Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

                 История развития компьютерной техники

Чеботарева Юлия Владимировна,
учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ №692
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Цель:  узнать, как развивалась вычислительная техника, познакомиться с поколениями ЭВМ.

 Задачи:

 1.     Образовательная – актуализировать основной материал по теме;

 2.     Развивающая – развивать познавательный  интерес;

 3.     Воспитательная – формировать информационную культуру, повышать мотивацию учащегося за счет  использования интерактивных средств обучения.

 4.     Здоровьесберегающяя – соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности. 

 

 Оборудование: доска, презентация

 

 Ход урока

 

 1.     Организационный момент. 

 Приветствие. Проверка отсутствующих.

 Вопросы:

1.Чем  древние люди пользовались  для счета?

2.Какие вы знаете приспособления для счета?

3.Какие вы знаете современные устройства для счета?

 2.    Изучение нового материала  

 Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока «История развития компьютерной техники».

Далее идут  объяснения   учителя, ученики заполняют   таблицу (Презентация).

Таблица

V-IVвв. до н.э.

Абак

 

Вычисления проводились перемещением костей или камешков в углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости и пр.

XVII

Русские счеты

 

Вид привычных русских счет. Счёты представляют собой раму с нанизанными на спицы костяшками, обычно по 10 штук.

XVII

Суммирующая машина «Паскалина»

Блез Паскаль

Машина Паскаля позволяла выполнять не только сложение, но и другие операции, но требовала при этом применения довольно неудобной процедуры повторных сложений. Вычитание выполнялось при помощи дополнений до девятки, которые, для помощи  считавшему, появлялись в окошке, размещённом над выставленным оригинальным значением.

1670-1680

Счетная машина

Готфрид Лейбниц

Счетная машина, которая выполняла четыре арифметических действия.

 

1818

Счетная машина

К. Томас

В 1818 г. К. Томас, воспользовавшись идеями знаменитого немецкого ученого Готфрида Лейбница , изобрел счетную машину для выполнения четырех арифметических действий и назвал ее арифмометром.

1874

Арифмометр

Однер Вильгодт Теофил

Машина позволяла  быстро вычислять все четыре арифметических действия.

(За изобретение арифмометра В.Т.Однер получил золотую медаль на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 г).

1878

Счетная машина

П. Чебышев

Счетная машина  выполняла  сложение и вычитание многозначных чисел.

30 годы ХХ столетия

Арифмометр «Феникс»

 Карл Ксавье Томас

Арифмометр обрабатывал большие массивы числовой информации.

Впервые в мире промышленное производство счетных машин организовал  инженер Карл Ксавье Томас  — основатель и руководитель двух парижских страховых обществ  "Феникс" и "Солейль" . Появилась возможность значительно сократить количество служащих в страховых обществах и увеличить доходы во много раз.

XIX

Аналитическая машина

Чарльз Беббидж

Предполагалось, что машина будет действовать по программе, которая задавала бы последовательность выполнения операций и передачи чисел из памяти в мельницу и обратно. Программы должны были кодироваться и переноситься на перфокарты.

1888

Табулятор

Герман Холерит

Информация, нанесенная на перфокарту, расшифровывалась электрическим током.

В 1924 Холлерит основал фирму IBMдля серийного выпуска табуляторов

 

Поколения ЭВМ

 

Появление электронно-вакуумной лампы позволило ученым претворить в жизнь идею создания вычислительной машины. Она появилась в 1946 году в США для решения задач и получила название ЭНИАК (Электронный численный  интегратор и калькулятор).  Дальнейшее совершенствование ЭВМ определялось прогрессом электроники, появлением новых элементов и принципов действий, т.е. развитием элементной базы. В наши дни насчитывается уже несколько поколений ЭВМ. Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин, разработанные различными конструкторскими коллективами, но построенные на одних и тех же научных и технических принципах. Каждое следующее поколение отличалось новыми электронными элементами, технология изготовления которых была принципиально другой.

 

Краткая характеристика поколений

 

  1. Первое  поколение

 

  • Элементная база - электронные лампы и реле;
  • Оперативная память выполнялась на триггерах, позднее на ферритовых сердечниках;
  • Надежность - невысокая, требовалась система охлаждения;
  • ЭВМ имели значительные габариты;
  • Быстродействие- 5 - 30 тыс. арифметических оп/с;
  • Программирование - в кодах ЭВМ (машинный код);
  • Программированием занимался узкий круг математиков, физиков, инженеров - электронщиков. ЭВМ первого поколения использовались в основном для научно-технических расчетов.

