Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 392 с углубленным изучением французского языка
Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Урок литературы

по произведению  Виктора  Петровича Астафьева

«Конь с розовой гривой»

 

 

 

 

 

 

          

                                                 

 

 

 

Учитель: Балакина Валентина Андреевна

 

 

 

2010

Целевой компонент урока

Педагогические цели:

1.Организовать работу по анализу художественного текста.

2.Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

3.Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

4.Учить детей оценивать поступки героев и делать выводы.

5.Организовать работу в группах.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся хорошо ориентируются в тексте.

2.Умеют выразительно читать текст и пересказывать  отдельные эпизоды.

3.Учащиеся умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.

4.Учащиеся умеют дать оценку таким нравственным  категориям, как совесть,

честность, доброта, трудолюбие.

5.Учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей

Используемые технологии: технология  критического мышления.

 

Методы обучения: диалоговое взаимодействие.

 

Организационные формы урока: фронтальная и групповая.

 

Оснащение:  рассказ В.Астафьева;

                        -портрет писателя;

                        -словарь диалектных слов;

                        -рисунки;

                        -кроссворд;

                        -синквейны,

                        - листы для записи наблюдений и выводов

                                       

 

 

Сценарий урока

Организационный этап. Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация

Стадия вызова

Учитель:Тема нашего занятия  «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева»,писателя-сибиряка, детство и юность которого прошли в деревне. Он рано остался сиротой. Мама утонула, отец женился на  другой. Через какое-то время отец заболел и умер, а мачеха бросила мальчика. Он вернулся  к дедушке и  бабушке, которые  и  воспитывали его. Когда началась война, Астафьев ушел на фронт. Воевал. После войны стал писать очерки, рассказы, которые принесли ему известность. В своих произведениях Астафьев ставит вопрос об ответственности человека за все сущее на земле. Очень  интересно, на мой взгляд, размышляет писатель о детях. Обратимся к эпиграфу.

Ученики: Ученик читает вслух эпиграф.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ученики:  Тревога   и  мука – это переживания родителей за поступки своих детей.

Учитель: А почему дети – зеркало?

Ученики: Потому что дети отражают жизненную позицию семьи.  Они  во многом  копируют  родителей, поэтому  все хорошее  и плохое, что есть  в семье, становится известно окружающему миру.

Учитель: Значит,  жизнь и судьбу человека во многом определяет  воспитание. Человек  уходит в жизнь с тем, чему научили  в  детстве.   А       сейчас   вернемся   к  теме  урока, попытайтесь  определить, какова  же цель нашего урока?

Ученики:  Оценить  поступки героя  и выяснить, какие  жизненные  уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах.

Учитель: Согласна. А теперь задачи. Как добиться поставленной цели?

Ученики:  1. Понаблюдать за поведением  Вити и  левонтьевских  ребятишек.

 2.Сравнить семью мальчика Вити и семью  Левонтия  и сопоставить их отношение к жизни.

3. Оценить поступки и сделать вывод.

Учитель: А сейчас предлагаю  разделиться на 6 групп. Каждая группа  имеет свое задание (раздаются задания)

 

 

 

1группа                                                                                             

                          Левонтий и Васеня,их отношение к жизни

1.Отношение к заработанной копейке.

2.Дом.

3.Огород.

4.Изгородь.

5.Одежда.

6.Вывод.

 

 

 

 

 

2группа

                      Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни

1.Отношение к соседям.

2.Честность.

3.Строгость.

4.Трудолюбие.

5.Великодушие.

6.Ласка.

7.Мудрость.

8.Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3группа

 

За земляникой

1.Посуда.

2.По дороге.

3.В чужом огороде.

4.Драка.

5.На Малой речке.

6.Жестокость.

7.Санька - злой  человек.

8.Советы Саньки.

9.Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4группа

                                   Дома.   Ночь переживаний.

                                         

1.Отлегло маленько.

2.Угрозы Саньки.

3.Сон не брал меня.

4.Решение.

5.Вывод.

 

 

 

 

 

 

5группа

                                                     На речке

1.Размышления.

2.Грешные мысли.

3.Совет Саньки.

4.Не буду слушать.

5.Побег.

6.Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

6группа

                                             В кладовке. Утро

1.Обостренный слух.

2.Дедушка.

3.Хотелось помереть.

4.Дедушка.

5.Ласка.

6.Прощение

7.Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Расскажите о мечте всех деревенских ребятишек.

Ученики: Пряник конем, весь белый, а грива, хвост, глаза, копыта розовые.

Учитель: Почему каждый мальчишка мечтал получить такой пряник?

