ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕРНЕТУ И СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ Драчинская Ксения Викторовна ученица 11 класса лицея №445 Г. Зеленогорск, Санкт-Петербург E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ATTITUDE OF MODERN SCHOOLCHILDREN TO THE INTERNET AND SOCIAL NETWORK Drachinskaia Ksenia ViktorovnaStudent of the 11th grade of Lyceum №445 Zelenogorsk, Saint-Petersburg АННОТАЦИЯ Школьники. Интернет. Исследование. ABSTRACT Schoolchildren. The internet. Study.Ключевые слова: Киберзависимость, общение, учеба, свободное время, ограничения Keywords: Cyber dependence, communicate, study, free time, limitations Интернет оказывает колоссальное влияние на жизнь современных школьников и является неотъемлемой частью их жизни во всех его проявлениях. Интернет вошел в жизнь школьника как помощник в поиске информации и друзей, как гид по открытию новых стран и народов и так далее. Интернет подарил нам новое восприятие мира. Интернет – это Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и 1 передачи информации. Интернет используется как средство массовой коммуникации - новости в Интернете не имеют временной и тематической регламентации, пользователь в любое время может обратиться в Интернет, сам выбрать логику просмотра новостных событий. Интернет выступает как электронный справочник, библиотека, банк мультимедийных данных, включая аудио, видео, графические работы, в интернете практически нет цензуры, что имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Для детей, подростков интернет - социальное пространство со своим культурным потенциалом, собственным языком и определенными ценностями. Главным фактором включения в Интернет как социальное пространство является навык обращения с компьютерной техникой. В коронавирусный период именно через интернет-конференции велось не только государственное управление, но и непрерывное обучение школьников и студентов. С целью получения актуальной информации о воздействии интернета на жизнь школьников разных возрастных групп в период с октября 2021 по февраль 2022 годов мною было проведено анкетирование “Отношение школьников к Интернету и социальным сетям”. Всего было обследовано 63 человека в четырех возрастных группах 8-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 17-18 лет в школе 445 г. Зеленогорска, Санкт-Петербург. В результате опроса получила следующие результаты: на вопрос «Сколько часов ты проводишь в Интернете?» было три варианта ответа 1-2 часа, 3-6 часов, более 6 часов. Самое малое время проводят дети 8-10 лет, то есть 47%, это количество уменьшается с увеличением возраста и к 17-18 лет (1-2 часа) доходит до 0%. 2 Однако дольше всех, больше 6 часов проводят дети 13-15 лет, то есть 43% и к 17-18 лет эта цифра снижает до 33 %, а в 11-12 лет 20%, то есть каждый пятый школьник проводит в Интернете время, соотносимое с длительностью 6 школьных уроков. Таблица 1. Сколько часов ты проводишь в Интернете? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет 1-2 часа 47% 30% 14% 0% 3-6 часов 28% 50% 43% 67% Более 6 часов 24% 20% 43% 33% На следующий вопрос: “Для чего ты используешь Интернет?” можно было дать несколько вариантов ответов. В 8-10 лет самое востребованное использование Интернета - для игр (71%), менее востребованное - для учебы (43%), в 11-12 лет увеличивается использование Интернета для игр (90%), увеличивается использование для учебы (50%), в 13-15 лет самое востребованное использование Интернета и социальных сетей - для общения-100% опрошенных это подтвердило, что связано с большой потребностью в общении в этом возрасте, и, как видим, полным удовлетворением потребности в общении через Интернет и социальные сети. Здесь может возникнуть риск киберкоммуникативной зависимости, как зависимости личности в коммуникационной среде Интернет, на что указывает ряд исследователей (Крутилина М. А., Тончева А.В.). Для таких подростков становится неинтересным реальное общение с друзьями и приятелями из-за частого нахождения в сети “онлайн”. 3 Нужно отметить, что от интернет-игр ребенок и подросток получает удовольствие, вырабатывается гормон радости, что искусственно стимулирует нервную систему, нарушает ее работу, в реальной жизни трудно получить такие сильные эмоции, прилагая аналогичные усилия, в реальной жизни для получения эмоций такой интенсивности приходится прилагать чрезмерные усилия. В результате - у значительной части подростков дезориентация и повышение депрессивных переживаний. Таблица 2. Для чего ты используешь Интернет? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет играю 71% 90% 71% 40% общаюсь 67% 60% 100% 87% учусь 43% 50% 71% 67% Мультимедия/музыка 57% 80% 100% 93% Интересные данные получились, когда был задан школьникам вопрос «Ограничивают ли родители использование Интернета?». В 8-10 лет ограничивают 48% родителей, а в 13-15 лет и 17-18 лет 0%, то есть, родители, вероятно, не имеют возможностей по ограничению пребывания подростков в сети Интернет. Большой проблемой является чрезмерное использование интернета, так как подросток теряет ощущение времени, реальности, через него проходит большой объем информации, который он просто не в состоянии обработать, проанализировать, осмыслить. 4 Таблица 3. Ограничивают ли родители использование Интернета? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет да 48% 40% 0 0 нет 4% 30% 43% 93% иногда 48% 30% 57% 7% Интересный вопрос, на мой взгляд “Используют ли родители твой доступ к Интернету, социальным сетям в качестве поощрения за хорошую учебу, поведение? “ Как видим, если в возрасте 8-10 лет половина родителей (52%) может использовать ограничение пользованием как метод поощрения-наказания, то уже к 17-18 годам только 7% родителей могут как-то ограничивать пользование их детьми Интернетом и социальными сетями. Таблица 4. Используют ли родители доступ твой к Интернету, социальным сетям в качестве поощрения за хорошую учебу, поведение? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет да 52% 40% 29% 7% нет 48% 60% 71% 93% Следующий вопрос был «Зарегистрирован ли ты в социальных сетях (хотя бы одной)?». В 8-10 лет таких половина, в 11-12 лет уже 90%, а начиная с 13 лет таких 100%. Создав свою виртуальную страницу в социальных сетях, даже младший школьник, а тем более подросток, 5 он получает возможность безграничного общения, что может удовлетворить его потребности в коммуникации. Одновременно, это создает и риски зависимости от влияния в Интернете на фоне дефицита общения в обыденной реальности. Таблица 5. Зарегистрирован ли ты в социальных сетях? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет да 52% 90% 100% 100% нет 48% 10% 0% 0 Потом я задала школьникам вопрос «Влияют ли социальные сети на твои поступки?». В 8-10 лет категорически “нет” ответило 96 %, в 11-12 таких уже 50% и к 17-18 годам 73% (то есть не влияют на 3 из 4 старшеклассников). Таблица 6. Влияют ли социальные сети на твои поступки? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет Да 4% 50% 43% 27% Нет 96% 50% 57% 73% Социальные сети помогают ребенку и подростку представить себя, свой желаемый образ своему окружению, прожить в новой социальной роли. Чтобы достичь результата в реальной жизни, нужно предпринимать усилия, ограничивать свои желания, свое время, а в виртуальной жизни все сделать 6 значительно проще - нужно завести аккаунт и можно играть разные социальные роли, представлять себя в различных образах. Виртуальная жизнь, следовательно, значительно проще, легче, и кается, что интересней, чем реальная. Кроме того, у всех людей разная стресс-устойчивость и разное отношение к позитивной и негативной информации. Негативная информация и новости подаются более эмоционально-окрашенными, и у подростков с неустойчивой психикой это может вызвать панические атаки, нарушения сна, повышение общего уровня тревожности и напряжения. Далее вопрос «Могли бы вы учиться без помощи интернета?». В 8-10 лет таких 38% , а в 11-12 50%, а в 17-18 количество несколько падает и их 47%, то есть почти половина. Действительно, старшеклассники при подготовке к экзаменам активно пользуются интернетом. Однако, в интернете циркулирует огромное количество непроверенных фактов, новостей, которые мы называем фейковыми. Фейковые новости ярче реальных, к ним привлекается больше внимания, они задевают на эмоциональном уровне. К сожалению, не всегда и не все подростки могут критично воспринимать информацию, проверять ее, обдумывать, анализировать, перепроверять в других источниках. Таблица 7. Могли бы вы учиться без помощи интернета? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет да 38% 50% 43% 47% нет 4% 10% 0% 20% Не знаю 62% 40% 57% 33% 7 Следующий вопрос для изучения: «В каком возрасте ты познакомился с интернетом?». Среди детей 8-10 лет до 5 лет познакомился с интернетом 19%, то есть каждый пятый, а 17-18 лет - 0%. После 7 лет с интернетом познакомилось среди детей 8-10 лет 29%, а среди детей 17-18 47% (почти каждый второй). Таблица 8. В каком возрасте ты познакомился с Интернетом? Варианты ответов 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 17-18 лет До 5 лет 19% 30% 57% 0% 5-7 лет 52% 30% 0% 53% После 7 лет 29% 40% 3% 47% Как мы видим, Интернет всё сильнее и сильнее входит в жизнь каждого человека, начиная с детского возраста, без него уже не представляется жизнь современного школьника. Интернет и социальные сети дают множество возможностей, но и несут с собой новые риски и угрозы для современных школьников, которые нужно изучать и отслеживать. Важно формировать критичность восприятия интернет-контента, что помогает разрушить иллюзию безопасности информации, поглощаемой подростками через интернет, помогает формировать причинно-следственную связь между действиями на экране и возможным вредом в реальной жизни. Огромная проблема угроз из Интернета и социальных сетей - деструктивные сообщества, где специально обученные люди (администраторы сообществ) находят подростков в трудных жизненных ситуациях или тех, кто ситуативно эмоционально ослаблен, и начинают, применяя определенные технологии, вербовать их вступить в эти сообщества, а потом совершить разрушающие действия, благодаря которым, по их убеждению, подросток сможет повысить свой авторитет в сообществе.8 Список литературы: Крутилина М.А. Киберкоммуникативная зависимость в подростковом возрасте//Апробация. Ежемесячный научно-практический журнал -2017- №3(54).-С. 123-124. Лопатин Д.В. Угрозы информационного характера в современной России// Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: учебное пособие/ под ред. М.С.Чвановой. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, С. 100. Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости//Интернет-журнал “Науковедение”-2012/-№4.-С. 115-120 9