Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Информационные технологии в обеспечении
самостоятельной работы учащихся

Евгеньев Александр Олегович
Важность организации самостоятельной работы учащихся при изучении предметов любого направления никогда не подвергалась сомнению. Я думаю, что все учителя, работающие в 80х, 90х годах прошлого века в те времена писали по вечерам на перфокартах карточки с задачами или подбирали детям темы рефератов. Таким образом, данное направление не является чем новым и неизведанным. Я,  например, до сих пор использую многие из тех задач, которые были мной придуманы или найдены на заре моей педагогической деятельности в начале 90х годов. Естественно, в настоящее время они у меня не на перфокартах хранятся.
Современные технологии не открывают каких то принципиально новых направлений в нашей деятельности, они позволяют максимально эффективно использовать время учащихся и,  что немаловажно, наше время.
Простейшая база данных по задачам позволит Вам быстро составить самостоятельную работу, подобрать задание учащимся, пропустившим по болезни или другой причине большое количество занятий, поможет в работе с неуспевающими. В подготовке презентации к уроку. В качестве примера приведу экспорт одной записи своего  варианта такой базы данных.
Тема Условие Решение
 
Рисунок Ответ Класс Сложность
Влажность воздуха Найти температуру камня только что вынутого из озера при температуре окружающего воздуха 240С и относительной влажности 70% 137solf.doc   200 C 8, 10 6
Имея такую базу данных Вы очень быстро подготовите самостоятельную работу, задание ученику пропустившему большое количество занятий, задание для работы над ошибками, презентацию к уроку. Фактически, эта база данных является современным аналогом перфокарт 80х годов, но являющимся универсальным конструктором Вашей работы. Составление презентации к уроку при наличии такой базы занимает 15-20 минут и осуществляется исключительно перетаскиванием мышью необходимых объектов, естественно, при условии, что общий ход урока, наполнение и т.д. уже продуман.
При встречах с коллегами мне часто говорят, что у меня есть громадное преимущество, что я преподаю не только физику, но и информатику, что позволяет создавать большое количество интегрированных работ. Но как уже учитель информатики хочу заметить, что дети гораздо охотнее выполняют задания, ориентированные на конкретные тематические элементы, включающие в себя межпредметные связи, чем учебные задания, ориентированные только на развитие умений и навыков в информационных технологиях. И здесь всё главным образом зависит от желания учителя, преподающего предмет сотрудничать, я даже не скажу с учителем информатики, он то всегда пойдёт навстречу, ему это только помощь в работе, а именно с информационными технологиями.
Так в нашей 111 школе на уроках информатики мы проводили интегрированные работы с такими предметами, как география (7 класс), биология (7-9 классы), история города (5-6) классы, математика (8, 9 классы), иностранный язык (6-10 классы). О физике, как Вы понимаете, можно и не упоминать. Некоторые из наших идей были показаны на открытых уроках.
Другое дело, что проведение таких работ требует достаточно серьёзной подготовки, обсуждение критериев оценки, нормативов поиска и использования материалов. Но под лежачий камень вода и не потечёт.      
В этом смысле достаточно интересны работы, предполагающие самостоятельное исследование предложенной темы с оформлением результата в виде презентации. Очень желательно найти время на уроке, чтобы провести конференцию в виде докладов учащихся. Это очень важно с той точки зрения, что наши дети привыкли и большинстве своём научились писать тесты, но разучились отвечать устно. Такие миниконференции проходят достаточно интересно и с большой активностью учащихся. Работы учащиеся выполняют либо в кабине информатики на уроках или в неурочное время работы кабинета информатики (в этом случае возможна работа в малых группах по 2-3 человека), либо в домашних условиях. При этом мы выставляем следующие требования к данным работам.
  1. Время устного доклада – 5-6 минут. В этом смысле учащиеся должны проговорить доклад по сделанной презентации, что, конечно, невозможно в случае выполнения её на уроке.
