Информационные технологии в обеспечении
самостоятельной работы учащихся
Евгеньев Александр Олегович
Важность организации самостоятельной работы учащихся при изучении предметов любого направления никогда не подвергалась сомнению. Я думаю, что все учителя, работающие в 80х, 90х годах прошлого века в те времена писали по вечерам на перфокартах карточки с задачами или подбирали детям темы рефератов. Таким образом, данное направление не является чем новым и неизведанным. Я, например, до сих пор использую многие из тех задач, которые были мной придуманы или найдены на заре моей педагогической деятельности в начале 90х годов. Естественно, в настоящее время они у меня не на перфокартах хранятся.Современные технологии не открывают каких то принципиально новых направлений в нашей деятельности, они позволяют максимально эффективно использовать время учащихся и, что немаловажно, наше время.
Простейшая база данных по задачам позволит Вам быстро составить самостоятельную работу, подобрать задание учащимся, пропустившим по болезни или другой причине большое количество занятий, поможет в работе с неуспевающими. В подготовке презентации к уроку. В качестве примера приведу экспорт одной записи своего варианта такой базы данных.
Тема | Условие | Решение |
Рисунок | Ответ | Класс | Сложность |
Влажность воздуха | Найти температуру камня только что вынутого из озера при температуре окружающего воздуха 240С и относительной влажности 70% | 137solf.doc | 200 C | 8, 10 | 6 |
При встречах с коллегами мне часто говорят, что у меня есть громадное преимущество, что я преподаю не только физику, но и информатику, что позволяет создавать большое количество интегрированных работ. Но как уже учитель информатики хочу заметить, что дети гораздо охотнее выполняют задания, ориентированные на конкретные тематические элементы, включающие в себя межпредметные связи, чем учебные задания, ориентированные только на развитие умений и навыков в информационных технологиях. И здесь всё главным образом зависит от желания учителя, преподающего предмет сотрудничать, я даже не скажу с учителем информатики, он то всегда пойдёт навстречу, ему это только помощь в работе, а именно с информационными технологиями.
Так в нашей 111 школе на уроках информатики мы проводили интегрированные работы с такими предметами, как география (7 класс), биология (7-9 классы), история города (5-6) классы, математика (8, 9 классы), иностранный язык (6-10 классы). О физике, как Вы понимаете, можно и не упоминать. Некоторые из наших идей были показаны на открытых уроках.
Другое дело, что проведение таких работ требует достаточно серьёзной подготовки, обсуждение критериев оценки, нормативов поиска и использования материалов. Но под лежачий камень вода и не потечёт.
В этом смысле достаточно интересны работы, предполагающие самостоятельное исследование предложенной темы с оформлением результата в виде презентации. Очень желательно найти время на уроке, чтобы провести конференцию в виде докладов учащихся. Это очень важно с той точки зрения, что наши дети привыкли и большинстве своём научились писать тесты, но разучились отвечать устно. Такие миниконференции проходят достаточно интересно и с большой активностью учащихся. Работы учащиеся выполняют либо в кабине информатики на уроках или в неурочное время работы кабинета информатики (в этом случае возможна работа в малых группах по 2-3 человека), либо в домашних условиях. При этом мы выставляем следующие требования к данным работам.
- Время устного доклада – 5-6 минут. В этом смысле учащиеся должны проговорить доклад по сделанной презентации, что, конечно, невозможно в случае выполнения её на уроке.
- Презентация должна быть иллюстрацией устного доклада, а не являться самостоятельной от него работой.
- Оформление презентации должно быть удобным для слушателей.
Не обязательно каждый год предлагать учащимся одну и ту же тему для работы. Можно их варьировать. Так 7х классах в прошлом году мной была предложена тема для самостоятельного доклада «Вечные двигатели». При этом предлагался следующий план работы.
- Учащиеся должны были выбрать один из понятных им проектов вечных двигателей.
- Привести доводы изобретателя, считавшего, что двигатель должен работать.
- Объяснить присутствующим, в чем заключалась ошибка изобретателя и почему двигатель работать не будет.
- Учащийся должен выбрать один из видов простого механизма (кроме рычага и наклонной плоскости, подробно описанных в учебнике)
- Изложить историю появления этого механизма
- Изложить математическую модель работы данного механизма, определить выигрыш в силе данного механизма, показать на его примере, как выполняется золотое правило механики
- Привести примеры использования данного механизма в современной технике.
Важным этапом работы учителя в данном случае является то, что он является в течении работы консультантом. Работа с учителем-консультантом – важный вид работы, приучающий к этому виду прежде всего учеников. И начинать эту работу надо именно с младших классов. В дальнейшем, в старших классах, когда учащиеся будут выполнять серьёзные исследовательские работы, они оказываются не готовы именно к тому, что учитель в данном случае является консультантом. Они ожидают, что либо он будет выполнять работу вместе с ними, либо только проверит конечный результат.
Другим вариантом организации самостоятельной работы учащихся индивидуальной или в малых группах с использованием информационных технологий может быть презентация к индивидуальной работе на уроке или дома. По сути дела это хорошо известная нам работа с раздаточным материалом, только на безбумажной интерактивной основе.
Подготовиться к такому уроку достаточно несложно. Приведем пример.
- Создаём презентацию с основами теоретических знаний по изученному материалу. Для этой цели используем наши презентации к урокам.
- Подбираем задачи с решениями (вспомним про базу данных, которая описана в начале данной статьи)Подбираем задачи для самостоятельного решения (каждой группе свои, по вариантам, всем одинаковые – на Ваше усмотрение).
- Рассылаем полученные презентации по школьной сети (если урок проводится в кабинете информатики) или выставляем на сайт школы.
- На школьный сайт, естественно могут выставляться и презентации к уроку, для изучения пройденного на уроке материала.