Конспект урока литературы в 10 классе
Художественные особенности романа
И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Цель: познакомить с основными особенностями романа.
Ход урока.
1.Актуализация знаний о писателе.
Учащиеся дают краткий письменный ответ на вопросы. Самопроверка по слайду.
- Годы жизни И.С.Тургенева.
- Как называлось родовое имение писателя, где он провёл большую часть жизни?
- В каком известном издании были напечатаны первые труды Тургенева?
- Кто из великих критиков 19 столетия оказал влияние на мировоззрение молодого Тургенева?
- Как звали женщину, любовь к которой Тургенев пронёс через всю жизнь?
- Назовите произведения, в которых Тургенев подводит итог творчеству и отражает основные проблемы его?
- Как называлась клятва, данная Тургеневым в юности?
- С чем поклялся тогда бороться всю жизнь Тургенев?
1 сообщение « Русская общественная жизнь 60-х годов 19 века (Бахарева)
2 сообщение «История создания романа «Отцы и дети» (Гречищева)
Остальные кратко фиксируют материал в тетрадь.
3.Изучение нового материала.
Беседа.
- Какие слова, если соотнести их по лексическому значению, использованы в заглавии к роману?
- Можно ли сделать вывод о проблематике романа, исходя из этого?
- Сформулируйте письменно 2-3 возможные проблемы. Сопоставьте проблемы с героями романа.
- Актуальны ли на данный момент эти проблемы? Почему?
Работа в паре.
Перед вами герои романа. Попробуйте выстроить систему образов в виде схемы-связи между героями.
Кто, по вашему мнению, является центральным образом в романе?
Лекция. (Учащиеся фиксируют материал в тетрадь).
Если говорить об особенностях романа, то начать разговор можно с композиции. К её определению в данном случае можно подойти с двух сторон.
Во-первых, композицию сюжетную можно назвать кольцевой, так как Тургенев проводит своего героя Базарова дважды по кругу: Марьино-Никольское-дом родителей. В данном случае композиция направлена на раскрытие характера Базарова. Базаров предстает перед героя дважды, во второй раз познав сомнение, пытаясь мучительно сохранить свою теорию, спрятаться за ней.
Во-вторых, наличие в романе одного центрального образа позволяет считать композицию моноцентрической. Остальные персонажи в романе направлены на раскрытие образа главного героя.
Основным приёмом для раскрытия конфликта в романе, а также для раскрытия образов героев является антитеза.
- Кто из героев, по-вашему, противопоставлен друг другу?
- Как называются в литературе противопоставленные образы?
- Есть ли антиподы в романе среди женских образов?
- Исходя из заглавия к роману, кто ещё противопоставлен друг другу?
Кроме героев, в романе наблюдается противопоставление и в конфликте. Мы наблюдаем внешний и внутренний конфликты.
«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.
«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.
4. Формулирование темы урока.
- Заканчивая сегодняшний разговор, как бы вы определили его тему, то есть тему урока сегодня?
5. Формулирование цели.
- Какую цель, исходя из этого, можно определить для этого урока?
6. Подведение итогов.
- Достигнута ли цель урока сегодня?
- У себя в тетради ответьте на вопросы: что нового вы сегодня узнали и чему научились?
- В соответствии с критериями оцените свою работу на уроке. Укажите средний балл.
7. Домашнее задание.
«3» – план параграфа о романе
«4» - подготовить таблицу для сравнения Базарова и П.П.Кирсанова
«5» – анализ эпизода «Приезд Аркадия и Базарова» (начало романа)