Ученики: Во-первых, такой пряник можно было купить только в городе.      Во-вторых, с таким конем  сколько почету, внимания. Ребята  левонтьевские  к тебе ластятся и так и эдак. Чижа дают первому бить, из рогатки стрельнуть первому. Лишь бы позволили откусить от коня или лизнуть его.

Учитель:Почему было так опасно угощать  левонтьевских ребятишек?

Ученики: Когда даешь Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое кусать положено и держать крепко, иначе так цапнут, что останутся от коня хвост да грива.

Учитель: Ребята, какое художественное средство  использует автор, описывая дом, и что  хочет  подчеркнуть  этим?

Ученики: Автор использует  олицетворение и эпитет (дом смотрел кое-как  застекленными окнами). И читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.

Учитель: Чем интересна семья Левонтия?

Ученики: Это большая семья. Левонтий  работал на лесозаготовке. Дома бывал раз в две - три недели.

Учитель: Опишите дом, в котором жила эта семья.

Ученики: Дом стоял сам собою на просторе. Ничего не мешало смотреть ему на свет белый кое-как застекленными окнами. Не было ни забора, ни сеней, ни ворот, ни наличников. Читатель понимает, что Левонтий был нерадивым хозяином.

Учитель:Как  левонтьевское семейство вело хозяйство, чтобы прокормить себя?

Ученики: Весной они  маленько  ковыряли землю. Воздвигали изгородь из жердей, хворостин и старых досок. Все делалось кое-как. Зимой все исчезало в печке. Жили одним днем.

Учитель: Найдите в тексте абзац, подчеркивающий  нерадивость хозяйки Весени.

Ученики:Левонтий  ходил в штанах, державшихся на одной пуговице, и в рубахе вовсе без пуговиц.

Учитель:Чем заканчивалися праздник в доме Левонтия?

Ученики: Праздник всегда заканчивался скандалом. Все убегали из дома. А Левонтий  бил стекла, ругался и плакал.

Учитель: Прошу вторую группу оценить сказанное.

 

Ученики:Семья многодетная. Но, к сожалению, родители не показываютдетям положительных  примеров. Не благоустраивают свой дом. Вместо крыльца – чурбак. Не обрабатывают огород. Забор возводится только временно. Не приучают детей к труду. Все у них кое – как. Живут одним днем. В  такой семье дети вырастут  неряшливыми, ленивыми, неуважительными. Нам кажется, что виноват в этом отец семейства Левонтий. Он сам ленив.

Учитель:Как бабушка относилась к таким беспокойным соседям?

Ученики: Относилась с пониманием. Давала в долг деньги, продукты. Когда Левонтий  буянил, пускала ночевать. Но при этом внуку не разрешала ходить к ним, говоря: «Нечего объедать этих пролетариев. У них в кармане – вошь на аркане». Бабушка старалась оградить внука от дурного влияния этой семьи.

Учитель:Однажды  левонтьевские ребятишки собрались в лес за земляникой. С ними  оправился и внук бабушки Петровны. Какая цель была у него?

Ученики: Мальчик своим трудом хотел заработать пряник. Хотел  набрать земляники, которую бы бабушка продала в городе и купила бы пряник.

Учитель:С какой посудой дети отправились в лес? Сравните.

Ученики: Мальчик Витя взял аккуратную берестяную корзиночку-туесок стакана на 2-3. Левонтьевские  ребятишки взяли бокалы с отбитыми краями, старые изодранные туески, ковшик без ручки. Такая посуда – лицо хозяйки. Дети и не берегли посуду, они бросали друг в друга  ковшики и туески.

Учитель: Какой эпизод указывает на то, что дети не любят друг друга и не уважают жителей соей деревни?

Ученики: По дороге дразнились, плакали, пытались драться. Заскочили в чужой  огород, нарвали много зеленого лука. Наелись, а остальное бросили. Для  этих ребят  не существует  понятия  « нельзя». Этому, к сожалению, не научили их родители.

Учитель: Почему возникла драка на увале?  Что такое « увал»?

Ученики: Увал – это пологий холм. Старшой  увидел, что Танька не собирает землянику, а ест, и надавал ей пинков. Танька сказала, что и Санька ест. Попало и Саньке, но тот кинулся драться. Катались по земле, подавили собранную землянику. У старшого  опустились руки – и он съел всю свою ягоду.

Учитель: Ребята, кого  из левонтьевских  ребят выделяет автор?

Ученики: Автор выделяет Саньку и подчеркивает, что он был  вреднее  и злее всех детей. Когда все собрались идти на речку, а  Витя не решался, т.к. еще не наполнил туесок, но  Санька стал его провоцировать, говоря, что он жадный, что он бабушки Петровны боится. И мальчик сдался. Он вытряхнул  из туеска ягоды, на которые сразу же навалились  левонтьевские  дети и съели. Мальчику досталось лишь несколько ягодок.

