Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 392 с углубленным изучением французского языка
Кировского района Санкт-Петербурга
Урок литературы
по произведению Виктора Петровича Астафьева
«Конь с розовой гривой»
Учитель: Балакина Валентина Андреевна
2010
Целевой компонент урока
Педагогические цели:
1.Организовать работу по анализу художественного текста.
2.Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.
3.Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.
4.Учить детей оценивать поступки героев и делать выводы.
5.Организовать работу в группах.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся хорошо ориентируются в тексте.
2.Умеют выразительно читать текст и пересказывать отдельные эпизоды.
3.Учащиеся умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.
4.Учащиеся умеют дать оценку таким нравственным категориям, как совесть,
честность, доброта, трудолюбие.
5.Учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей
Используемые технологии: технология критического мышления.
Методы обучения: диалоговое взаимодействие.
Организационные формы урока: фронтальная и групповая.
Оснащение: рассказ В.Астафьева;
-портрет писателя;
-словарь диалектных слов;
-рисунки;
-кроссворд;
-синквейны,
- листы для записи наблюдений и выводов
Сценарий урока
Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация
Стадия вызова
Учитель:Тема нашего занятия «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева»,писателя-сибиряка, детство и юность которого прошли в деревне. Он рано остался сиротой. Мама утонула, отец женился на другой. Через какое-то время отец заболел и умер, а мачеха бросила мальчика. Он вернулся к дедушке и бабушке, которые и воспитывали его. Когда началась война, Астафьев ушел на фронт. Воевал. После войны стал писать очерки, рассказы, которые принесли ему известность. В своих произведениях Астафьев ставит вопрос об ответственности человека за все сущее на земле. Очень интересно, на мой взгляд, размышляет писатель о детях. Обратимся к эпиграфу.
Ученики: Ученик читает вслух эпиграф.
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ученики: Тревога и мука – это переживания родителей за поступки своих детей.
Учитель: А почему дети – зеркало?
Ученики: Потому что дети отражают жизненную позицию семьи. Они во многом копируют родителей, поэтому все хорошее и плохое, что есть в семье, становится известно окружающему миру.
Учитель: Значит, жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание. Человек уходит в жизнь с тем, чему научили в детстве. А сейчас вернемся к теме урока, попытайтесь определить, какова же цель нашего урока?
Ученики: Оценить поступки героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах.
Учитель: Согласна. А теперь задачи. Как добиться поставленной цели?
Ученики: 1. Понаблюдать за поведением Вити и левонтьевских ребятишек.
2.Сравнить семью мальчика Вити и семью Левонтия и сопоставить их отношение к жизни.
3. Оценить поступки и сделать вывод.
Учитель: А сейчас предлагаю разделиться на 6 групп. Каждая группа имеет свое задание (раздаются задания)
1группа
Левонтий и Васеня,их отношение к жизни |
|
1.Отношение к заработанной копейке. 2.Дом. 3.Огород. 4.Изгородь. 5.Одежда. 6.Вывод. |
|
2группа
Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни |
|
1.Отношение к соседям. 2.Честность. 3.Строгость. 4.Трудолюбие. 5.Великодушие. 6.Ласка. 7.Мудрость. 8.Вывод.
|
|
3группа
|
За земляникой |
1.Посуда. 2.По дороге. 3.В чужом огороде. 4.Драка. 5.На Малой речке. 6.Жестокость. 7.Санька - злой человек. 8.Советы Саньки. 9.Вывод. |
|
4группа
Дома. Ночь переживаний. |
|
1.Отлегло маленько. 2.Угрозы Саньки. 3.Сон не брал меня. 4.Решение. 5.Вывод. |
|
5группа
На речке |
|
1.Размышления. 2.Грешные мысли. 3.Совет Саньки. 4.Не буду слушать. 5.Побег. 6.Вывод. |
|
6группа
В кладовке. Утро |
|
1.Обостренный слух. 2.Дедушка. 3.Хотелось помереть. 4.Дедушка. 5.Ласка. 6.Прощение 7.Вывод. |
|
Учитель: Расскажите о мечте всех деревенских ребятишек.
Ученики: Пряник конем, весь белый, а грива, хвост, глаза, копыта розовые.
Учитель: Почему каждый мальчишка мечтал получить такой пряник?
Ученики: Во-первых, такой пряник можно было купить только в городе. Во-вторых, с таким конем сколько почету, внимания. Ребята левонтьевские к тебе ластятся и так и эдак. Чижа дают первому бить, из рогатки стрельнуть первому. Лишь бы позволили откусить от коня или лизнуть его.