 

  1. Второе поколение

 

  • Полупроводниковая элементная база;
  • Значительно повышается надежность и производительность;
  • Снижаются габариты и потребляемая мощность;
  • Развитие средств  ввода/вывода, внешней памяти;
  • В рамках второго поколения четко стала проявляться дифференциация ЭВМ на малые, средние и большие;
  • Второе отличие этих машин — это то, что появилась возможность программирования на алгоритмических языках. Были разработаны первые языки высокого уровня - Фортран, Алгол, Кобол. Эти два важных усовершенствования позволили значительно упростить и ускорить написание программ для компьютеров.

 

    3.Третье поколение

 

  • Элементная база на интегральных схемах (ИС);
  • Появляются серии моделей ЭВМ программно совместимых  и обладающих возрастающими от модели к модели возможностями;
  • Усложнилась логическая архитектура ЭВМ и их периферийное оборудование, что существенно расширило функциональные и вычислительные возможности;
  • Частью ЭВМ становятся операционные системы (ОС);
  • Мощным становиться программное обеспечение: появляются системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизирования проектных работ (САПРы) различного назначения, совершенствуются АСУ, АСУТП;
  • Развиваются языки и системы программирования.

 

  1. Четвертое поколение

 

  • Элементной базой становятся большие (БИС) и сверхбольшие (СБИС) интегральные схемы;
  • Получает мощное развитие телекоммуникационная обработка информации за счет повышения качества каналов связи, использующих спутниковую связь;
  • Повышение  надежности и производительности ЭВМ;
  • Появились микро-  и мини-ЭВМ, превосходящие по возможностям средние и большие ЭВМ предыдущего поколения при  значительно меньшей стоимости;
  • Технология производства процессоров на базе СБИС ускорила темпы выпуска ЭВМ и позволила внедрить компьютеры в широкие массы общества;
  • С появление универсального процессора на одном кристалле (микропроцессор Intel-4004,1971г) началась эра ПК.    

     Начиная с этого поколения, ЭВМ стали называть компьютерами.

 

     5.Пятое поколение

 

Вычислительные системы пятого поколения кроме высокой производительности и надежности при более низкой стоимости,  должны удовлетворять следующим качественно новым функциональным требованиям:

  • обеспечить простоту применения ЭВМ путем реализации систем ввода/вывода информации голосом;
  • диалоговой обработки информации с использованием естественных языков;
  • возможности обучаемости,  ассоциативных построений и логических выводов;
  • улучшить основные характеристики и эксплуатационные качества ВТ для удовлетворения различных социальных задач;
  • улучшить соотношения затрат и результатов, быстродействия, легкости, компактности ЭВМ; обеспечить их разнообразие, высокую адаптируемость  к приложениям и надежность в эксплуатации.

 

3.    Физкультминутка

http://videouroki.net (автор Дмитрий Тарасов ).

 

4.     Обобщение и систематизация знаний.

Учитель предлагает  самостоятельно ответить на вопросы после параграфа (1, 3,8)  и через несколько минут обсудить в классе ответы учащихся.

 

5.     Домашнее задание.

Тема 1.1 стр.6-16 учебник

 

8. Подведение итогов. Рефлексия.

 

9. Список литературы и Internet-ресурсов:

1.Учебник под редакцией Н.В.Макаровой «Информатика» 9 класс, издательство Питер,  Санкт-Петербург, 1999

2.http://rufact.org/wiki/Однер%20Вильгодт%20Теофил

3.http://informat444.narod.ru/museum/pres/pl-2-99.htm

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F7%B8%F2%FB

5.http://www.net-learning.ru/index.php/Суммирующая_машина_Паскаля

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%EC%EC%E8%F0%F3%FE%F9%E0%FF_%EC%E0%F8%E8%ED%E0_%CF%E0%F1%EA%E0%EB%FF

7.http://informat444.narod.ru/museum/pres/pl-2-99.htm

8.http://progday.narod.ru/gener.htm

9.http://www.coolreferat.com/Поколения_ЭВМ

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»