Методическая разработка урока
Понятие об информации
Буланкина Ирина Николаевна,
учитель информатики
ГБОУ СОШ №501 Санкт-Петербурга
Цели:
- Сформировать понятие об информации и ее свойствах
- Выработать умение различать виды информации и способы восприятия информации человеком
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изложение нового материала.
Информация
Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшей работе формы.
Речь о необходимости познания так или иначе идет на всех школьных предметах.
Информация может характеризоваться объемом, ее может быть много или мало.
Информация всегда содержит новые для конкретного человека знания.
Информация в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
Информация – сведения об объектах окружающего мира, увеличивающие наши знания о нем.
Информацию по своему значению можно разделить на:
- Личную
- Массовую
- Общественно-политическую
- Научную
- Эстетическую
Информацию также можно разделить по способу получения на:
- Визуальную
- Аудиальную
- Органолептическую
- Тактильную
Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 95 при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств.
Однако информацию может воспринимать не только человек.
Информация – совокупность любых воздействий на систему или объект.
Представление информации
Информацию используют не только для принятия сиюминутного решения, но и для обмена с другими людьми, для сохранение на будущее.
Форма представления одной и той же информации может быть различной, это зависит от цели которую вы перед собой поставили.
Формы представления информации:
- Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять:
- Символьную в виде текста, чисел, специальных символов
- Графическую
- Табличную
-
В виде жестов и сигналов
- Устной словесной
Форма представления информации очень важна при ее передаче.
Независимо от формы представления и способа передачи информации она всегда передается с помощью какого-либо языка.
Основу любого языка составляет алфавит – конечный набор знаков (символов) любой природы которых формируется сообщение.
Языки делятся на:
-
Естественные (разговорные)
- Формальные
После того как человек изобрел способы наносить сообщения на материальные носители, появилась возможность сохранять знания в течение долгого времени передавать их из поколения в поколение.
Однако необходимость хранения и передачи большого количества информации за короткий промежуток времени привело к появлению сокращенных алфавитов – кодов. В обобщенном смысле все алфавиты можно назвать кодами.
Код – конечный набор символов (условных обозначений) для представления информации.
Кодирование информации - процесс представления информации в виде кода.
По мере развития техники появились разные способы кодирования информации (азбука Морзе).
Однако использование представления информации в виде кода требует предварительной договоренности о понимании принимаемого сообщения.
Знаменитый немецкий ученый Готфрит Вильгельм Лейбниц в XVII веке предложил простую и уникальную систему представления чисел (в виде двоичного кода), затем в 1816 году английский математик Джон Буль создал универсальный логический язык, подчиняющийся логическим законам.
В 1867 году американский ученый Чарльз Сандерс Пирс применил законы математической логики для описания электрических переключательных схем.
С помощью двух цифр 0 и 1 можно отображать не только числа, но и знакомые асем жизненные понятия (добро-зло, день-ночь и т.д.).
Способ преобразования информации с помощью двоичного кода широко применяется в технике, в том числе и в компьютере.
Символы 0 и 1 принято называть двоичными цифрами или битами (binary digit – двоичный знак).
Бит – наименьшая единица измерения объема информации.
Объем информации в сообщении определяется количеством бит.
1 байт=8 бит
Число 1024 (210) является множителем при переходе к более высокой единице измерения.
Кодирование информации в компьютере обеспечивается устройствами ввода, декодирование – устройствами вывода.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы
- Что такое информации.
- Формы представления информации.
- Что такое код.
- Приведите пример кодирования информации в физике.
- Что больше 1Кбайт или 1000 байт.
- Определите информационный объем фразы: «Уж небо осенью дышало». В битах, Кбитах.
- Лазерный диск может содержать 640 Мбайт информации. Определите, сколько потребуется дискет объемом 1,44 Мбайт для размещения информации с одного лазерного диска.
- Что такое информатика.
- Виды информации по способу получения.
- Что такое алфавит.
- Приведите пример кодирования информации в математике.
- Что больше 3Кбайт или 3000 байт.
- На странице 30 строк, в каждой строке 30 символов. Определите информационный объем страницы. В битах, Кбитах.
- Сколько дискет объемом 1,44 Мбайт потребуется для записи 100 Мбит информации?