Учитель:Почему было так опасно угощать левонтьевских ребятишек?
Ученики: Когда даешь Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое кусать положено и держать крепко, иначе так цапнут, что останутся от коня хвост да грива.
Учитель: Ребята, какое художественное средство использует автор, описывая дом, и что хочет подчеркнуть этим?
Ученики: Автор использует олицетворение и эпитет (дом смотрел кое-как застекленными окнами). И читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.
Учитель: Чем интересна семья Левонтия?
Ученики: Это большая семья. Левонтий работал на лесозаготовке. Дома бывал раз в две - три недели.
Учитель: Опишите дом, в котором жила эта семья.
Ученики: Дом стоял сам собою на просторе. Ничего не мешало смотреть ему на свет белый кое-как застекленными окнами. Не было ни забора, ни сеней, ни ворот, ни наличников. Читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.
Учитель:Как левонтьевское семейство вело хозяйство, чтобы прокормить себя?
Ученики: Весной они маленько ковыряли землю. Воздвигали изгородь из жердей, хворостин и старых досок. Все делалось кое-как. Зимой все исчезало в печке. Жили одним днем.
Учитель: Найдите в тексте абзац, подчеркивающий нерадивость хозяйки Весени.
Ученики:Левонтий ходил в штанах, державшихся на одной пуговице, и в рубахе вовсе без пуговиц.
Учитель:Чем заканчивалися праздник в доме Левонтия?
Ученики: Праздник всегда заканчивался скандалом. Все убегали из дома. А Левонтий бил стекла, ругался и плакал.
Учитель: Прошу вторую группу оценить сказанное.
Ученики:Семья многодетная. Но, к сожалению, родители не показываютдетям положительных примеров. Не благоустраивают свой дом. Вместо крыльца – чурбак. Не обрабатывают огород. Забор возводится только временно. Не приучают детей к труду. Все у них кое – как. Живут одним днем. В такой семье дети вырастут неряшливыми, ленивыми, неуважительными. Нам кажется, что виноват в этом отец семейства Левонтий. Он сам ленив.
Учитель:Как бабушка относилась к таким беспокойным соседям?
Ученики: Относилась с пониманием. Давала в долг деньги, продукты. Когда Левонтий буянил, пускала ночевать. Но при этом внуку не разрешала ходить к ним, говоря: «Нечего объедать этих пролетариев. У них в кармане – вошь на аркане». Бабушка старалась оградить внука от дурного влияния этой семьи.
Учитель:Однажды левонтьевские ребятишки собрались в лес за земляникой. С ними оправился и внук бабушки Петровны. Какая цель была у него?
Ученики: Мальчик своим трудом хотел заработать пряник. Хотел набрать земляники, которую бы бабушка продала в городе и купила бы пряник.
Учитель:С какой посудой дети отправились в лес? Сравните.
Ученики: Мальчик Витя взял аккуратную берестяную корзиночку-туесок стакана на 2-3. Левонтьевские ребятишки взяли бокалы с отбитыми краями, старые изодранные туески, ковшик без ручки. Такая посуда – лицо хозяйки. Дети и не берегли посуду, они бросали друг в друга ковшики и туески.
Учитель: Какой эпизод указывает на то, что дети не любят друг друга и не уважают жителей соей деревни?
Ученики: По дороге дразнились, плакали, пытались драться. Заскочили в чужой огород, нарвали много зеленого лука. Наелись, а остальное бросили. Для этих ребят не существует понятия « нельзя». Этому, к сожалению, не научили их родители.
Учитель: Почему возникла драка на увале? Что такое « увал»?
Ученики: Увал – это пологий холм. Старшой увидел, что Танька не собирает землянику, а ест, и надавал ей пинков. Танька сказала, что и Санька ест. Попало и Саньке, но тот кинулся драться. Катались по земле, подавили собранную землянику. У старшого опустились руки – и он съел всю свою ягоду.
Учитель: Ребята, кого из левонтьевских ребят выделяет автор?
Ученики: Автор выделяет Саньку и подчеркивает, что он был вреднее и злее всех детей. Когда все собрались идти на речку, а Витя не решался, т.к. еще не наполнил туесок, но Санька стал его провоцировать, говоря, что он жадный, что он бабушки Петровны боится. И мальчик сдался. Он вытряхнул из туеска ягоды, на которые сразу же навалились левонтьевские дети и съели. Мальчику досталось лишь несколько ягодок.
