Сценарий урока литературы
Дом-музей А.А. Блока
(По впечатлениям от экскурсии)
Киселева Вера Александровна,
преподаватель литературы и русского языка
СПбГПОУ Пожарно-спасательного колледжа,
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
1
Педагог(обращаясь к студентам): Какое слово интересное (вещь) вам запомнились или что вызвало интерес? Что хотели бы рассказать тем, кто не был с нами на экскурсии?
Студент 1- Слово Кофры - сундук (от французского - большая сумка, с несколькими отделениями, что-то вроде чемодана, я никогда раньше не встречал.
Теперь я узнал, что А.А. Блок брал с собой за границу , наполнял все отделения их сувенирами, потом долго, приехав домой, разбирал эти вещи.
Студент 2- Я запомнил надпись на входной двери "А.А.Блокъ". А.А. Ахматова даже написала несколько строчек об этих пяти буквах.
Студент 3- Часто А.А. Блока спрашивали: О какой аптеке идет речь в стихотворении. Ответ был довольно странный.
"У каждого своя аптека!". Вот эти замечательные стихи!
(Читает стихи:) Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Слова этого стихотворения на русском языке высечены на одном из домой в городе Амстердаме. Это говорит о большой популярности таланта поэта.
Студент 4- Портреты А.А. Блока. Приходят на память его слова:
Я, наконец, смертельно болен,
Дышу иным, иным томлюсь,
Закатом солнечным доволен
И вечной ночи не боюсь.
Отмечу, что чувство человеческого достоинства сочеталось в нем с отсутствием тщеславия. И еще его современники отмечали жестокую "самооценку". Известность поэта не интересовала. Аккуратный до педантизма, рыцарски вежливый органически не способный не выполнить даже самого незначительного
2
общения, бесконечно внимательный к нуждам близких и очень далеких. А.А. Блок в трудные послеоктябрьские годы смог по истине служить образцом подлинной человечности.
Он с огромным уважением относился ко всем видам труда. Поэт говорил, что работа везде одна - что печку сложить, что стихи написать.
Ладный, высокий, неутомимый ходок, он спокойно и естественно - без интеллигентского кокетства - орудовал молотком и пилой, топором и лопатой. Всякую работу он делал так, как делает ее русский человек - "золотые руки".
Жило в нем отвращение к тем, кто из бытовых мнений делал трагедию. Блока раздражала физическая неприспособленность интеллигентов.
Вспомним лекцию об искусстве, которую поэт 4 часа читал Всеволоду Иванову, а записал только 1 час.
Розанов так определял внешность Блока: Античная маска, за которой прячется лицо колдуна из "Страшной мести".
Студент 5- А вот, что написала Е. Книппович "Несмотря на легкую, юную походку и на врожденную грацию движений, в облике Блока было что-то от статуи, неподвижное. Было в нем что-то напоминавшее тех деревянных архангелов и Георгиев Победоносцев, которые дремлют в церквях Германии. "Статичность" Блока была особой. В ней не было ничего "каменного", "застывшего". Это была величавая статика динамической силы, скрытая за таким спокойствием, какое свойственно портретам людей Возрождения".
Студент 5- И еще о портрете. Везде на снимках А.А. Блок очень серьезный, даже строг. С грустными глазами: Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще нежившим.
Забавно жить! Забавно знать, что все пройдет,
Что все не ново!
Что мертвому дано рождать
Бушующее жизнью слово.
Студент 6- В декабре 1903 года А.А. Блок собирался писать кандидатское сочинение о чудотворных иконках Божьей Матери. Материалы, собранные Блоком для этой работы, не сохранилось, однако воспоминание о преданиях, связанных с
3
почитанием чудотворных богородичных икон, отразилось в стихах. "О Тебе радуется Молитва." 1905
Вспомним, что изображено на иконе? О чем эта икона? Богородица с младенцем изображена в центре мироздания, праведники славят ее "Море и сушу", весь природный мир окружает Ее Престол, подобно сфере.
А.А. Блок написал "Ты, Держащая море и сушу
Неподвижно, тонкой рукой..."
