Методические особенности при подготовке
к ОГЭ по информатике
Шелковникова Юлия Сергеевна
Многие выпускники 9-х классов видят перспективы дальнейшего обучения именно в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ведь информатика сегодня- интегрирующее звено для всех наук и технологий. Биология, медицина, промышленность и пр.- все это немыслимо без того или иного компьютерного и программного обеспечения (ПО). Именно поэтому молодые люди увлекаются информатикой как будущей профессией. Информатика имеет ряд особенностей по сравнению с другими школьными дисциплинами. Значительную часть материала программы по информатике составляют умения в области программирования, базирующиеся на математике и математической логике, ну и, конечно же, на алгоритмах. Подготовка к ОГЭ требует не только занятий во время урока и при подготовке домашнего задания, но и самостоятельной работы обучающихся. Однако основная ответственность ложится на плечи учителя.
Не все учащиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут показать уровень подготовленности в рамках ОГЭ по информатике и ИКТ , необходимый для получения отметок «4» и «5».
Отсюда и появляется основная задача учителя- детально изучить структуру ОГЭ и спланировать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ нужно как можно раньше, самый усиленный период подготовки учащихся к ОГЭ по информатике и ИКТ будет последний год обучения.
Для учителя подготовка учащихся к ГИА по информатике и ИКТ
носит довольно разноплановый характер. Это обусловлено не только уровнем подготовки учащихся, но и различными условиями изучения самого предмета в образовательном учреждении- это количество часов, оснащение техникой, квалификацией учителя и пр.
Важной из составляющих успешности учителя- является успех его учеников. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных 10-х классов, а также при приеме в учреждения системы СПО без организации дополнительных испытаний.
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей (бумажной и компьютерной) и включает в себя 15 заданий. Каждое из заданий, проверяет предметные результаты, которые зависят от его вклада в реализацию требований ФГОС и объёмного наполнения материалов в курсе информатики основной школы.
В экзаменационной работе присутствуют задания двух типов:
-
1-10 — задания, требующие открытого ответа (выполнить и записать ответ);
-
11-15 — задания, для которых требуется компьютер (из них №11 и 12 требуют записи ответов в бланк, а №13-15 должны иметь результат в виде отдельных сохраненных файлов).
В 11 задании предлагается текстовый файл, в котором с помощью специальных средств предлагается найти ответ из текста. Обычно это город, фамилия или имя литературного героя.
В №12 проверяется умение искать и подсчитывать объем информации, собранной по условию.
13 задание предлагает два варианта выполнения, среди которых выпускник может выбрать более комфортный. По заданным условиям необходимо создать файл с текстом или презентацию, где будут содержаться текстовые и числовые данные , таблицы и формулы.
В №14 предлагается определенный массив данных, которые нужно обработать с помощью инструментов таблицы. Результатом должна стать диаграмма, сохраненная в отдельный файл.
15 задание, как 13, предлагается на выбор. Девятиклассник должен составить программу, записав ее либо с помощью языка программирования (15.2), либо следуя инструкциям и пояснениям в условии задания (15.1).
Итак, контроль- это неотъемлемая часть учебного процесса. Подготовка учащихся к ОГЭ – это длительная и кропотливая работа учителя. Основной метод подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт говорит о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы и позволяет адаптироваться в условиях аттестации.