Организация сетевого взаимодействия студентов в курсе «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Гусева Надежда Борисовна,
СПБ ГБПОУ ПСК СПБ ЦПС
Санкт-Петербургский Пожарно-спасательный колледж
На сегодняшний день, наибольший интерес у студентов вызывают сетевые проекты, которые можно реализовать с помощью социальных сервисов Google. Создавая сетевые проекты, студенты становятся не пассивными потребителями образовательных ресурсов, а являются, что немаловажно, активными создателями ЭОР, которые в дальнейшем преподаватели смогут использовать на своих уроках. Предоставляя в совместный доступ различного рода документы (текстовые, табличные, презентации, формы) у студентов и преподавателей появляется возможность не только создания, редактирования, но и совместного их использования. В результате работы над проектами студенты смогут раскрыть свой творческий и исследовательский потенциал, продемонстрировать имеющиеся у них умения совместного взаимодействия в Интернет - пространстве, а преподаватели сделать процесс обучения наиболее интересным и отвечающим современным требованиям новых образовательных стандартов третьего поколения.
Создание сайтов
Из опыта своей работы, хочу отметить, что наибольший интерес у студентов вызывает создание сайтов. В рамках учебной программы, я предлагаю студентам создать свой сайт-портфолио, в который должны войти следующие страницы:
- Анкета
- Достижения
- Фотогаллерея
- Полезные ссылки
На страничке «Анкета» студенты выкладывают свою фотографию, которую необходимо обработать в любом графическом редакторе с целью улучшения качества и уменьшения размера, и предоставить необходимый минимум информации о себе.
На страничке «Достижения», предлагаю создать таблицу и выложить в нее свои грамоты, медали, удостоверения, которыми они были награждены или получили за время обучения в колледже.
На странице «Фотогаллерея» рекомендую создать подстраницы, определенной направленности, чтобы на них можно было выложить фотографии по темам, например «ЛенЭкспо», «Ястребиное», Шахматная конференция и др. По мере заполнения сайта число фотографий, естественно будет увеличиваться.
И, наконец, на странице «Полезные ссылки», предлагаю разместить ссылки на сайты друзей и на сайт колледжа.
На следующем этапе студентам можно предложить создать сайт профессиональной направленности (например, сайт-экологов, сайт-спасателей или сайт-пожарных), поручив каждому студенту разработать отдельную главу сайта, используя совместный доступ. Естественно, контроль за содержанием сайта, его редактированием ложится на плечи преподавателя, которого студенты включают в совместный доступ. Таким образом, можно организовать самостоятельную работу студентов, предусмотренную ФГОС, используя элементы дистанционного обучения.
Создание форм
Большой интерес у студентов вызывает работа с формами. Я предлагаю им создать тест по Информационным технологиям, например по теме «Аппаратное обеспечение ПК». Студенты создают различные виды тестов (с одиночным выбором ответа, с множественным выбором, на соответствие, на вставку текста и данных). При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных. С помощью формы Google можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. Ссылки на формы можно разместить на своем сайте и также использовать в учебном процессе.
Таблицы Google
Познакомившись с таблицами, студенты научились создавать, производить расчеты, строить диаграммы для наглядного представления данных, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. В принципе это было не сложно, так как сервис Google дублирует электронные таблицы EXCEL пакета OFFICE, и это стало несомненным плюсом для повторения пройденного материала и закрепления навыков по работе с электронными таблицами.
Документы Google.
Знакомство с этим сервисом позволило студентам создавать совместные комплексные текстовые документы, включающие таблицы формулы. Задание выдавалось на бригаду. Один из студентов создавал документ и предоставлял другим студентам совместный доступ. Результатом этой работы был создан единый комплексный документ группой студентов с большой экономией времени.
Презентации Google.
Довольно таки неожиданным для студентов стало знакомство с сетевыми презентациями, где каждому из них было предложено разработать и оформить отдельную главу в сетевом проекте презентации. Нужно было выбрать общей стиль для всей презентации и соблюсти индивидуальность для каждого раздела, сделать ненавязчивую анимацию текстов и картинок в слайдах. Хорошим результатом такой работы, на мой взгляд, стала презентация «Экология», разработанная студентами группы 620, Семеновской Ариной, Шван Александрой, Рыжиловой Ольгой и Мотковой Елизаветой.
Заключение.
Вышеизложенные технологии я применяю в учебном процессе и в организации самостоятельных работ студентов в курсе Информационные технологии в профессиональной деятельности. Социальные сервисы открывают потрясающие возможности, с которыми необходимо знакомить студентов. Это, несомненно, позволит им использовать открытые и бесплатные электронные ресурсы, которые могут быть применены в учебных, и, в последующем, профессиональных целях. Студенты смогут самостоятельно создавать учебные материалы в сети, размещать мульти-медиа ресурсы к урокам, делать публикации домашних заданий, организовывать коллективную работу онлайн.
Наиболее интересные проекты студентов, а также адреса их сайтов я размещаю на своем личном сайте.