Учитель:Какие чувства испытывал герой рассказа?
Ученики: Мальчику было жалко ягод и грустно. Но он напустил на себя отчаянность. Махнул на все рукой и отправился вместе со всеми на речку.
Учитель: Докажите, что один дурной поступок (высыпал ягоды) влечет за собой другой.
Ученики: Пообещал украсть калач. На речке левонтьевские растерзали некрасивую рыбку. Подшибли стрижа, и он погиб.
Учитель:День закончился. Дело к вечеру. Пора возвращаться домой. Санька дает совет. Какой?
Ученики:Посоветовал натолкать в туесок травы, а сверху присыпать земляникой, т.е. подтолкнул к обману.
Учитель: Передайте внутреннее состояние мальчика, когда он остался один в тайге, левонтьевские драчуны бросили его одного в тайге.
Ученики: Ему стало жутко. Чуть было не заплакал.
Учитель:А сейчас прошу третью группу подвести итог нашей беседе.
Ученики:Наблюдая за поступками левонтьевских ребят, мы пришли к выводу, что эти дети не приучены родителями к труду (не смогли набрать земляники). Считают, что им все дозволено, поэтому воруют (залезли в чужой огород). У них нет чувства жалости (разорвали рыбку и убили чижа). Растут жестокие дети (посоветовали обмануть бабушку Петровну; угрожали, что все ей расскажут; заставляли мальчика воровать калачи; бросили одного в тайге). И еще есть одна деталь. Они маме не принесли из тайги ни одной ягодки земляники. Значит, родителей они не любят. Даже автор выразил свое отношение к ним через эмоционально-оценочные слова, называя их не Саша, Таня, а Санька, Танька. Они дразнятся, дерутся, плачут, не едят, а жрут. Такие дети - дурной пример
Учитель:Ребята, доверяла ли бабушка Петровна своему внуку?
Ученики:Бабушка доверяла ему. Она даже похвалила его, когда он принес из тайги туесок. Это говорит о том, что в этой семье детей воспитывают правильно.
Учитель:Все, казалось бы, утряслось. Что же терзало нашего героя? Прошу четвертую группу подвести итог.
Ученики: Мальчик не мог ночью спать, его мучила совесть. Он сравнивал себя с запутавшимся преступником. Ему хотелось все рассказать бабушке. Но он послушал, как она тяжело дышит во сне, понял, что она устала, и ему стало жалко ее. Мальчик принимает решение - не спать, а караулить бабушку, и, когда она проснется, все ей рассказать Мы сделали вывод, что наш герой – хороший человек, любит сою бабушку, но он просто запутался, поддавшись влиянию Саньки.
Учитель:Почему наш герой снова оказался вместе с левонтьевскими «орлами»?
Ученики:Беда в том, что он уснул, карауля бабушку. А она рано утром на лодке уплыла в город, на рынок. Дедушки не было дома, он уехал на заимку, километров за 5 от деревни. Дома было скучно, и мальчик подался к левонтьевским.
Учитель:В какой момент наш герой снова попадает под влияние Саньки и выполняет его требования, совершив еще один проступок.
Ученики: Мальчик без разрешения взрослых отдал Саньке дедушкины удочки, чтобы Санька взял его на рыбалку.
Учитель: Ребята, с какой целью автор дает пейзажную зарисовку тихого, спокойного летнего дня?
Ученики: Нам кажется, что автор дает эту зарисовку, чтобы подчеркнуть контраст гармонии в природе и дисгармонии в душе нашего героя. Так прекрасна природа. Такая тишина. Покой. И мальчик не замечает этого. Но на душе у него неспокойно.
Учитель:Что мучает его?
Ученики:Боится возвращения бабушки. И дедушки нет. Заступиться некому.
Учитель:Можно ли сказать, что в мальчике проснулась сила противостояния злу?
Ученики:Да. На совет Саньки спрятаться в сено и сделать вид, что утонул, чтобы испугать бабушку, ответил, что не сделает этого и Саньку слушать больше не будет.
Учитель: Завидя лодку, мальчик бежал. Предлагаю пятой группе, наблюдавшей за мальчиком на рыбалке, высказать свое мнение, подвести итог.
Ученики:Наблюдая за героем, мы заметили, что автор обращает наше внимание на внутренний мир мальчика. Он в напряжении. Смотрит на мост, из-за которого должна приплыть бабушка. К нему даже нехорошие мысли пришли (пусть лодка опрокинется). Но он уже внутренне раскаялся в содеянном. Сделал решительный шаг - дал отпор Саньке, отказавшись ему подчиняться. А сбежал от стыда перед бабушкой. Мы написали синквейн.