Студент 6- Мне запомнилось скульптура на рабочем столе поэта: собачка такса (любимая порода. На даче в Шахматове, кстати, крестьяне сожгли этот дом, не зная, какую боли он причинил ее хозяину. Так вот было много животных, которых Блок называл "гадами", "возлюбленными гадами". Это были белки, поросята, щенки. Есть одни эпизоды когда слоненок в зоологическом саду в Париже бросил в маленького А. Блока сено.
Студент 7- Иконы. Одна из них более всех привлекает внимание, внутри, под стеклом веночек из беленьких цветов. Это бережно сохраненная икона-свидетельство венчания Блока и дочери известного химика Л.Д. Менделеевой.
Венок был у невесты на голове - символ чистоты и невинности.
Студент 8- Мне понравилось лицо жены поэта, на портрете. Профессиональная актриса в 1918-1920г.г. на петроградских литературных вечерах не раз читала поэму "Двенадцать" наизусть. Сам же поэт не только не читал ее никогда, но и не знал ее наизусть.
Люба училась в гимназии Э.П. Шаффе (школа имени Е.Д. Стасовой). Существует придание как ученица Любовь Менделеева во время урока пустила в стену класса чернильницей. После ее спрашивали, имел ли место такой демарш и чем это вызвано. Она подтвердила, что она действительно это сделала, "потому что уж очень было скучно". В этом малом происшествии отразился характер любимой дочки Менделеева и жены Александра Блока.
Хочу сказать еще об одном: спокойно бы грехов (вполне реальных) не выискивали в личности и биографии жены Блока мемуаристы и исследователи, остается незыблемым другое:
Люблю Тебя, Ангел-Хранитель, во мгле
Во мгле, что со мною всегда на земле.
За то, что я слаб и смириться готов,
Что предки мои-поколенье рабов.
И нежности ядом убита душа,
4
И эта рука не поднимет ножа...
Но люблю я тебя и за слабость мою,
За горькую долю и силу твою.
Что огнем сожжено и свинцом залито,
Того разорвать не посмеет никто!
Летом 1912 года Мейерхольд создал Терриокский театр, в труппу которого входила актриса Любовь Дмитриевна. Бескорыстная и щедрая, готовая поделиться последним, особой ее чертой была детскость, которую отличал А. Блок. Евгений Книппович, помощница А.А. Блока, увидев Менделееву записала: Мне очень понравилось ее лицо, глаза, голос, чуть сутульные плечи, легкая походка. Вся она была такая большая, но ладная и красивая.
Студент 9- Поэма "Двенадцать". Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, в том числе, бывшие, близкие друзья, литературные соратники.
В числе непримиримых противников "Двенадцати" оказались З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Н.С. Гумилев, Вл. Пяст, И.А. Бунин и Вячеслав Иванов.
С восторгом приняли поэму - Р.В. Иванов-Разумник, очень близкий Блоку - Андрей Белый, В.Э. Мейерхольд, С.А. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв Анатолий Луначарского-наркома Просвещения.
Сам Блок вспоминал: "Поэма была написана менее чем за месяц на высшем взлете, на пределе творческих сил! Она остается памятником эпохи (кратчайшей и единственной в своем роде -первых недель революции 1917 года.)
Студент 10- Книжные шкафы. Блок был великим и страстным книголюбом.
Евгения Книпович (известный критик) вспоминала: "В марте 1921 г. желая развлечь А.А., подарила ему первое издание "Горе от ума" из библиотеки деда. В нигу были вклеены листы тонкой пожелтевшей бумаги, где выцветшими чернилами было вписано все выброшенное цензурой.
Блок любовно, как живое существо, взял книгу: "Спасибо, я рад, может, еще смог потом и больше обрадоваться. Но сейчас - для меня есть только то, что с собой в могилу".
Великий книголюб, он "хвастался редкими и любимыми книгами, показывал альбом по имени "Всякая всячина", где по его плану были вклеены фотографии, картинки, рисунки.
