Проблемы преемственности в изучении литературы
в начальной школе и 5 классе
Жукова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №583
Приморского района Санкт-Петербурга
Актуальность статьи: в статье отражены основные причины затрагиваемой в процессе перехода учащихся начальной школы в среднюю проблемы преемственности. Так как изучение русского языка и литературы вызывает затруднения, необходима продуманная система взаимосвязи учителей, преподающих гуманитарные предметы.
Проблема преемственностиобучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволяет создавать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.
Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения; - согласование программ и учебников смежных классов; - пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения. Однако отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико-литературных понятий. Это даёт позитивный эффект – уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы. В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра) (например, первый раздел «Золото, золото – слово народное» посвящён устному народному творчеству. Школьникам даётся представление о былине, углубляется представление о легенде). Система работы по привитию первоначальных навыков анализа произведений позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенности разбора текстов, творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Отсюда соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования. Общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во втором классе - накопление литературных представлений (идейно – тематических и жанровых), в третьем классе - литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений, видо-жанровых особенности - в четвёртом классе. Все это свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начального и среднего звена и о том, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества. Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексикуили же, наоборот, для детей далеко не понятную и не воспринимаемую. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести», то есть помочь ученикам понять содержание прочитанного.
Многие составители программ по литературе считают, что к концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь:
- знать размеры стихосложения;
- знать, что такое сюжет, его особенности;
- знать роды литературы;
- знать, что такое поэтическое восприятие окружающего мира, понимать задачи поэзии и прозы (основы закладываются в начальных классах),
- иметь понятие об эпитете, портрете, пейзаже ( в начальной школе дается информация об этом),
- уметь определять жанр произведения ( связано с 2 – 4 классами);
- уметь определять мораль сказки и басни (темы начальной школы) ;
-уметь различать фантастику и сказку (также навыки приобретаются в начальном звене);
- уметь определять систему образов и главного героя;
- уметь различать сатиру и юмор;
- уметь определять историческую основу произведения, пафос произведения;
- уметь определять изобразительно-выразительные средства;
- уметь составлять характеристику героев произведения (выки приобретаются в начальном звене);
- уметь определять конфликт произведения.
Обращает внимание то, что некоторые навыки и умения ученики 5 класса должны были приобрести уже к концу начальной школы. В 5 классе они (ЗУН) окончательно должны быть сформированы и должны употребляться в качестве осознанных компонентов в анализе изучаемого произведения. Но это, увы, происходит очень редко! В чем причины неумения пятиклассников ориентироваться в художественных текстах? Причина одна – отсутствие читательской культуры. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое…, а стремимся мы к чтению аналитическому! ) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.
Пока проблема чтения остается нерешенной, говорить о преемственности на разных этапах обучения придется очень долго.
Литература:
-
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /
Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995.
2. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя начальных класов // Дис. … д-ра пед. наук. М., 2004.
3. Срезневский И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. СПб., 1871.
4. Мин. образование РФ. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Литература. М., Дрофа, 2006 и др.