Учитель:Какие чувства испытывал герой рассказа?

Ученики: Мальчику было жалко ягод и грустно. Но он напустил на себя отчаянность. Махнул  на все рукой и отправился вместе со всеми на речку.

Учитель: Докажите, что один дурной поступок (высыпал ягоды) влечет за собой другой.

Ученики: Пообещал украсть калач. На речке левонтьевские растерзали некрасивую рыбку. Подшибли  стрижа, и он погиб.

Учитель:День закончился. Дело к вечеру. Пора возвращаться домой. Санька дает совет. Какой?

Ученики:Посоветовал натолкать  в туесок травы, а сверху присыпать  земляникой, т.е. подтолкнул к обману.

Учитель: Передайте внутреннее состояние мальчика, когда он остался один в тайге, левонтьевские драчуны  бросили  его одного в тайге.

Ученики: Ему стало жутко. Чуть было не заплакал.

Учитель:А сейчас прошу третью группу подвести итог нашей беседе.

Ученики:Наблюдая за поступками  левонтьевских  ребят, мы пришли к выводу, что эти дети не приучены родителями  к труду (не смогли набрать земляники). Считают, что им все дозволено, поэтому воруют (залезли в чужой огород). У них нет чувства жалости (разорвали рыбку и убили чижа). Растут жестокие дети (посоветовали обмануть бабушку Петровну; угрожали, что все ей расскажут; заставляли мальчика воровать  калачи; бросили одного в тайге). И еще есть одна деталь. Они  маме не принесли  из тайги ни одной ягодки земляники. Значит, родителей они не любят. Даже автор выразил свое отношение к ним через эмоционально-оценочные слова, называя их  не  Саша, Таня, а Санька, Танька.  Они дразнятся, дерутся, плачут, не едят, а жрут. Такие дети  -  дурной пример

Учитель:Ребята, доверяла ли  бабушка Петровна  своему внуку?

Ученики:Бабушка доверяла ему. Она даже похвалила его, когда он принес из тайги туесок. Это говорит о том, что в этой семье детей воспитывают правильно.

Учитель:Все, казалось бы, утряслось. Что же терзало нашего героя? Прошу четвертую группу   подвести итог.

Ученики:   Мальчик не мог ночью  спать, его мучила совесть. Он сравнивал себя с запутавшимся преступником. Ему хотелось все рассказать бабушке. Но он послушал, как она тяжело дышит во сне, понял, что она  устала, и ему стало жалко ее.  Мальчик принимает решение  - не спать, а караулить бабушку, и, когда она проснется, все ей рассказать Мы сделали вывод, что наш герой – хороший человек,  любит сою бабушку,  но он просто запутался, поддавшись влиянию Саньки.

Учитель:Почему наш герой снова оказался вместе с левонтьевскими  «орлами»?

Ученики:Беда в том, что он уснул, карауля бабушку. А она рано утром  на лодке уплыла в город, на рынок. Дедушки не было дома, он уехал на заимку, километров за 5 от деревни. Дома было скучно, и мальчик подался  к левонтьевским.

Учитель:В какой момент наш герой снова попадает под влияние Саньки и выполняет его требования, совершив еще один проступок.

Ученики: Мальчик без разрешения  взрослых  отдал Саньке дедушкины удочки, чтобы Санька взял его на рыбалку.

Учитель: Ребята, с какой целью автор дает пейзажную зарисовку тихого, спокойного летнего дня?

Ученики: Нам кажется, что  автор дает эту зарисовку, чтобы подчеркнуть контраст  гармонии в природе и дисгармонии в душе нашего героя. Так прекрасна природа. Такая тишина. Покой.  И мальчик  не замечает этого. Но на душе у него неспокойно.

Учитель:Что мучает его?

Ученики:Боится возвращения бабушки. И дедушки нет. Заступиться некому.

Учитель:Можно ли сказать, что в мальчике проснулась сила противостояния злу?

Ученики:Да. На совет Саньки спрятаться в сено и сделать вид, что утонул, чтобы испугать бабушку, ответил, что  не сделает этого  и Саньку  слушать  больше не будет.

Учитель:  Завидя лодку, мальчик бежал. Предлагаю  пятой группе, наблюдавшей за  мальчиком на рыбалке, высказать свое мнение, подвести итог.

Ученики:Наблюдая за героем, мы заметили, что автор обращает наше внимание на внутренний мир  мальчика. Он в напряжении. Смотрит на мост, из-за которого должна  приплыть бабушка. К нему даже нехорошие мысли пришли (пусть лодка опрокинется). Но он уже внутренне  раскаялся в  содеянном.  Сделал решительный шаг - дал отпор Саньке, отказавшись ему подчиняться. А сбежал от стыда перед бабушкой. Мы написали синквейн.

