу.
Стихотворение Основная мысль Ключевые цитаты
Выразительное чтение стихотворения «В дороге» (1845 г.)
Белинский, прочитав его, воскликнул со слезами на глазах: «Да знаете, что вы поэт, и поэт истинный?»
Вопросы по стихотворению:
- Что лежит в основе стихотворения?
- Какая история? (живой рассказ в стихах, трагическая история крестьянской девушки)
В основе стихов – событийность.
- Какую роль в судьбе Груши сыграли хозяева? (осуждение барского произвола - цитаты)
- Каковы традиции крестьянской семьи? (много работать, пороть детей)
- Какое представление народа дает Некрасов
           - о счастье («ела вдоволь …»)
           - о красоте («одевалась»)
           - об искусстве (привести цитаты)
- А каково понимание счастья, красоты, искусства у помещиков?
Народ и помещики понимают все по-разному. Причина – крепостное право. Некрасов выступает резко против крепостного права, произвола помещиков с нравственной точки зрения.
Стихотворение резко обрывается. Почему?
Крестьяне не понимают пока еще, что хорошо, что плохо (неоднозначное отношение к народу: и любит его. И не терпит в нем невежества, покорности, безропотности – любовь-вражда).
Само страдание чувствуется вдвойне и даже втройне: оно от горя мужика, и от горя несчастной Груши, и от общего горя народной жизни.
Ну, довольно лекций!
           Разогнал ты мою неотвязную скуку!
Появилось лирическое «Я» самого поэта, и это очень важно.
Без этих двух строчек, без этого конца не было подлинно Некрасовского стихотворения.
 
Чтение наизусть стихов
«Тройка» (1846 г.песня-романс)
- Чей сюжет? («Станционный смотритель» А.Пушкина)
- Разница? (Трагический финал у Некрасова, суровый реализм)
- Какими художественными средствами изображается красота? (Романтическое описание девушки; контраст между мечтой и действительностью)
- Что сказано о судьбе русской крестьянки? (Ты вся – воплощение испуг …)
- Каков общий мотив со стихотворением  «В дороге»? (Безнадежность, безысходность, невозможность счастья)
 
6. Обобщение урока. Выводы.
Итак, мотив дороги – сквозной символ Некрасовской поэзии, символ судьбы человека.
7. Домашнее задание
Завершить таблицу, включив и стихотворение «Огородник» (1846 г.). Проанализировать его дома по трем уровням:
    А) идеологическому (идейно-эстетическому содержанию)
    Б) структурно-композиционно (композиция, ритмика)
    В) образно-языковому (лексика)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»