В доме, как рассказывал экскурсовод, была хорошая библиотека. А.А. Блок был равнодушен к Бальзаку и считал гениальными лишь первые главы "Серафиты".
5
Поэт очень ценил Э. Золя и даже звал герое своего "Возмездия" "Ругон - Маккарами".
Самой большой его любовью среди великих реалистов Франции был Флобер, особенно его роман "Сентиментальное воспитание", который Блок назвал "Воспитание чувств".
Французский классицизм, Просвещение и многое в литературе и искусстве было ему ненужным, чуждым "духу музыки".
Евгения Книпович пишет: "Он много открыл для меня в русской поэзии. К моим любимым: Батюшков, Гоартильский, Тютчев, благодаря А.А. Блоку добавились: Фет Полонский, Брюсов, Анненский.
Студент 11- В этом доме А.А. Блок жил с 6 августа 1912 и умер 7 августа 1921 после тяжелых страданий.
Я запомнил чугунные перила, ведущие в квартиру А.А. Блока, ул. Офицерская, Дом 57, кв. 23 (ныне улица Декабристов, 57), а также мебель в стиле "Ретро".
На диване еще при дедушке поэта часто сидели гости, среди которых был и Ф.М. Достоевский, и М.Е. Салтыков-Щедрин.
Надо сказать, что А.А. Блок очень любил старую мебель и не менял ее.
В Петербурге Блока мало кто знал. Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петрограда, не говоря уже о всей России. Об этом повествует и молодой С.А. Есенин, когда приехал к Блоку-учителю, то от Московского вокзала он прошел немало, спрашивал у прохожих, где живет известный поэт, но никто не знал этого. С великим трудом, усталый и голодный он кое-как пришел к дому, на 4 этаже которого сначала и жила семья поэта. Там его хозяин напоил чаем и за беседой С.А. не заметил, как съел весь белый хлеб...
Позже Блок переехал на 2 этаж, где жил уже с мамой и супругой. Их, что называется "уплотнили". И этот факт напоминает эпизод из повести "Собачье сердце" Булгакова.
Талант С.А. Есенина Блок оценил сразу, еще до революции, в 1915 г. так же как (совсем по-другому) и талант В.В. Маяковского.
Студент 12- Чуковский - детский писатель, но мне попалась книга об А.А. Блоке, точнее последних неделях жизни поэта. Там есть описание событий августа 1921 года. Это отрывки из письма Е. Книппович о жизни Блока. Корней Чуковский включил эти воспоминания в свою книгу "Александр Блок как человек и поэт", вышедшей в 1924 г. в Петрограде:
«Болезнь развивалась как-то скачками, бывали периоды улучшения, в начале июля стало казаться, что он поправляется... Он не мог уловить и продумать ни
6
одной мысли, а сердце причиняло все время ужасные страдания, он все время задыхался. Числа с двадцать пятого наступило резкое ухудшение, думали его увезти за город, но доктор сказал, что он слишком слаб и переезда не выдержит. К началу августа он уже почти все время был в забытьи, ночью бредил и кричал страшным криком, которого во всю жизнь не забуду. Ему впрыскивали морфий, но это мало помогало... Перед отъездом я по телефону узнала о смерти и побежала на Офицерскую... В первую минуту я не узнала его. Волосы черные, короткие, седые виски; усы, маленькая бородка; нос орлиный. Александра Андреевна сидела у постели и гладила его руки... Когда Александру Андреевну вызывали посетители, она мне говорила: «Пойдите к Сашеньке», и эти слова, которые столько раз говорились при жизни, отнимали вору в смерть... Место на кладбище я выбрала сама — на Смоленском, возле могилы деда, под старым кленом... Гроб несли на руках, открытый, цветов было очень много».
Такова была смерть. А затем началась другая жизнь — бессмертие.
Преподаватель- Заканчивая наш разговор о Дом-музее А.А. Блока, хочу всех ребят поблагодарить. Большое спасибо тем, кто нашел время и свои впечатления от экскурсии, пополнил интересной информацией из других источников, за прекрасное чтение художественных произведений.