Совесть.

Мучительная, обличающая.

Заставляет, требует, контролирует.

Закон живет в человеке.

Учитель:Ребята, вы знаете, что  наш герой оказался в другом конце села. Хотел остаться ночевать у тети Фени, но она, выслушав его, взяла за руку и отвела домой. В чем проявилась ее мудрость?

Ученики:Она  не  повела его к  бабушке  на расправу  под горячую  руку, а втолкнула  в  кладовку, там  была  постель.  Сама же  вошла  в  дом   и поговорила с бабушкой.

Учитель: Тоскливо было в  кладовке.  Мальчик прислушивался. Половицы в избе не скрипели.  Должно  быть, бабушка  устала. Стало  холодно. Сжался  в комочек  и  уснул. Как  автор  дает  понять  читателю, что  все-таки  все закончится хорошо?

Ученики:Об этом  говорит  солнечный  луч, пробившийся  в мутное окошко кладовки.

Учитель:Почему сердце мальчика радостно подпрыгнуло?

Ученики: На нем был накинут старенький дедушкин тулупчик. Это приехал дедушка. Какая радость!

Учитель:Мальчик услышал возмущенный голос бабушки. Почему ему хотелось провалиться сквозь землю, он закрылся полушубком и  желал умереть скорее?

Ученики: Услышал рассказ бабушки о том, как в городе открылся обман. А она рассказывала  об этом каждому, кто приходил к ним в это утро.

Учитель:Найдите в тексте наивысшую точку переживаний нашего героя.

Ученики:Дед погладил его по голове, и так  долго копившиеся слезы хлынули безудержно из глаз мальчика.

Учитель:Как дедушка помог внуку  выйти  этого тяжелого положения?

Ученики:Успокоил внука, вытер слезы с  его лица и посоветовал попросить прощения  у бабушки.

Учитель:Легко ли это было сделать?

Ученики:  Трудно. Мальчик  даже  не  плакал, а  ревел так, что с трудом  выговорил: « Я больше не буду!»

Учитель: Как заканчивается рассказ?

Ученики:Бабушка простила внука. Накормила его. И подарила пряник, белого коня с розовой гривой, мечту каждого деревенского мальчишки.

Учитель: Предлагаю  высказаться второй группе, наблюдавшей за  поступками  дедушки и бабушки Петровны.

Ученики: Наблюдая за этими героями, мы пришли к выводу, что это добрые люди. И не зря бабушку в селе называют уважительно по отчеству Петровна. Они не отказывают в помощи соседям. Трудолюбивые. Кроме  домашнего огорода, обрабатывают еще один  огород, который находится в пяти километрах от села. Держат корову. Это тоже  большой труд. Правильно воспитывают внука. Запрещают водиться с левонтьевскими  детьми, от которых ничему хорошему не научишься. Приучают  внука к труду. Разрешили пойти в лес за земляникой, чтобы мальчик сам заработал себе на пряник. Эти старики не только добрые, трудолюбивые, но и мудрые. Дедушка поддержал внука, пожалел его, подсказал, как надо повести себя в эту трудную для него минуту. А бабушка Петровна простила и подарила пряник. И это правильно.  Внук  вырос,  но  бабушкины мудрые уроки не забыл. Мы сочинили синквейн.                                                 

 Любовь.

 Теплая, нежная.  

Оберегает, защищает, прощает.

Стремление стать лучше.

Счастье.                                                                                                                          

Учитель: Молодцы! Ребята, мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока.

Ученики: Какие  же жизненные уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

Учитель: Кто готов сделать заключение?

Ученики: Мы пришли к выводу, что герой рассказа В.Астафьева понял, что не все советы могут быть полезны.

Научился говорить «нет», отстаивая свою позицию.

Понял, что  нужно слушаться старших.

Научился прощать.

Главное - переживания, муки совести  изменили его. По концовке рассказа можно понять, что уроки бабушки он пронес через всю жизнь.

Учитель: Д/з.1. Письменный ответ  на вопрос « Чему научил меня рассказ В.Астафьева « Конь с розовой гривой».

2.Кроссворд по желанию.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

1.Коровина В.Я. Литература,6 класс. ( Москва «Просвещение» 2010)

2.Астафьев В.П. Последний поклон:  Повесть.- М.: Молодая гвардия,1989

3.Виктор Петрович Астафьев (75-летию со дня рождения):

Библиографический указатель Н.Я. Сакова и др.Красноярск,1999

4.Ланщиков А.П.Виктор Петрович Астафьев/.- М: Просвещение,1992 (школьникам о современных писателях)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»