Совесть.
Мучительная, обличающая.
Заставляет, требует, контролирует.
Закон живет в человеке.
Учитель:Ребята, вы знаете, что наш герой оказался в другом конце села. Хотел остаться ночевать у тети Фени, но она, выслушав его, взяла за руку и отвела домой. В чем проявилась ее мудрость?
Ученики:Она не повела его к бабушке на расправу под горячую руку, а втолкнула в кладовку, там была постель. Сама же вошла в дом и поговорила с бабушкой.
Учитель: Тоскливо было в кладовке. Мальчик прислушивался. Половицы в избе не скрипели. Должно быть, бабушка устала. Стало холодно. Сжался в комочек и уснул. Как автор дает понять читателю, что все-таки все закончится хорошо?
Ученики:Об этом говорит солнечный луч, пробившийся в мутное окошко кладовки.
Учитель:Почему сердце мальчика радостно подпрыгнуло?
Ученики: На нем был накинут старенький дедушкин тулупчик. Это приехал дедушка. Какая радость!
Учитель:Мальчик услышал возмущенный голос бабушки. Почему ему хотелось провалиться сквозь землю, он закрылся полушубком и желал умереть скорее?
Ученики: Услышал рассказ бабушки о том, как в городе открылся обман. А она рассказывала об этом каждому, кто приходил к ним в это утро.
Учитель:Найдите в тексте наивысшую точку переживаний нашего героя.
Ученики:Дед погладил его по голове, и так долго копившиеся слезы хлынули безудержно из глаз мальчика.
Учитель:Как дедушка помог внуку выйти этого тяжелого положения?
Ученики:Успокоил внука, вытер слезы с его лица и посоветовал попросить прощения у бабушки.
Учитель:Легко ли это было сделать?
Ученики: Трудно. Мальчик даже не плакал, а ревел так, что с трудом выговорил: « Я больше не буду!»
Учитель: Как заканчивается рассказ?
Ученики:Бабушка простила внука. Накормила его. И подарила пряник, белого коня с розовой гривой, мечту каждого деревенского мальчишки.
Учитель: Предлагаю высказаться второй группе, наблюдавшей за поступками дедушки и бабушки Петровны.
Ученики: Наблюдая за этими героями, мы пришли к выводу, что это добрые люди. И не зря бабушку в селе называют уважительно по отчеству Петровна. Они не отказывают в помощи соседям. Трудолюбивые. Кроме домашнего огорода, обрабатывают еще один огород, который находится в пяти километрах от села. Держат корову. Это тоже большой труд. Правильно воспитывают внука. Запрещают водиться с левонтьевскими детьми, от которых ничему хорошему не научишься. Приучают внука к труду. Разрешили пойти в лес за земляникой, чтобы мальчик сам заработал себе на пряник. Эти старики не только добрые, трудолюбивые, но и мудрые. Дедушка поддержал внука, пожалел его, подсказал, как надо повести себя в эту трудную для него минуту. А бабушка Петровна простила и подарила пряник. И это правильно. Внук вырос, но бабушкины мудрые уроки не забыл. Мы сочинили синквейн.
Любовь.
Теплая, нежная.
Оберегает, защищает, прощает.
Стремление стать лучше.
Счастье.
Учитель: Молодцы! Ребята, мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока.
Ученики: Какие же жизненные уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?
Учитель: Кто готов сделать заключение?
Ученики: Мы пришли к выводу, что герой рассказа В.Астафьева понял, что не все советы могут быть полезны.
Научился говорить «нет», отстаивая свою позицию.
Понял, что нужно слушаться старших.
Научился прощать.
Главное - переживания, муки совести изменили его. По концовке рассказа можно понять, что уроки бабушки он пронес через всю жизнь.
Учитель: Д/з.1. Письменный ответ на вопрос « Чему научил меня рассказ В.Астафьева « Конь с розовой гривой».
2.Кроссворд по желанию.
Список источников:
1.Коровина В.Я. Литература,6 класс. ( Москва «Просвещение» 2010)
2.Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть.- М.: Молодая гвардия,1989
3.Виктор Петрович Астафьев (75-летию со дня рождения):
Библиографический указатель Н.Я. Сакова и др.Красноярск,1999
4.Ланщиков А.П.Виктор Петрович Астафьев/.- М: Просвещение,1992 (школьникам о современных писателях)