Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока информатика и ИКТ

Понятие “Алгоритм”

Яцура Марина Александровна,
учитель информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

УМК: Н.Д. Угринович

Класс: 9

Цель урока: формирование представления об алгоритмах, алгоритм как способ организации деятельности человека.

Задачи урока:

Обучающие:

●      формировать представление: о линейном, разветвляющем алгоритмах, циклическом алгоритмах,

●      рассмотреть свойства алгоритмов;

●      рассмотреть способы представления алгоритмов.

Воспитывающие:

●      способствовать формированию информационной культуры учащихся и  информационному видению окружающего мира

Развивающие:

●      развивать алгоритмическое мышление

●      развивать умение анализировать,

●      развивать умение -  целеполагание

●      развивать память и внимание через активное использование информации

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Техническое и программное обеспечение: компьютерный класс с персональным компьютером для каждого учащегося, интерактивная доска, локальная сеть, операционная система Windows XP,   learningapps.org.

Информационная карта урока:

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к учебной деятельности

(2 минуты)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Организует. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 

Личностные: личностноесжизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка цели (6  мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, наводящие на тему урока (например, как приготовить бутерброд или что делать при пожаре). Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цели

Озвучивает тему и цель урока.  Уточняет понимание учащимися поставленной цели урока.

 

 

 

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

 

Изучение нового

(20 мин)

Цели:-выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

 

Записывают понятие алгоритма. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Делают вывод о том, что в первом примере, все дейсвтия выполняются строго друг за другом, а во втором примере “как бы два условия”. Для третьего примера они составляют алгоритм построения фигуры и делают вывод о том, что два действия повторяются 4 раза. Высказывают свои предположения на вопросы учителя.

Дети делают записи в тетрдях.

Дети делают вывод о том, что алгоритмы можно представлять различными способами.

Дает опредление “алгоритм”. Выдвигает проблему: перед вами три примера:

1. 3*5 + 4*(x-5)=0

2.

3.

 

 

Через систему наводящих/уточняющих вопросов организует обсуждение. (мозговой штурм)

Подводит итог размышлениям детей о том, что есть  следующие виды алгоритма: линейный, разветвленный и циклический.

Физкульминутка

Далее учитель, на основе приведенных примеров, говорит детям о следующих свойствах алгоритма: дискретность (пошаговость), детерминированность (определенность), конечность (результативность). У алгоритма есть еще два свойства. как вы думаете - какие? Учитель произносит фразу на другом языке (не понятную детям) и говорит о том, что алгоритм должен быть понятен исполнителю. Еще одно свойство есть массовость. Как вы думаете, что оно означает? Потом подвержает или опровергает мнения детей и дает определение данному свойству.

Учитель читает текст, в котором описывается алгоритм, потом показывает алгоритм в виде рисунка и т.д.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

 

Закрепление  нового (10 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 

Дети приводят примеры из жизни различных видов алгоритмов, и в различных формах представляют алгоритм, рассматривают свои примеры с точки зрения свойств алгоритма.

 

 

 

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Контролирую -щее задание

(5 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Выполняют индивидуальное задание.

 

 

 

 

 

Выдает детям задание на карточках или интерактивные задания с помощью сервиса learningapps.org. Первое задание: даны примеры - написать является ли это алгоритмом или нет. Второе задание - примеры на то, чтобы дети определили способ представления алгоритма. Третье задание - примеры на то, чтобы дети определили вид алгоритма.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся самостоятельную работу с текстом; беседу, связывая результaты урока с его целями.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;

 

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

1. подчеркнуть то, что вам ближе - на уроке я понял(а) в полной мере / не допонял / не понял совсем почему алгоритмы делятся на три вида: линейный, разветвленный, циклический

 

2. дописать предложение (если все понятно, оставить пустым) - для меня не совсем понятны такие свойства алгоритма, как ________________________________________________________________________________

 

3. подчеркнуть то, что вам ближе - мне легче всего представлять алгоритм в словесной форме/графической(рисунка)/табличной/блок-схемы

 

4.подчеркнуть то, что вам ближе - у меня возникли трудности с приведением примеров алгоритмов из жизни да / нет

 

5. какую бы оценку за работу на уроке вы бы себе поставили по 10-балльной шкале___________

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»