  2. Презентация должна быть иллюстрацией устного доклада, а не являться самостоятельной от него работой.
  3. Оформление презентации должно быть удобным для слушателей.
Не секрет, что многие учащиеся выполняют презентации следующим образом: ввели запрос в поисковой строке, нашли материал по данной теме, скопировали его (особо не читая) в свою презентацию, в расчёте на то, что на защите работы они просто прочитают текст слайда. В результате в презентации по силе Архимеда ученика 7-го класса появляется фраза «сила Архимеда определяется как интеграл второго рода…». Такие презентации должны не допускаться до защиты. Поэтому после выполнения работы презентации проверяются учителем. Для этого они отправляются учителю по школьной сети, если выполнялись в школе или по электронной почте, если выполнялись дома.
Не обязательно каждый год предлагать учащимся одну и ту же тему для работы. Можно их варьировать. Так 7х классах в прошлом году мной была предложена тема для самостоятельного доклада «Вечные двигатели». При этом предлагался следующий план работы.
  1. Учащиеся должны были выбрать один из понятных им проектов вечных двигателей.
  2. Привести доводы изобретателя, считавшего, что двигатель должен работать.
  3. Объяснить присутствующим, в чем заключалась ошибка изобретателя и почему двигатель работать не будет.
При этом учитель во время доклада может сделать паузу между пунктами 2 и 3 и предложить присутствующим, не знакомым с данным проектом вечного двигателя (т.е. не выполнявшим данную работу), найти ошибку в расчётах изобретателя. В этом году учащимся 7х классов предложена тема «Простые механизмы». Предлагался следующий план работы:
  1. Учащийся должен выбрать один из видов простого механизма (кроме рычага и наклонной плоскости, подробно описанных в учебнике)
  2. Изложить историю появления этого механизма
  3. Изложить математическую модель работы данного механизма, определить выигрыш в силе данного механизма, показать на его примере, как выполняется золотое правило механики
  4. Привести примеры использования данного механизма в современной технике.
  Однако презентации прошлого года я вовсе не собираюсь «списывать в архив». Это «моя добыча» и её надо эффективно использовать, в том числе для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Для этой цели распечатываем первые две части наиболее интересных работ (без объяснения почему данный вечный двигатель не будет работать), разделяем класс на группы и предлагаем каждой группе найти ошибку в доводах изобретателя. Презентация с описанием двигателя для представителей других групп и правильный ответ для всеобщего обозрения у Вас уже есть.
Важным этапом работы учителя в данном случае является то, что он является в течении работы консультантом. Работа с учителем-консультантом – важный вид работы, приучающий к этому виду прежде всего учеников. И начинать эту работу надо именно с младших классов. В дальнейшем, в старших классах, когда учащиеся будут выполнять серьёзные исследовательские работы, они оказываются не готовы именно к тому, что учитель в данном случае является консультантом. Они ожидают, что либо он будет выполнять работу вместе с ними, либо только проверит конечный результат.
Другим вариантом организации самостоятельной работы учащихся индивидуальной или в малых группах с использованием информационных технологий может быть презентация к индивидуальной работе на уроке или дома. По сути дела это хорошо известная нам работа с раздаточным материалом, только на безбумажной интерактивной основе.
Подготовиться к такому уроку достаточно несложно. Приведем пример.
  1. Создаём презентацию с основами теоретических знаний по изученному материалу. Для этой цели используем наши презентации к урокам.
  2. Подбираем задачи с решениями (вспомним про базу данных, которая описана в начале данной статьи)Подбираем задачи для самостоятельного решения (каждой группе свои, по вариантам, всем одинаковые – на Ваше усмотрение).
  3. Рассылаем полученные презентации по школьной сети (если урок проводится в кабинете информатики) или выставляем на сайт школы.
  4. На школьный сайт, естественно могут выставляться и презентации к уроку, для изучения пройденного на уроке материала.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»