Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Использование игровых форм (брейн-ринг) при подготовке учащихся 10 - 11 класса к сдаче экзамена в формате ЕГЭ по литературе

Лагуткина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №
110
Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель:

- создать учащимся 11 класса комфортные условия для лучшего усвоения, закрепления и повторения материала, заложенного в задания формата ЕГЭ по литературе

- предоставить учащимся 10-го класса возможность «попробовать» задания в формате ЕГЭ по литературе

Задачи:

- предложить учащимся возможность повторить пройденный ранее материал по литературе, заложенный в задания формата ЕГЭ

- дать возможность учащимся публично высказаться на основе знаний ими материала, заложенного в задания формата ЕГЭ по литературе

- совершенствовать навыки коммуникативной, речевой и познавательной деятельности учащихся

Формы и методы проведения внеклассного мероприятия по литературе

·         Игровая (брейн-ринг)

·         Работа в группах

·         Дискуссия

Тип мероприятия:       открытое внеклассное мероприятие

Форма организации деятельности учащихся:        групповая

Технологии:  

1.      Личностно-ориентированные

2.      Технологии сотрудничества

3.      Групповые

4.      Обучение с помощью ТСО

5.      Репродуктивные

6.      Проблемно-поисковые

7.      Саморазвивающее обучение

Основные блоки:

·         Подготовительный этап (подготовка команд учащихся)

·         Блок работы с текстами произведений:

- Н.В.Гоголь «Мертвые души»

- И.С.Тургенев «Отцы и дети»

- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», лирика (тема Родины)

- М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

- А.С.Пушкин «Капитанская дочка», лирика

- А.С.Грибоедов «Горе от ума»

- А.С.Блок, лирика (тема Родины)

·         Блок вопросов, с выбором правильного ответа

·         Блок вопросов, требующих дать ответ без выбора

·         Мемуарный блок (фрагменты писем великих людей)

·         Подведение итогов брейн-ринга (награждение команд)

Средства наглядности:

Мультимедийная презентация «Брейн-ринг по литературе для 10-11-ых классов»

Оборудование:

Ноутбуки – 2 шт., мультимедийный проектор, экран

 

Ожидаемый результат:

·         Повторение и закрепление учащимися 10-11 классов из заданий ЕГЭ с привлечением элементов деловой игры

·         Написание в ОУ пробного диагностического тестирования по предмету

 

СЦЕНАРИЙ БРЕЙН – РИНГА

по литературе 

Ход мероприятия 

Звучит музыка («Фанфары»)

Из-за кулис выходят ведущие

Ведущий 1:

Здравствуйте, уважаемые гости и уважаемые участники! Мы рады приветствовать Вас в нашей школе. Сегодня у нас с Вами важное событие. Многолетней традицией нашей школы можно считать ежегодное проведение с 1 по 10  февраля «Недели русского языка и литературы». 2012 год не стал исключением. Каждый день мы проводили мероприятие для одной из параллелей. А сегодняшний день – особенный.  Сегодня встречаются.  Три команды старшеклассников  за игровым столом. Давайте их поприветствуем.

(В зал входят три команды и садятся за столы)

Ведущий 2:

Когда все участники в сборе разрешите представить тех, кто сегодня находится в зале. Начнем с участников. Попрошу капитанов команд представить членов своих команд. ………………..

Ведущий 1:

 А теперь представим жюри……за техническое сопровождение отвечает зам.дир. по воспит. работе.……………….

Ведущий 2:

И мы, ведущие брейн-ринга: ……………………………………………………………..

 

Ведущий1: Позвольте напомнить вам правила игры….

А теперь позвольте напомнить Вам правила игры.

            Брейн - ринг – это игра, состоящая из нескольких  ,в нашем случае, литературных «боев», то есть блоков заданий. Вопросы каждого блока оцениваются разным количеством баллов в зависимости от сложности. Ведущий задает вопрос. Музыкальный сигнал указывает на то, что время на обдумывание пошло. Пока не перестанет звучать музыка, нельзя поднимать  приготовленную «ладошку» Право ответа получает та команда, которая первой поднимает приготовленную «ладошку». Но если же команда поднимает «ладошку» до того, как сигнал закончился, то она теряет право ответа на текущий вопрос. Если она отвечает неверно, то у других команд появляется еще 30 секунд времени на обсуждение. Если же и другие команды отвечают неправильно, то ведущий оглашает правильный ответ, а очки никому не засчитываются. Вопросы будут отражены на экране. О времени вам сообщит звуковой сигнал.

И так,  внимание, мы начинаем.

Звучит музыка («Фанфары»)

На экране идет презентация:

I. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.

1. «Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик,  теперь сидит хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны, нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его). «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елестратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела жизнь такая!»

2. «Лицо длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

3. «Раз осенью пришел транспорт с провиантом. В транспорте был офицер, молодой человек лет лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. «Вы, верно, - переведены сюда из России?» - «Точно так, господин штабс-капитан», - отвечал он. Я взял его руку и сказал: «Очень раз, очень рад. Вам будет немножко скучно…ну да мы с вами будем жить по-приятельски….».

4. «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, как древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.

            Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка в один миг, влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда».

5. «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели также весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге.  Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….

            Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше  по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».

6.         Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой.

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он –

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

7.  «Что, ваше благородие?» – сказал он мне. – «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?»

8.         Мне завещал отец:

            Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

            Хозяину, где доведется жить,

            Начальнику, с кем буду я служить,

            Слуге его, который чистит платья,

            Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

            Собаке дворника, чтоб ласковой была.

