Урок литературы в 8 классе.
«Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики».
Лотарева О.А.,
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 275 Санкт-Петербурга
Цели урока:
· познакомиться с оценками критиков и литературоведов образа Мцыри, выяснить, в чем своеобразие их оценок: (В.Г.Белинский, Д.Е.Максимов, В.И.Коровин о поэме «Мцыри»);
· определить и обосновать, насколько совпадают размышления литературоведов с оценкой учащихся;
· формировать дискуссионную культуру учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательные:
· познакомить учащихся с оценками литературоведов поэмы «Мцыри»;
· выяснить своеобразие их оценок;
· совершенствовать работу с текстом критических статей;
2. Воспитательные:
· формировать ценностно-смысловые компетенции;
· нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности;
3.Развивающие:
· формировать компетенции личностного самосовершенствования;
· формировать коммуникативные компетенции
Технология урока:урок-дискуссия.
Технические средства: компьютер, проектор.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Работа в группах с литературно-критическим материалом.
4. Выступления.
5. Обсуждение выступлений.
6. Работа экспертов. Анализ дискуссии.
7.Письменная работа.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако во второй половине 30-х годов такой взгляд на историю утрачивает свою притягательность для поэта. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе терпят крушение и причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Лермонтов дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.
Образ Мцыри вызвал неподдельный интерес в русской критике. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Поэтому тема урока звучит так: «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри в оценке русской критики».
У нас сегодня урок-дискуссия.Задача нашей дискуссии – разобраться в оценках образа Мцыри критиком В.Г.Белинским, литературоведами Д.Е.Максимовым и В.И.Коровиным. Подумать, насколько совпадают размышления литературоведов с вашей оценкой.
- А что такое дискуссия? Обратимся к этимологии этого слова. (Ответы подготовленных учеников).
3. Работа в группах.
На столах лежат выдержки из статей Белинского, Максимова и Коровина, тезисные планы этих статей, с которыми учащиеся работали дома [1].
Задача учащихся поработать с этим материалом и ответить на вопросы:
1. Какие из суждений оказались для вас неожиданными?
2.Выявить, как критики характеризуют лермонтовского героя.
3.Доказать, чья точка зрения вам ближе, с кем из критиков вы согласны или нет. Почему?
Для ответа можно использовать цитаты из статей критиков и сам текст поэмы, а также оценочные слова и языковые клише, которые помогают выстроить грамотный ответ.
На эту работу дается 10 минут, затем выслушивается каждый представитель от группы, который представляет точку зрения группы. Помимо 3 рабочих, работает 4 - специальная группа.
Задача этой группы – проработать весь материал, предназначенный для рабочих групп, и подготовить вопросы по материалу.
Кроме 4-х групп, работают 3 независимых эксперта. Они оценивают выступления представителей групп, их работу по определенным критериям.
4.Выступления.
Регламент выступления 1,5-2 минуты.
Задача остальных – внимательно выслушать доводы каждой из групп, возможно, делать какие-либо пометки и быть готовым в конце выступления всех представителей задавать вопросы и высказывать свое мнение по поводу услышанного.
(Выступление представителей от каждой группы).
5 . Обсуждение представленных выступлений.
- Какие вопросы вы бы хотели задать работающим группам?
Слово предоставляется группе, готовившей вопросы.
6. Работа экспертов. Анализ дискуссии.
Эксперты оценивают и анализируют работу групп, выступления представителей от каждой группы.
Далее предлагается 4 вопроса на выбор, на один из них надо ответить.
7. Письменная работа. Предлагаетсяучащимсяответить на один из этих вопросов письменно. Вопросы на выбор:
1. Совпало ли мое впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями (Белинского, Максимова, Коровина)?
2. Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу?
3. Что показалось особенно важным для создания образа Мцыри в высказываниях Белинского, Максимова, Коровина?
4. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Согласны ли вы с этим утверждением?
8. Домашнее задание.
Литература:
1. Литература. 8 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/авт.-сост.В.Я.Коровина [и др.] . – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 368 с.