9.         Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу…

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

10.       Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… посмотри в окно…

Ведущий: Жюри подводит итоги по вопросам первого блока. Слово члену жюри…

Жюри: (оглашение баллов)

Ведущий: Второй блок вопросов.

II. Найдите правильный ответ . На ответ дается 30 секунд. Правильный ответ оценивается 2 баллами.

1. Текст «Слово о полку Игореве» был найден:

А) А.С.Пушкиным

Б) М.М.Херасковым

В) А.И.Мусиным-Пушкиным

Г) Н.М.Карамзиным

2. Слух о сумасшествии Чацкого был пущен:

А) Фамусовым

Б) Софьей

В) Молчалиным

Г) Скалозубом

3. М.В.Ломоносов,  Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин – представители русского …

А) сентиментализма

Б) классицизма

В) романтизма

Г) реализма

4.  Первым произведением русской литературы, написанным в традициях сентиментализма, принято считать:

А) повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Б) повесть И.С.Тургенева «Ася»

В) повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Г)  балладу В.А.Жуковского «Светлана»

5. Однажды некий начинающий автор обратился к А.С.Пушкину с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию». А.С.Пушкин сюжет дал. И на свет появилась:

А) пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Б) пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В) пьеса М.А. Горького «На дне»

Г) пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор»

6. Перед вами снова отрывок из произведения, с которым вы уже встречались:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит твои прекрасные черты….

 «Россия» А. Блок

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в данном отрывке.

А) гипербола

Б) инверсия

В) ирония

Г) эпитет

Д) звукопись

7. Назовите средство художественного изображения, основанное на преувеличении:

А) метафора

Б) эпитет

В) гипербола

Г) литота

8. Какой термин не обозначает стихотворный размер?

А) ямб

Б) сонет

В) анапест

Г) хорей

9. Определите, какой стихотворный размер не является трехсложным:

А) анапест

Б) хорей

В) амфибрахий

Г) дактиль

10) Приехав в Москву, М.В.Ломоносов поступил учиться :

А) В Славяно-греко-латинскую академию

Б) в Московский университет

В) в духовную семинарию

Г) в Институт международных отношений им. Патриса Лумумбы

Жюри: Подведение итогов второго блока, затем  оглашается общий балл

Ведущий: Третий блок вопросов

III. Дайте правильный ответ. На ответ дается 30 секунд. Правильный ответ оценивается 3 баллами.

1. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»?

  Ответ:____________________________________

2. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц романа «Отцы и дети» даны в противопоставлении. Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ:______________________________________

3. Укажите прием, к которому прибегает автор в стихах:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Ответ:______________________________________

4. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С.Тургенева и принципы которого нашли свое воплощение в «Отцах и детях».

Ответ:______________________________________

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченный автором балахон Базарова или английский сьют Павла Петровича)?

Ответ:______________________________________

6. В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Городничий произносит фразу : «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь» Как называется изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли, выразительностью?

Ответ:______________________________________

 7. Как называется разновидность комического – уничтожающее осмеяние предмета

изображения, раскрытие его внутренней несостоятельности – характерная для комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Ответ:______________________________________

8. Как называется развернутое законченное высказывание в драматургическом произведении?

Ответ:______________________________________

9.  События в романе М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени» излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах?

Ответ:______________________________________

10. Как называется род литературы , к которому принадлежит произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответ:______________________________________

Жюри: подведение итогов

IV. По отрывку из письма узнать автора этого письма и о каком произведении идет речь. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 4 баллами.

1.         1836 год

«Спешу отвечать на вопросы Ваши. Имя девицы… вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки…, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины. О настоящем имени автора я бы просил Вас не упоминать, а объявить, что рукопись доставлена через П.А.Плетнева, которого я уже предуведомил…».

2.         1823 год

«Что касается до моих занятий, то я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Вроде «Дон Жуана» - о печати и думать нечего, пишу спустя рукава. Цензура наша так своенравна, что с нею невозможно и размерить круга своего действия – лучше об ней и не думать- а если брать, так брать, не то что и когтей марать».

3.         1836 год

«Есть еще одно труднейшая роль во всей пиесе…. Я не знаю, выберете ли вы для нее артиста. Боже сохрани, если ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов и повес театральных! Он просто глуп. Болтает потому только, что видит, что его расположены слушать. Врет потому, что плотно позавтракал и выпил порядочного вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам. Сцена, в которой он завирается, должна обратить особое внимание. Каждое слово его, то есть фраза или речение, есть экспромт совершенно неожиданный, и потому должно выражаться отрывисто. Не должно упускать из виду, что к концу сцены начинает его мало-помалу разбирать…».

4.         1862 год

«Смерть… должна была, по-моему, положить последнюю черту на его трагическую фигуру. А ваши молодые люди ее находят случайной! Оканчиваю следующим замечанием: если читатель не полюбит … со всей его грубостью, резкостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я, я виноват и не достиг своей цели. Но «рассыропиться», говоря его словами – я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на его стороне….Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…».

 

V. Последний вопрос. Оценивается 5 баллами за правильный ответ. На размышление – 30 секунд.

Сегодня, 10 февраля 2012 года. Какая памятная и одновременно трагическая  дата отмечается сегодня?

 

Жюри : подведение итогов игры

Ведущий: проведение награждения команд участников грамотами и ценными подарками

 Спасибо за внимание!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»